Реализация программы «Социокультурные истоки» в коррекционной логопедической работе с детьми с ТНР в ДОУ.
статья по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

В рамках ФГОС ДО актуальным ведущим направлением в развитии специального образования является инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, в нашем случае, детей с нарушениями речи, включение их во все возможные и необходимые сферы жизни социума и предоставление возможности самореализоваться в  обществе, получить достойный социальный статус,  актуальным является и объединения усилий  дошкольного образовательного учреждения и семьи, взаимодействие специалистов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_v_logopedicheskoy_korrektsionnoy_rabote.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы «Социокультурные  истоки» в коррекционной логопедической работе с детьми с ТНР в ДОУ.                                                                                                                                                                            

Актуальность. В рамках ФГОС ДО актуальным ведущим направлением в развитии специального образования является инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, в нашем случае, детей с нарушениями речи, включение их во все возможные и необходимые сферы жизни социума и предоставление возможности самореализоваться в  обществе, получить достойный социальный статус,  актуальным является и объединения усилий  дошкольного образовательного учреждения и семьи, взаимодействие специалистов.  Это возможно благодаря созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Программа  «Социокультурные истоки» - интегрированная программа и в полной мере соответствует созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.   Интеграция означает глубокое объединение  нескольких образовательных областей и программ.  Принцип интегративности позволяет реализовать коррекционную  программу и программу «Истоки» через инструментарий и системные разработки  Социкультурной программы (в пяти образовательных областях: ) в образовательной области: речевое развитие.

-социально-коммуникативное развитие;

- познавтельное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие;

Раскрывая варианты интеграции программы «Истоки» и коррекционной логопедической программы  рассмотрим содержание образовательной области «Речевое развитие» ФГОС дошкольного образования, реализуемое в программе «Социокультурные истоки». Согласно  дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры и направлено на

- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух  текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтактической активности как предпосылки обучения.

(Как учитель – логопед  интегрирует «Истоки» в коррекционную логопедическую программу для детей дошкольного возраста с нарушениями речи).  Исходя из ФГОС ДО в коррекционной программе учитываются индивидуальные потребности ребенка с ТНР, возрастные особенности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы», специальные условия для получения образования детьми с ТНР: специальные методы, индивидуальные, подгрупповые занятия, предусматривает  работу с разными подгруппами детей, находящимися на разном уровне развития, сотрудничество детей и взрослых, участие родителей в коррекционной деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (сравнение с истоками).                                                                                                                                   В программе «Истоки» также указаны  активные формы образовательной деятельности: ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе вместе с родителями, ресурсный круг с делегированием, индивидуальные занятия с родителями  похожи на формы логопедических занятий.                                                                                                         Из сказанного мы видим, что формы организации занятий, цели и задачи программы «Социокультурные истоки» и коррекционной логопедической программы совпадают, перекликаются и красной нитью проходят через две программы: коррекционной, Социокультурной программы «Истоки», обеспечивают  взаимодействие родителей и детей, специалистов и педагогов ДОУ. А это дает возможность использовать программу «Истоки» в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи.

И интегративный инструментарий – книги, представленный в программе «Истоки» для дошкольного образования, позволяет реализовать программу «Истоки» в коррекционной деятельности. Книги для развития детей от 3-х лет являются пособиями для педагогов и главным   интеграции в дошкольном образовании в контексте программы «Социокультурные истоки».

 Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы активно использовать представленные произведения программой «Истоки» в коррекционной деятельности по формированию правильного звукопроизношения, по формированию лексико-грамматической стороны речи, по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями, помочь детям освоить сложный речевой материал: русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, игры, песни, потешки, поговорки, пословицы.  Помочь педагогам ДОУ и родителям решать задачи речевого развития дошкольников по программе «Истоки.» Логопедические занятия имеют   опережающий характер, до проведения ресурсного круга, работы в паре с родителями по «Истокам», и до занятий с воспитателями  коррекционные занятия на речевом   материле программы проводит логопед, т.к.  ребенок должен освоить материал, чтобы легко общаться в ресурсном круге и т.д.: высказать свое мнение, рассуждать, рассказать выученный речевой материал. Работа по книгам способствует полноценному речевому развитию детей, обогащению активного словаря, развитию связной грамматически правильной диалогической  и монологической речи, знакомству с книжной культурой, детской литературой.  Благодаря участию в системе активных занятий дети постепенно достигают высокого уровня монологической речи, являющейся основой для аргументации, что характеризует эффективность ресурсного круга, работы в паре и в микрогруппе.                                                                                                                    Центральное место в книгах занимают русские народные сказки, сказы, былины, в  книгах используются фрагменты произведений классической или житейной литературы.   Народные игры, песни, потешки, поговорки и пословицы приобщают детей к ценности родного слова. В книги для развития включены задания трех уровней сложности:

1 напрвленные на воспроизведение информации (выучить…, рассказать..)

2 направленные на преобразование имеющихся знаний (поразмышлять, что запомнили, почему так…)

3 направленные на творческий поиск (придумать продолжение истории, …)

Все задания  и все направления сложны в плане речевого высказывания для детей с нарушениями речи. На индивидуальных занятиях, особенно в начале учебного года, помочь освоить речевой материал для занятий в ресурсном круге, на активных занятиях. Занятия с логопедом по программе «Истоки» несет опережающий характер. Ориентируясь на «Истоки» берутся  те произведения, которые должны изучать на воспитательских занятиях в тех формах, указанных программой «Истоки». Используя эти произведения, пословицы, потешки и др. автоматизируются, дифференцируются  звуки речи, формируется грамматический строй речи ребенка на речевом материале по «Истокам», ведется работа по развитию связной речи: диалогической и монологической – пересказ, чтение выученных стихотворений, рассказов, пословиц. Логопедические занятия позволяют вести занятия в паре, с родителями, в микрогруппах. Программа «Истоки» успешно решает задачи развития речи языкового сознания, общения: деловое, познавательное, личностное, образного мышления, коммуникативные умения.

Результатом каждой пройденной книги являются какой- нибудь проект, развлечение, праздник и  экскурсии.

Активно ведется работа вместе с воспитателями, с родителями. Результаты совместной деятельности детей и родителей, учителя-логопеда и педагогов ДОУ находят отражение в следующих видах деятельности: праздники, развлечения, игры, экскурсии.

    Прошло активное занятие «Старание и терпение все перетрут» в подготовительной к школе группе. Дети делились знаниями о пословицах, объясняли их значение, родители их активно поддерживали.  

      Проводилась ярмарка «Праздник праздников Пасха» с участием детей и родителей.  Готовясь к этому мероприятию дети узнали о праздновании пасхи, учились поздравлять с Пасхой. Учить расписывать пасхальные яйца нетрадиционной техникой. Знакомились значениями таких слов как Христос Воскрес, молитва, храм, христосованье, похристосоваться. Воспитывались  уважать семейные традиции, традиции своего народа. Много читали произведения русских писателей, фрагменты детской библии, разучивали тексты, стихотворения, рассматривали картины, иллюстрации, рекомендованные «Ссоциокультурной программой «Истоки», работали в ресурсном круге, выполняли различные поделки. Решали задачи гармоничного развития ребенка через народные игры, хороводы, песни, изобразительное творчество.

Учитель-логопед на логопедических занятиях с детьми, посещающие эти занятия, разучивал тексты, стихи, составляли рассказы по картинам.

                                                                                                                                                                                 Литературная викторина «Книга- праздник души».

Целью викторины была организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению. Эти задачи взяты из «Истоков». Решались такие задачи, как формировать все компоненты устной речи в детской деятельности, развивать творческие способности, воображение, активизировать в речи детей пословицы о дружбе, труде, добре и правде. В викторине участвовали родители и дети.

Логопедическое развлечение «Красивая речь» проводилось  с детьми подготовительной группы и родителями на районном методобъединении учителей-логопедов и родителей.  В культуре народа сохраняется и передается из поколения в поколение родной язык – отражение народной жизни. Освоение ребенком родного языка представляет с собой процесс освоения народной культуры. (стр.20 – выдержка из программы «Истоки».

На республиканском семинаре для учителей-логопедов были раскрыты система работы по программе «Истоки», раскрвыались  вопросы участия учителя-логопеда и использование в коррекционной деятельности. На примере р.н. сказки «Царевна лягушка» было показано участие логопеда по решению речевых задач программы «Истоки».

  Программа «Социокультурные  истоки» стала для нашего  дошкольного  образовательного учреждения целостным образовательным проектом по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию, по речевому развитию детей.                     В образовательной области «Речевое развитие» результатами реализации программы «Истоки» являются:                                                                                                                                       развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.);

развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

развитие мотивации к общению у детей и взрослых, умению общаться  

Успешная реализация государственной  политики зависит от активности регионов – д. сада «Ягодка» от умения определить социально-педагогические приоритеты. Данную задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, т.е. приобщая взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"

Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ....

Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ

Выступление на родительском собрании: Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий до...

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ (ППЦНС, ЗРР)

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ (ППЦНС, ЗРР)...

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ (РДА, алалия)

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ (РДА, алалия)...

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....