Развитие речи детей через театрализованную деятельность
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Копылова Елена Валерьевна

Планирование.Сценарии театрализованных занятий во второй младшей группе.

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.docx52.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГДОУ Детский сад №98 Общеразвиваюшего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального и физического развития воспитанников Калининского административного района Санкт- Петербурга

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

(второй младший возраст)

Воспитатель:

Копылова Елена Валерьевна

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение.

          1.  Основные направления деятельности

  1. задачи
  2. примерный план занятия
  3. система создания условий

2. Перспективно-календарное планирование работы по развитию     речи через театрализованную деятельность на 2010-2011г.

3. Литература.

4. Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

              Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.  Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

              Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина и др.).

             Размышляя над вопросом развития речи у детей, я пришла к выводу, что помочь повысить уровень может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?

            Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

            Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор  пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

            Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

              Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.  Это - конкретный, зримый результат.

             Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

              Цель моей работы - повысить уровень развития речи детей через театрализованную деятельность.

                Определим основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и « игры рядом» к игре в группе из трех – пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного  простого «типичного» образа в театрализованной игре.

      Задачи:

  1. развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. обогащать словарь детей, активизировать его;
  3. совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
  4. побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
  5. способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

  Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня (пятница). Дети для занятия делятся на подгруппы, что позволяет осуществлять индивидуальный подход  к ребенку, причем каждый раз группы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятия.

      Наметили  примерный план занятия: (в занятия включены)

  1. музыкально-ритмическая разминка;
  2. дыхательная и речевая гимнастика;
  3. литературно-художественная практика (связная речь);
  4. игры, минута шалости, физическая минутка;
  5. театрализованная деятельность.

       

       Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры  и упражнения, которые:

  1. развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
  2. развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);
  3. развивают воображение ( способности к пластической импровизации).

           Дыхательная и речевая гимнастика  помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция).

           В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

          В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

          Исследованиями ученых Л.Ворониной и Р.Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки  плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

           Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно –пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, создаем необходимые условия, т.е.:

  1. индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
  2. особенности его эмоционально-личностного развития;
  3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  4. любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  5. возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

          Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

   

ПЛАНИРОВАНИЕ.

Сценарии театрализованных занятий.

Вторая младшая группа.

Сентябрь

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

   Давайте познакомимся

    Первое посещение детьми театрального зала и знакомство с воспитателем-специалистом

Привлечь  родителей к изготовлению изображений различных сказочных персонажей для фланелеграфа

2

Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое

1.Рассказывание русской народной сказки “Курочка Ряба” или ее прослушивание в аудиозаписи.

2.Беседа по содержанию сказки.

3.Весёлый танец с детьми по теме сказки.

3

Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки.

1. Пересказ сказки с использованием перчаточного театра.

2. Подвижная игра “Курочка и цыплята”

( по песне «Цыплята»,муз.А.Филиппенко).

4

Курочка и цыплята.

1.Подвижная игра “Курочка и цыплята”.

2.Разыгрывание сказки “Курочка Ряба”.

Октябрь

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

   Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить

1.Рассказывание сказки ”Почему плакал котенок?” с использованием настольного театра.

2.Беседа по содержанию сказки.

3.Подвижная игра “Котята”.

Привлечь  родителей к изготовлению настольного театра.

Приобретение аудиокассет с детскими, веселыми песнями и сказками.

2

Каждому хочется котеночку помочь

1.Рассказывание  сказки “Почему плакал котенок” вместе с детьми.

2.Упражнение ”Изобрази героя”.

3.Веселый танец.

3

Волшебная шкатулка.

1.Отгадывание загадок.

2.Пересказ сказки ”Почему плакал котенок”.

4

Котенок наелся молока, стал довольным и веселым тогда.

1.Подвижная игра «Гуси».

2.Драматизация сказки “Почему плакал котенок”.

Ноябрь

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень

1.Отгадывание загадки.

2.Имитационные упражнения.

