Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [З'] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Зь в слогах, словах, предложениях, для детей страшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_z.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука [З'] в слогах, словах, предложениях.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком ЗЬ, закрепление знаний о животных.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов, развитие связной речи.
3. Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы)
3. Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика
Ориентация в пространстве 4.Анализ артикуляции по плану
Характеристика звука
6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках
7. Связь звука и буквы Профилактика оптической дисграфии
8. Развитие фонематических процессов - определение наличия звука З в слове и места звука в начале и середине слова. Работа со звуковыми линейками.
9. Закрепление звука в словах. Игры со словами.
10. Звуко-слоговой анализ трёхсложного слова со стечением согласного в середине: КОРЗИНА 11. Закрепление звука в играх, загадках, стихах, предложениях.
12. рефлексия | Приветствие. На этом занятии мы продолжим знакомство со звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать о каком звуке пойдёт речь загадка. Полосатые лошадки, словно школьные тетрадки В жаркой Африке живут. (зебры)
Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки” 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки” (по 2 упражнения). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - задувание на зимних зайчиков из бумаги - поём песенку гласных (слитно), затем по отдельности (тихо – нормально – громко) Игра “Назови соседей” (на наборном полотне стоят картинки в 2 ряда – даются инструкции – назови картинку, которая стоит слева от…, справа …, между…, под, над) З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, между зубами небольшая щель, спинка языка горочкой, посередине желобок, по которому проходит воздушная струя – холодная и узкая, голосовые складки работают (звук звонкий) – контроль ладонью на горлышко) З – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Он является парным согласным к звуку С по звонкости-глухости. Сегодня мы будем учиться произносить мягкий звук ЗЬ. На что похожи по звучанию звуки З, ЗЬ? (песенку большого и маленького комара) Произнесение изолированного звука хором и индивидуально. Мягкий звук ЗЬ дружит с гласными Я Ё Ю Е И и Ь (он стоит перед ними, и они указывают на его мягкость). Слоговые таблицы, слоговые дорожки: ЗЯ – ЗЮ – ЗИ ЗЁ – ЗЮ – ЗЕ ЗЯ – ЗЕ – ЗИ ЗЮ – ЗЁ – ЗЯ АЗИ – ОЗИ – УЗИ ЫЗЕ – УЗЕ – АЗЕ УЗЮ – АЗЁ – ЫЗЕ… Зе – зе – зе – подарок розе зе – зе – зе – сено дай козе Зя – зя – зя – сосульки есть нельзя зи – зи – зи – корзинку привези Мы уже знаем, на что похожа буква З? (завитки, комарик, цифра 3, змея…) На прошлом занятии мы слепили контур буквы З из пластилина на картоне. Сегодня мы украсим буковку рисинками, горошинками, фасолью. В какую сторону развёрнуты полукольца буквы? ( в левую)
Звук, который мы изучаем, может слышаться звонко только в начале и середине слова, в конце слова наш звук ЗЬ будет слышаться как СЬ. а) Я называю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук З : ЗИМА ЗЕМЛЯ КЕФИР ЗЕФИР ЗЯБЛИК НОСКИ ПОСЁЛОК КОЗЁЛ Кузьма Зина зебра дорога нельзя друзья б) ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука ЗЬ и назвать его место в слове (начало, середина, конец). Повторим, какое место звука ЗЬ в слове мы определяли? (в начале и середине слова) Картинки из альбомов: “Грамматика в картинках. Трудные звуки З ЗЬ Ц”. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц”, рабочая тетрадь Новоторцевой “Звуки З, Зь”
1) Звуко-слоговой анализ слова КОРЗИНА 2) Игра “Замени звук”. Я назову слово, а вы замените в нём первый звук на звук ЗЬ и назовёте новое слово: СМЕЙ – ЗМЕЙ, КЛЮКА, КЕФИР, ПЕЛЁНКА.
Мама повела Зою и Зину в зоопарк. Там было много разных зверей. Они видели волка со злющими, но умными глазами, разных змей, зебру. Но больше всего им понравились обезьяны. Они были забавные, задорные и весёлые. Обезьяны забавно прыгали и всех передразнивали. Вопросы: Куда повела мама Зою и Зину? Кого Зоя и Зина видели в зоопарке? какие глаза у волка? Кто больше всех понравился Зое и Зине? Что делали обезьяны? Выберите на картинках тех животных, в названии которых есть звуки З, ЗЬ? Послушайте, как звучат названия животных и птиц. В каких словах твёрдый звук – З? В каких – мягкий ЗЬ? ЗУБР, ЗАЯЦ, ЗЯБЛИК, ИЗЮБР, ФАЗАН, ЗИМОРОДОК, ЗЕБРА, КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, БИЗОН. Подумайте, кто лишний в этой группе? ЗУБР, БИЗОН, ФАЗАН, ЗАЯЦ. КОЗЁЛ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА, ЗЯБЛИК. 2) ЗАГАДКИ о животных. Пёстрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя, Извиваясь, изгибаясь по земле ползёт… (змея). С визгом прыгают по веткам и резвятся, словно детки, на качелях из лианы ввысь взлетают …(обезьяны). Он в заповеднике пасётся, как вихрь по прерии несётся, Могуч, отважен, грозен он, зовётся этот зверь… (бизон). Этот зверь раскрашен броско в чёрно-белую полоску. Под степным, высоким небом в Африке пасутся …(зебры). 3) Объяснить детям значения родственных слов и составить с ними предложения по картинкам: ЗИМА, ЗИМНИЙ, ЗИМНИК, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВИЩЕ, ЗИМОВЩИК, ЗИМОВКА. 5) Ответы на вопросы предложениями: Зинаида собирала в корзину землянику. (Что…? Куда…?) Заяц бегает зигзагом. (Как…?) Самосвал заправляют бензином. (Чем…?) Зине подарили большую коробку зефира. (Что…?) Зоя завязала зелёный бант. (Что…? Какой?) 7) Разучивание стихотворения и скороговорок с картинками: Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине привезли. Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи. (проговаривание с движениями пальцев)
8) Составление предложений по картинкам (предметным и сюжетным) 9) Игра “Незнайкины предложения”. У рук зябнет Зина. Клетка возилась в обезьяне. Опоздание прнесли с газетой. У языка длинная змея. Изюм покупает в магазине папу. Вазелин намазал нос Зиной. Поощрение, оценивание работы детей. Чему учились на занятии? В каком положении должен быть язык, зубы, губы? Почему надо следить за языком? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах,словах, предложениях."
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по ФГОС. " Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях"...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального коррекционно – развивающего логопедического занятия "Звук [р] в слогах, словах, предложениях"
Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях...