ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК».
Автор: Костенкова В.А.,
Учитель - логопед МБДОУ д/с №2
Ставрополь -2023
СТАТЬЯ ГА ТЕМУ: «ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК»
.
Автор: Костенкова В.А.,
Учитель - логопед МБДОУ д/с №2
г.Ставрополь
На современном этапе развития системы образования, принципиально меняются требования к условиям развития, обучения и воспитания детей. Актуальным на сегодняшний день является формирование такой системы образования, которая бы обеспечивала равные возможности всем детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые должны быть включены в образовательный процесс совместно с остальными детьми, что в свою очередь, предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагога, работающему с детьми с ОВЗ. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагогов – дать возможность детям с ОВЗ адаптироваться в обществе, расти, развиваться и добиваться новых достижений, реализуя максимум своих возможностей.
Группа детей с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна и требовать разных подходов к коррекции, привлечение к коррекции разных специалистов, поступать в ДОУ они могут в любое время учебного года и в любом возрасте. Поэтому считаем актуальным создать такой алгоритм освоения педагогами профессиональных компетенций в коррекции различных нарушений под руководством педагога-наставника, который позволил бы им быстро и качественно включиться в коррекционно-развивающую работу с детьми.
Педагогам необходимо научиться учитывать индивидуальные отличия и особенности детей ОВЗ, уметь видеть особенности структуры дефекта, учитывать ее при планировании и организации деятельности, т.е. уметь оказывать помощь любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического здоровья. Изучая условия включения педагогов в коррекционный процесс, мы убедились, что невозможно создать единую для всех траекторию развития профессиональных компетенций.
Необходимо построить такую модель отношений, которая предполагала бы использование технологий интенсивного развития личности педагогов. Передача опыта и знаний от педагога, владеющим знаниями и навыками работы с детьми с ОВЗ и выполняющим функцию наставника к педагогам, которые впервые в своей работе взаимодействуют с детьми с ОВЗ, и учитывать при этом их профессиональные навыки по основному направлению работы, первоначальные знания и навыки в коррекции, опыт работы, личные интересы. К тому же, сопровождая опытного специалиста, педагог-наставник может использовать его опыт и знание в его профессиональной деятельности, для собственного профессионального роста и обогащения коррекционной работы с детьми.
Статья ориентирована на развитие профессиональных компетенций, как наставляемых педагогов (молодых педагогов или педагогов, обсевающих новые педагогические практики), так и педагогов-наставников, в рамках организации коррекционной работы в ДОУ.
Цель – развитие профессиональных компетенций всех участников образовательных отношений в системе наставничества ДОУ, направленных на гармоничное взаимообучение и самообразование в рамках организации коррекционной работы.
Задачи:
∙ оказать помощь наставляемым специалистам в освоении нормативно-правовых документов при осуществлении коррекционной работы в ДОУ, учитывая структуру дефекта детей с ОВЗ, возраст и форму организации образовательного процесса;
∙ оказать помощь в изучении и внедрении в практику образовательной организации передового педагогического опыта в коррекции нарушений различного генеза;
∙ актуализировать теоретические знания как наставляемых, так и наставников, и создание на их базе актуальных для ДОУ педагогических продуктов в рамках коррекционной работы;
∙ организовать условия для совместного освоения наставником и наставляемым современных практик коррекции различных нарушений в развитии детей дошкольного возраста;
∙ оказать помощь в выявлении индивидуальных особенностей развития дошкольников;
∙ учить специалистов разрабатывать совместное, вариативное планирование работы с детьми с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей и интересов конкретного ребенка;
∙ внедрять и распространять освоенных педагогических практик наставляемым, сначала под руководством наставника, потом и самостоятельно.