3.Знакомство со сказкой К.Чуковского “Цыпленок”.

4. Подвижная игра”Курочка-хохлатка”.

Привлечь родителей к изготовлению декораций.

2

Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет

1.Рассказывание  сказки “Цыпленок” вместе с детьми.

2.Беседа по содержанию.

3.Имитационные упражнения.

3

Волшебный сундучок

1.Отгадывание загадок.

2.Ряжение.

3.Имитационные упражнения “Изобрази героя”.

4

Мешок с сюрпризом

1.Сюрпризный момент

2.Драматизация сказки К.Чуковского “Цыпленок”.

Декабрь

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Потеряли котятки по дороге перчатки

1.Знакомство со сказкой С.Маршака “Перчатки”.

2.Беседа по содержанию

3. Подвижная игра ”Грустный котик”.

Изготовление шапочек-масок к сказке “Репка”.

2

Отыскали перчатки. Вот спасибо, котятки!

1.Отгадывание загадок.

2.Мимические этюды.

3.Драматизация сказки С.Маршака ”Перчатки”.

3

Выросла репка

Большая-пребольшая

1.Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке ”Репка”.

2.Слушание сказки”Репка” в аудиозаписи.

3.Имитационные упражнения.

4

Тянут-потянут, вытянуть  не  могут

1.Пересказ сказки “Репка” с использованием шапочек-масок.

2. Имитационные упражнения

Январь

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали

1.Отгадывание загадки.

2.Ряжение.

3. Имитационные упражнения ”Изобрази героя”.

2

Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой

1.Игра “Изобрази героя”.

2.Драматизация сказки ”Репка”.

3

Без друзей нам не прожить  ни за что на свете

1.Игра ”Назови друга ласково”.

2.Рассказывание сказки ”Как собака друга искала”.

3.Беседа по содержанию сказки.

4

Очень жить на свете туго без подруги или друга

1.Отгадывание загадки.

2. Рассказывание сказки “Как собака друга искала” вместе с детьми.

3.Подвижная игра “Песик Барбосик”.

Февраль

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Собачке грустно, ей не спится. С кем собачке подружиться

1.Рассказывание сказки “Как собака друга искала” вместе с детьми

2.Ряжение.

3. Пантомимические упражнения.

Изготовление шапочек-масок с изображением животных.

2

Как собака друга искала

1.Отгадывание загадок.

2.Драматизация сказки ”Как собака друга искала”.

3

Воробей искал зерно, кот хозяйский-цап его!

1.Сюрпризный момент.

2.Рассказывание сказки “Почему кот моется после еды”.

3.Имитация движений и голосов героев сказки.

4

Воробей и кот

1.Подвижная игра “Воробьи и кот”.

2. Рассказывание сказки “Почему кот моется после еды” вместе с детьми

Март

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Хитрый воробушек обманул кота

1.Отгадывание музыкальных загадок.

2.Ряжение в костюмы.

3. рассказывание сказки с имитацией действий персонажей.

Изготовление декораций к сказке “Теремок”.

2

Почему кот моется после еды

1Подвижная игра “Воробышки и кот”.

2.Драматизация сказки “Почему кот моется после еды”.

3

Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один

1.Рассказывание сказки “Лиса, заяц и петух”.

2.Рассматривание иллюстраций к сказке.

3.Подвижная игра “Лиса и зайцы”.

4

Каждый хочет заиньке помочь

1.Беседа по сказке “Лиса, заяц и петух”.

2.Имитационные упражнения.

Апрель

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Ох, и хитрая лиса!

Трудно ее выгнать, да!

1.Рассказывание сказки “Лиса, заяц и петух” вместе с детьми.

2.Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов.

2

Уходи, лиса, с печи!

1. Отгадывание загадок.

2.Ряжение в костюмы

3.Имитационные упражнения под музыку.

3

Лиса, заяц и петух.

1.Отгадывание загадки.

2.Драматизация сказки”Лиса, заяц и петух”.

4

Стоит в поле теремок, теремок.

