РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Давыдова Полина Юрьевна

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на развитие ребенка: развивается речь, творческие и артистические способности и учит ребенка раскрепощаться, выступать перед зрителями. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию различных образов, побуждает к мышлению.

Театрализованная деятельность одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радостных моментов, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Театр учит нас видеть самые прекрасные моменты в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, сострадание, сопереживание, смелость, отвага, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение, выражая свои эмоции чувства к добру и злу.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Cоветский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности:

мимика, пантомимика,

психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),

речь (монолог, диалог),

творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

            Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса. Для развития связной и выразительной речи детей дошкольного возраста необходимо создание условий, в которых ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.

Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так же театрализация взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

-Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

-Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. Дети должны не только включаться в игру, но и, преодолев страхи и препятствия, научиться выражать чувства и эмоции.

-Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач:

  • дети должны уметь при небольшой помощи со стороны взрослого организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
  • определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание);
  • уметь пригласить зрителей и показать им спектакль;
  • речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Достигнуть положительных результатов возможно организуя образовательный процесс с детьми: прежде всего в совместных видах деятельности (на занятиях, в общении, в игровой, художественной и познавательной практической деятельности) используя:

  •  артикуляционную гимнастику;
  •  упражнения на развитие мелкой моторики;
  •  упражнения для эмоционального развития детей;
  •  упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
  •  логоритмические упражнения;
  •  театральные этюды;
  •  игры – драматизации;
  •  режиссёрские игры.

Артикуляционная гимнастика

У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками: произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро. 

Утром, присев на зеленом пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Упражнения для эмоционального развития.

Игра «Я радуюсь, когда…»

«Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Татьяна Антоновна, скажите нам, пожалуйста, когда Вы радуетесь?». Вы ловите мячик и говорите: «Я радуюсь, когда…», затем бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь спросите: «Имя собеседника, скажите нам, пожалуйста, когда Вы радуетесь?». Эту игру можно разнообразить, предложив рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях со сверстниками и в тоже время у воспитанников развивается диалогическая и монологическая речь.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи. 

«Почемучки» (игра для закрепления умения передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи). Я буду показывать сюжетные картинки, одни ребята будут «почемучками» - будете задавать вопросы, а другие дети - отвечать на них. Вопросы надо формулировать по сюжетным картинкам, которые показывает педагог. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи 

«Подбор рифмы». Это задание предполагает подбор рифмы к слову. Я буду читать стихотворение не договаривая последнее слово, вы должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не ... (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?)

Логоритмические упражнения. 

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения по строкам стихотворения.

Листья

Листья осенние тихо кружатся,               Кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.        Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,           Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.             Снова кружатся на носочках.

Театральные этюды. 

Этюд «Дерево». 

Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень важно добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «спят». Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ребенок. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы. Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его увядание от пальцев рук через расслабление мышц.

Игры-драматизации.

Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни».
«Идёт кисонька из кухни».
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ход игры.
Все сидят на стульях. Из-за дверей выходит персонаж, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо сидящих. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. 
Читаются стихи:
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Киска: (останавливается и плача отвечает):
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ведущий её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из сидящих  также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными. 

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на развитие ребенкаразвивается речь, творческие и артистические способности и учит ребенка раскрепощаться, выступать перед зрителями. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию различных образов, побуждает к мышлению.

Театрализованная деятельность одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радостных моментов, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Театр учит нас видеть самые прекрасные моменты в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, сострадание, сопереживание, смелость, отвага, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение, выражая свои эмоции чувства к добру и злу.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-teatralizovanoi-dejatelnosti-v-dou.html

https://ossad9.schools.by/m/pages/razvitie-rechi-detej-cherez-teatralizovannuju-dejatelnost


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а т...

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Планирование.Сценарии театрализованных занятий во второй младшей группе. Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе. ...

Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...