"Как игровые технологии помогают развивать детей с ОВЗ?"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
«Как игровые технологии помогают развивать детей с ОВЗ»?
Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается интеллектуально и физически, познает мир. Обучение в форме игры не только интересно. Оно помогает решать коррекционные задачи в работе с детьми с ОВЗ. В лекции расскажем об игровых педагогических технологиях. Познакомим с функциями и разными видами педагогических игр. Разберем, какое влияние оказывают на детей с ОВЗ разные виды игр.
Из чего состоят игровые технологии и чем они полезны
Игровые педагогические технологии включают методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Любая педагогическая игра имеет два признака:
– четко поставленную цель обучения;
– соответствующий ей педагогический результат.
Выделяют четыре вида педагогических игр. Выбор игры зависит от целей, которые ставит воспитатель.
Виды педагогических игр
Виды игр | Чему способствуют |
Дидактические | Расширяют кругозор, способствуют познавательной деятельности детей. Развивают общеучебные умения и навыки. Позволяют применять знания, умения, навыки на практике. Активизируют познавательную деятельность |
Воспитывающие | Воспитывают самостоятельность, волю. Развивают коммуникативные навыки. Формируют нравственные, эстетические, мировоззренческие установки |
Развивающие | Развивают высшие психические функции и творческие способности. Способствуют эмпатии и рефлексии. Мотивируют к учебной деятельности |
Социализирующие | Знакомят с социальными нормами, учат общаться. Помогают адаптироваться и справиться со стрессом. Способствуют саморегуляции |
Что такое высшие психические функции
Цель игровой технологии – дать ребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Задача педагога при этом – постоянно взаимодействовать с ребенком, наблюдать за его игрой, изучать возможности его развития, но не переделывать дошкольника.
Игра выполняет четыре функции.
Какие функции выполняет игра
Для чего детям с ОВЗ нужна игра
Обучение детей с ОВЗ проходит в игровой форме. Игра помогает успешно корректировать и развивать психические свойства детей, их физические и творческие способности. Во время игры формируются личностные качества ребенка: ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.
Какая есть специфика игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ
Применение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ имеет свою специфику. Обозначим четыре особенности:
1. Детям с ОВЗ полезны игры с природным материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Они помогают детям приобрести эмоциональное равновесие.
2. Все специалисты ДОО должны обучать детей через игру параллельно.
3. Игры надо строить по методу «активного слушанья» и на основе технологии «процессуальной игры».
4. В игре не должно быть давления на детей. Иначе обучения через игру не произойдет.
В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. Предмет- заместитель становится опорой для мышления. Через игру формируется собственное поведение ребенка с опорой на образец поведения взрослого. В игре развиваются продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Ребенок с ОВЗ начинает воспринимать обучение как своеобразную ролевую игру с определенными правилами.
Существуют специальные требования к подбору игр для детей с ОВЗ. Памятка ниже подскажет вам, какие условия нужно соблюдать.
Говорите с родителями детей с ОВЗ о пользе игр
Не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Объясняйте на консультациях, что игры – это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения для ребенка с ОВЗ. Родители должны научиться воспринимать игру как жизненную необходимость для ребенка. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.
Что развивают разные виды игр у детей с ОВЗ
Игры | Чему учат |
Игры-забавы и подвижные игры | Совершенствуют двигательные навыки. Воспитывают доброжелательность. Учат взаимопомощи. Поднимают настроение. Примеры игр: – подвижные (прятки, «Третий лишний», «Ручеек»); – хороводные («Каравай», «Пузырь»); – игры-потешки («Ладушки», «Сорока») |
Сюжетно-ролевые | Способствуют социальному развитию детей. Прививают моральные нормы, знакомят с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «жадный» и др. Учат дошкольников: – взаимодействовать со сверстниками; – быть самостоятельными; – сопереживать; – находить компромисс |
Процессуальные | Развивают речь и воображение ребенка. Дети моделируют ситуации из собственного жизненного опыта, из книг, воспроизводят различные бытовые ситуации: кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п. |
Игры-драматизации | Обогащают словарный запас, развивают речь, творческие способности ребенка, его воображение. Учат управлять собой, мыслить самостоятельно и логично. |
Дидактические и развивающие | Активизируют работу мозга ребенка. Помогают решить конкретную педагогическую задачу. Например, могут быть направлены на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета. Примеры: – игры с матрешками, пирамидками, вкладышами; – настольные игры: лото, домино, мозаики и др. |
Игры с природными материалами | Развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Примеры: игры с водой, песком и т. д. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_igrovye_tehnologii_pomogayut_razvivat_detey_s_ovz.docx | 97.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как игровые технологии помогают развивать детей с ОВЗ»?
Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается интеллектуально и физически, познает мир. Обучение в форме игры не только интересно. Оно помогает решать коррекционные задачи в работе с детьми с ОВЗ. В лекции расскажем об игровых педагогических технологиях. Познакомим с функциями и разными видами педагогических игр. Разберем, какое влияние оказывают на детей с ОВЗ разные виды игр.
Из чего состоят игровые технологии и чем они полезны
Игровые педагогические технологии включают методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Любая педагогическая игра имеет два признака:
– четко поставленную цель обучения;
– соответствующий ей педагогический результат.
Выделяют четыре вида педагогических игр. Выбор игры зависит от целей, которые ставит воспитатель.
Виды педагогических игр
Виды игр | Чему способствуют |
Дидактические | Расширяют кругозор, способствуют познавательной деятельности детей. Развивают общеучебные умения и навыки. Позволяют применять знания, умения, навыки на практике. Активизируют познавательную деятельность |
Воспитывающие | Воспитывают самостоятельность, волю. Развивают коммуникативные навыки. Формируют нравственные, эстетические, мировоззренческие установки |
Развивающие | Развивают высшие психические функции и творческие способности. Способствуют эмпатии и рефлексии. Мотивируют к учебной деятельности |
Социализирующие | Знакомят с социальными нормами, учат общаться. Помогают адаптироваться и справиться со стрессом. Способствуют саморегуляции |
Что такое высшие психические функции
Цель игровой технологии – дать ребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Задача педагога при этом – постоянно взаимодействовать с ребенком, наблюдать за его игрой, изучать возможности его развития, но не переделывать дошкольника.
Игра выполняет четыре функции.
Какие функции выполняет игра
Для чего детям с ОВЗ нужна игра
Обучение детей с ОВЗ проходит в игровой форме. Игра помогает успешно корректировать и развивать психические свойства детей, их физические и творческие способности. Во время игры формируются личностные качества ребенка: ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.
Какая есть специфика игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ
Применение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ имеет свою специфику. Обозначим четыре особенности:
1. Детям с ОВЗ полезны игры с природным материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Они помогают детям приобрести эмоциональное равновесие.
2. Все специалисты ДОО должны обучать детей через игру параллельно.
3. Игры надо строить по методу «активного слушанья» и на основе технологии «процессуальной игры».
4. В игре не должно быть давления на детей. Иначе обучения через игру не произойдет.
В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. Предмет- заместитель становится опорой для мышления. Через игру формируется собственное поведение ребенка с опорой на образец поведения взрослого. В игре развиваются продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Ребенок с ОВЗ начинает воспринимать обучение как своеобразную ролевую игру с определенными правилами.
Существуют специальные требования к подбору игр для детей с ОВЗ. Памятка ниже подскажет вам, какие условия нужно соблюдать.
Говорите с родителями детей с ОВЗ о пользе игр
Не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Объясняйте на консультациях, что игры – это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения для ребенка с ОВЗ. Родители должны научиться воспринимать игру как жизненную необходимость для ребенка. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.
Что развивают разные виды игр у детей с ОВЗ
Игры | Чему учат |
Игры-забавы и подвижные игры | Совершенствуют двигательные навыки. Воспитывают доброжелательность. Учат взаимопомощи. Поднимают настроение. Примеры игр: – подвижные (прятки, «Третий лишний», «Ручеек»); – хороводные («Каравай», «Пузырь»); – игры-потешки («Ладушки», «Сорока») |
Сюжетно-ролевые | Способствуют социальному развитию детей. Прививают моральные нормы, знакомят с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «жадный» и др. Учат дошкольников: – взаимодействовать со сверстниками; – быть самостоятельными; – сопереживать; – находить компромисс |
Процессуальные | Развивают речь и воображение ребенка. Дети моделируют ситуации из собственного жизненного опыта, из книг, воспроизводят различные бытовые ситуации: кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п. |
Игры-драматизации | Обогащают словарный запас, развивают речь, творческие способности ребенка, его воображение. Учат управлять собой, мыслить самостоятельно и логично. |
Дидактические и развивающие | Активизируют работу мозга ребенка. Помогают решить конкретную педагогическую задачу. Например, могут быть направлены на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета. Примеры: – игры с матрешками, пирамидками, вкладышами; – настольные игры: лото, домино, мозаики и др. |
Игры с природными материалами | Развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Примеры: игры с водой, песком и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...