1. Рассказывание сказки ”Теремок” с показом настольного театра.

2.Беседа по содержанию сказки.

3.Упражнения на интонационную выразительность.

                                                                             Май

п/п

Тема

занятия

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Кто в теремочке живет.

1.Игра “Угадай, о ком говорю”.

2.Рассказывание сказки “Теремок” вместе с детьми.

3.Имитационные упражнения.

Пригласить родителей на итоговое занятие .

2

В тесноте, да не в обиде.

1. Отгадывание загадок.

2.Игра-имитация “Догадайтесь, о ком я говорю”.

3.Весёлый танец.

3

Дайте только срок, построим теремок!

1.Отгадывание загадки по сказке.

2.Имитационные упражнения под музыку.

3.Весёлый танец.

4

Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок!

1. Отгадывание сказки по костюмам.

2.Драматизация сказки “Теремок”.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: СКАЗКА " КОЛОБОК" (с элементами театрализованной деятельности)

Воспитатель: Копылова Е.В.

Санкт-Петербург

2010

Задачи

     

Учить внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства. Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас, развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

Театр БИ-БА-БО – Бабушка-Загадушка

Настольный театр для инсценировки сказки «Колобок»

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом на ковер.

Воспитатель (В)

Дети (Д)

Бабушка-Загадушка (Б)

В: Ребята, сегодня к нам придет Гостья , а кто я вам не скажу, вы должны догадаться сами. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

В: Ароматное печенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой                                   Д:   бабушки

В:Правильно, ребятки, молодцы. К нам сегодня в гости придет бабушка, да не простая бабушка, а Бабушка-Загадушка. Она любит ребяткам загадывать загадки. И если ребятки отгадывают ее загадки, она дарит им в подарок Сказку.

(стук в дверь).

В: А вот и она.

Б: Здравствуйте, ребятки! (бабушка би-ба-бо)

Д: Здравствуй, Бабушка-Загадушка.

Б:  Ребятки, я пришла к вам в гости и принесла с собой Сказку. Вы любите сказки?

Д: Да.

Б: Я обязательно вам ее расскажу и покажу, но сначала я предлагаю вам поиграть в игру “Угадай сказку”. Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, какую же сказку я вам принесла. Вам интересно?

Д: Да.

Б: Загадки.

Длинные ушки, быстрые лапки

Серый, но не мышка

Кто это?                                       Д: зайчишка

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех                 Д: волк

Бурый, косолапый

По лесу бредет.

Любит «одолжить» он

У лесных пчел мед                   Д: медведь

Рыжая плутовка,

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та,

Как зовут её?                             Д: лиса

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню (пел).

Съесть хотел его зайчишка,

Серый волк и бурый (мишка)

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую ( лису),

От неё уйти не смог.

Что за сказка ?                  Д: колобок

Б: Молодцы, ребятки, все загадки отгадали. Я принесла вам сказку «Колобок». Вы хорошо знаете эту сказку?

Д: Да.

Б: Вот и замечательно. Какие персонажи участвуют в этой сказке?

Д: перечисляют.

Б: Молодцы. Вы поможете мне ее рассказать и показать?

Д: Да.

Сказка ”Колобок”

Дед и баба за столом

Как то пили чай вдвоем.

Д: повторяют имитационные движения на протяжении и по ходу всей сказки

Говорит старик старушке:

«Надоели мне ватрушки,

Булки, яблочный пирог,

Испеки-ка ----------колобок». (дети)

Баба тесто замесила,-------------------имитац.движ.

Печку жарко истопила.    

Не прошло и двух часов,

Колобок уже готов.

Положили Колобок

Остывать к окошку, -------------------имитац.движ.

Колобок с окошка скок

Прямо на дорожку.

Покатился по лужайке,---------------имитац.движ.

Прикатился в лес густой,

Вдруг на встречу серый------зайка (дети),

Длинноухий и косой.

(пальчиковая гимнастика) - сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки».

В: Ребятки, какой зайка?

