Использование метода кинезиологии в логопедии
статья по логопедии
Использование метода кинезиологии в логопедии с примерами упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 386.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода кинезиологии в логопедии.
Воспитанники нашего дошкольного учреждения, это дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для данного контингента детей характерны: нарушение всех компонентов речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой сферы, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Хорошая речь – это одно из главных условий полноценного развития ребенка. А сформированность общей, пальчиковой и артикуляционной моторики является важнейшим показателем развития ребёнка.
В работах И.М.Сеченова, П.Н.Анохина, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьева, было доказано влияние манипуляции рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развития речи.
А.Л.Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений в организме проходят положительные изменения.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения (Л.Ф.Васильева).
Применение метода кинезиологии в логопедии позволяет улучшить:
- речь;
- дыхание;
- снижает утомляемость;
- повышает познавательные способности,
- внимание,
- моторику,
- повышает интеллектуальные способности.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально асимметричных полушарий - левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Определяющую роль в возникновении речевых патологий играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия - неспособность правого и левого полушарий к интеграции.
Левое полушарие Правое полушарие
Существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.
Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.
Применение данного метода в логопедии позволяет улучшить у ребенка:
• звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
Например, упражнение “Ныряльщик”. Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие: «свеча», «шторм в стакане», «летящие бабочки», «ветряные мельницы», «сдуй снежинку с варежки», «футбол», «парашютист» и др.
А упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Аналогично используем кинезиологические упражнения: «перекрестное марширование», «кулак – ладонь», «фонарики - звездочки», «оладушки», «кулак-ребро-ладонь»,
«зайчик-колечко-цепочка», «зеркальное рисование», и д.р.
• фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» можно дополнить задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменили название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Логопед обращает внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
• лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Педагог указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.
По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения: «колечко», «кулак-ладонь-ребро», «лезгинка», «перекрёстное марширование».
Кинезиологические упражнения отрабатываются поэтапно, индивидуально и в группе детей.
Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
Учитель-логопед
Гурова Екатерина Юрьевна
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, раз...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....
Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой) по теме: «Такая ра
Нарушение речи зачастую является причиной школьной неуспеваемости. Использование в процессе занятий элементов кинезиологии и других здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи, внимания,...
Кинезиология - как составляющая часть работы учителя-логопеда
Выступление на педсовете....
презентация "Кинезиология, как составляющая часть работы учителя-логопеда"
презентация к выступлению...
Кинезиология в логопедии.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информаци...
Проект «Кинезиология в логопедии»
Коррекционно-речевая работа с детьми – одно из значимых направлений в деятельности всех педагогов нашего дошкольного учреждения. Во многом качество нашей работы определяется развитием осознанног...