В результате реализации можно добиться следующих результатов:
∙ успешная адаптация молодого педагога в учреждении;
∙ повышение профессиональной компетентности педагогов, осваивающих организацию коррекционно- развивающего процесса;
∙ обеспечение непрерывного повышения качества образования;
∙ совершенствование методов работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста;
∙ освоение и активное использование в работе педагогов современных педагогических технологий в коррекции нарушений разного генеза;
∙ развитие навыков взаимодействия молодого педагога со всеми участниками коррекционного процесса;
∙ умение органично включать коррекционную работу в общее образовательное пространство ДОУ и создавать равные условия для детей с ОВЗ в получении качественного образования Целевая группа. Данный проект адресован педагогам-наставникам, работающим с педагогами, осваивающим коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ на разных этапах своей профессиональной деятельности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ | содержание работы | сопровождение наставника | результат | сроки |
1. | Теоретический этап. Изучение нормативной и методической литературы: Список литературы: 1.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014 2. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада с ОНР. Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2014 https://detstvo-press.ru/books/pdf/978- 5-906937-68-1.pdf (и др. литература подбирается индивидуально для каждого педагога). | Помощь в подборе литературы. | Картотека методической литературы. | В течение год. |
2 | Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов). 1. Например, Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС 2003 (технологии подбираются индивидуально для каждого педагога). | Помощь в подборе образовательных технологий для изучения (возможно и совместное изучение), консультации, творческий разбор, практическое внедрение технологий после изучения | освоение и при необходимости внедрение новых технологий коррекции в практику детского сада, создание коррекционноразвивающей среды | В течение год |
3 | Определение темы самообразования например: «Организация коррекционно-развивающей среды стимулирующей развитие речи у детей 5 – 6 лет с ТНР в компенсирующей группе ДОУ». Составление плана самообразования. | Совместный выбор темы самообразования подбор литературы и мероприятий для освоения компетенций, прогноз результатов. | ||
4 | Реализация плана (освоение новый компетенций). Разработка авторских методических материалов, коррекции дефицитов развития, включающую тему самообразования. | Совместное изучения опыта коллег в ДОУ, обсуждение, анализ. Консультация наставника в планирование образовательной деятельности. | Освоение педагогом новых компетенций, внедрение новых знаний, умений и навыков в свою практику Создание картотек, игр, занятий по теме самообразования. | |
5 | Транслирование опыта Помощь в Популяризация практических результатов своей подготовке работы ДОУ в конец профессиональной деятельности: выступлений. | Публикации авторских открытых показов, сообществе года методических разработок на личном разработке сайте и сайтах различных сообществ методических разработок. | Участие в конкурсах различного уровня: • педагога; • детей под руководством педагога. | Практические показы. |
Но основным показателем успешности каждой модели наставничества являются совместные достижения наставляемых и наставника, а также разработанные или сформированные методические продукты, которые активно используются в работе всеми сотрудниками ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагог и наставник
План работы наставника с молодым специалистом в ДОУ Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.Задачи:оказание методической помощи молодому специалисту в повышен...
Приказ и план мероприятий к году педагога и наставника
2023 год обьявлен годом педагога и наставника. Подготовили приказ и план мерприятий, посвященных этому году....
Мероприятия по выполнению Указа президента РФ Года педагога и наставника (Указ Президента РФ «Указ о проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» от 27.06.2022г., №401
в таблице представлен план мероприятий на 2023 год...
План мероприятий к «Году педагога и наставника в России»
Цель плановых мероприятий: привлечение внимания участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) для возрождения престижа профессии педагога, поднятия её на качественно новый уровень...
Педагоги и наставники
laquo;В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен...
Занятие в подготовительной группе, посвящённое Году педагога и наставника, на тему «Репортаж из детского сада «Секреты успеха наших педагогов»
Занятие в подготовительной группе, посвящённое Году педагога и наставника, на тему «Репортаж из детского сада «Секреты успеха на...
Проект: Моя педагогическая инициатива в «Год педагога и наставника» «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями (законными представителями)»
Организация работы по взаимодействию педагогов ДОО и семьи....