Д: Серый, ушастый и т.д.

К  колобку он скок-поскок:-----------имитац.движ.

«Съем тебя я, Колобок!»

Колобок не испугался,

Над зайчишкой посмеялся:-----------имитац.движ.

« Я от деда и от бабы

Смог сегодня убежать,

А тебе меня, ушастый,-----------------имитац движ.

И подавно не догнать!»

Колобок в лесу гуляет,

Громко песни распевает,

Птички весело щебечут….

Вдруг зубастый волк на встречу:

( пальчиковая гимнастика)- соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы- это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

В: Ребятки какой волк, опишите.

Д: Серый, зубастый.

« Здравствуй, здравствуй, Колобок!

Дай-ка съем тебя, дружок!»----------имитац.движ.

Колобок не испугался

И над волком посмеялся:-------------имитац.движ.

« Я от деда, я от бабы

Смог сегодня убежать,

Даже заяц длинноухий---------------имитац.движ.

Не сумел меня поймать,

А тебе, разбойник серый,

Меня вовсе не догнать!»

Покатился по дороге,-----------------имитац.движ.

Снова песни стал он петь,

Но навстречу из берлоги

Вышел дедушка--------- медведь (дети)

(пальчиковая гимнастика)-опереться всеми пальцами, кроме среднего, на колени это «ноги» медведя. Средний палец согните- получится медвежья «голова».

В: Ребятки, опишите медведя.

Д: Большой, лохматый.

«Здравствуй, здравствуй, Колобок!

Дай-ка съем тебя, дружок!»

Колобок не испугался,

Над медведем посмеялся:------------имитац. движ.

« Я от деда, я от бабы

Смог сегодня убежать,

Заяц серый, волк зубастый---------имитац. движ.

Не смогли меня поймать,

А тебе-то , косолапый,

Лучше даже не мечтать!»

На полянку попадает

Беззаботный Колобок,

Там лисица отдыхает,

Примостившись на пенек.---------имитац.движ.

Колобку она сказала:

«Ты, наверное, устал,

Отдохни-ка, Колобок,

Сядь со мною на пенек».-----------имитац.движ.

Как услышал Колобок

Этот сладкий голосок,

Позабыл про всё на свете,

Прыг к лисице на пенёк.

А она ему опять:

«Ты, похоже, хочешь спать,

Дай-ка песенку спою:

Баю-баюшки-баю…»---------------имитац.движ.

Колобок закрыл глаза

И решил вздремнуть слегка.

Пасть разинула лиса.

Ам- и нету Колобка.-----------------имитац.движ.

В: Ребятки, какая лиса?

Д: Хитрая, рыжая.

Это рыжая плутовка

Всех обманывает ловко.

Ну, а бедный Колобок

Был всего лишь пирожок.

Пирожки пекут, чтоб кушать,

Не жалей его, дружок!

Б: Какие молодцы, ребятки, помогли рассказать сказку. Понравилась сказка?

Д: Да.

Б: Ребята какую сказку вы сейчас смотрели? От кого убежал Колобок?

Д: Перечисляют.

Б: А кто всё же съел Колобка?

Д: Лиса.

Б:Кто из героев вам больше всего понравился?

Б: Вот Спасибо, ребятки, мне с вами здесь очень понравилось, мы с вами ещё увидимся, а сейчас мне пора идти, До свидания.

Д: До свидания.

В: Спасибо Бабушке-Загадушке за Сказку, а мы с вами, ребятки поиграем вместе в игру  «Зайка»?

Д: Да.

Загадки

Длинные ушки, быстрые лапки

Серый, но не мышка

Кто это?                                       Д: зайчишка

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех                 Д: волк

Бурый, косолапый

По лесу бредет.

Любит «одолжить» он

У лесных пчел мед                   Д: медведь

Рыжая плутовка,

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та,

Как зовут её?                             Д: лиса

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню (пел).

Съесть хотел его зайчишка,

Серый волк и бурый (мишка)

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую ( лису),

От неё уйти не смог.

Что за сказка ?                  Д: колобок

(пальчиковая гимнастика) - сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки».

( пальчиковая гимнастика)- соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы- это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

(пальчиковая гимнастика)-опереться всеми пальцами, кроме среднего, на колени это «ноги» медведя. Средний палец согните- получится медвежья «голова».

Игра”Зайка серенький”

Описание:  на одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят слова и выполняют движения:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.-дети стоят в кругу.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.-шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапоньки погреть-хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать-прыгают на двух ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал!-воспиптатель хлопает в ладоши, дети убегают к своим домам.

Правила.

Дети убегают только после слов «И ускакал!»

Варианты.

На полу выложить шнур со связанными концами: по сигналу перепрыгивают шнур, в середину можно поставить несколько зайцев.

                                                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.
  2. Маханева М.Д.  Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

Творческий Центр, Москва, 2009.

  1. Музыка в детском саду. М.: Музыка,1989.
  2. Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль,1995.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев; 1969.
  4. Теплов Б.М. Психология. М., 1981.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.,1981
  6. Хрестоматия по детской литературе/ Под ред. В. Кубаревой. М.: Просвещение, 1988.

Приложения

Конспекты занятий

Декабрь.

Занятие 1. Потеряли котятки по дороге перчатки

  1. Знакомство со сказкой С.Маршака “Перчатки”
  2. Беседа по содержанию.
  3. Подвижная игра “Грустный котик”.

Воспитатель выразительно читает детям сказку С.Маршака “Перчатки”.

Вопросы к детям. (должны подчеркивать разницу в эмоциональном состоянии котят):

Какие были котята, когда потеряли перчатки?

Какие стали котята, когда нашли перчатки?

Воспитатель последовательно просит детей показать грустное и веселое настроение котят. Во время показа детьми эмоциональных состояний героев воспитатель комментирует, как изменяется лицо, когда грустно или весело. После этого читает детям сказку еще раз, интонацией выделяя грусть, радость и привлекая детей к хоровым повторениям.

       По окончании воспитатель предлагает детям подвижную игру “Грустный котик” (произносит слова, а дети, стоя в кругу, выполняют движения, соответствующие словам. Роль котика исполняет ребенок):

                                   

                        Котик, котик! Что с тобой?

                        Ходишь грустный ты такой!

                        Лучше, котик, не грусти,

                        Для ребяток попляши!

Ребенок, исполняющий роль котика, улыбается и начинает плясать под слова:

                   

                        Котик, котик, попляши!

                        Будут рады малыши.

                        Вот так, попляши!

                        Ах, как ножки хороши!

Игра повторяется 2-3 раза, причем в последний раз воспитатель предлагает котику пригласить всех ребят потанцевать под веселую музыку.

Занятие 2. Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!

  1. Отгадывание загадок.
  2. Мимические этюды.
  3. Драматизация сказки С.Маршака “Перчатки”.

Воспитатель встречает детей словами:

                    Сказку, детки, мы читали?

                    Детки сказку в гости звали?

                    Чтоб сказка в гости к нам пришла опять,

                    Загадки нужно отгадать:

  1. Маленькие, усатенькие

Со спинкой полосатенькой.

Бегали, играли,

Перчатки потеряли. (Котята)

  1. Вся мохнатенькая,

Четыре лапки, усатенькая,

Котяток поругала:

“Не дам пирог,- сказала.

Когда нашлись перчатки,

Пирог дала котяткам. (Кошка)

После этого воспитатель предлагает детям вспомнить сказку. В которой живут эти герои. Затем просит показать у зеркала различное эмоциональное состояние котят. По окончании мимических упражнений проводится драматизация. Чтобы были охвачены все дети, сказка повторяется дважды (причем роль кошки и автора исполняет воспитатель, а роль котят – дети).

В заключении воспитатель поощряет детей за исполнительское умение, и дети под музыку покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а т...

Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...

Проектная деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

            В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура р...