Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ. Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
- имеют представление о мягких и твердых согласных;
- умело применяют свои знания по освоению грамоты;
- активно взаимодействуют со сверстниками;
- выполняют индивидуальные и коллективные задания.
Методические приемы: Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать
умение делить слова на части.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение:
- выделять часто встречающийся в словах звук и (зь) и (с);
- в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух);
- в названии слова по определенному фонематическому признаку;
- в умении изменять звуковой состав слова;
- закреплять знания детей о твердых и мягких согласных;
- закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;
Развивающие:
- развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей;
- развивать связную речь; внимание, мышление;
- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг
друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать интерес к школе.
Образовательная область: речевое развитие
Оборудование:
Предполагаемый результат:
- Игровая ситуация;
- Беседа – диалог;
- Физкультминутка;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4_avtosohranennyy.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ.
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать
умение делить слова на части.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение:
- выделять часто встречающийся в словах звук и (зь) и (с);
- в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух);
- в названии слова по определенному фонематическому признаку;
- в умении изменять звуковой состав слова;
- закреплять знания детей о твердых и мягких согласных;
- закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;
Развивающие:
- развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей;
- развивать связную речь; внимание, мышление;
- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг
друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать интерес к школе.
Образовательная область: речевое развитие
Оборудование:
Предполагаемый результат:
- имеют представление о мягких и твердых согласных;
- умело применяют свои знания по освоению грамоты;
- активно взаимодействуют со сверстниками;
- выполняют индивидуальные и коллективные задания.
Методические приемы:
- Игровая ситуация;
- Беседа – диалог;
- Физкультминутка;
- Деятельность детей;
- Анализ;
- Подведение итогов.
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся.
- Гости у нас оказались неслучайно – ведь очень скоро вы станете школьниками и наши гости хотели бы узнать, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте.
ПРИВЕТСТВИЕ:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе привет
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй круг
Здравствуй весь наш дружный круг!
- Теперь я предлагаю вспомнить наши правила поведения на занятиии:
- Громко не говорим
- Если один говорит – другие слушают, не перебивают
- Если знаешь ответ на вопрос подними руку ит.д
- А теперь, проходите садитесь за столы.
Сначала мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
- Упражнение «Вкусное варенье» (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху – вниз).
- Упражнение «Блинчик» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в спокойном состоянии).
- Упражнение «Парусник» (Поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы).
- Ребята, к нам в сад сегодня принесли письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы №8
то есть нам, поэтому мы смело можем его прочитать. Читаю письмо: «Здравствуйте ребята подготовительной к школе группы. Пишет Вам Незнайка.
Я попал в страну «Умников и умниц». Царица Грамота вручила мне конверт с заданиями, которые я не смог выполнить. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания!»
- Ну что, ребята, поможем Незнайке? Но для того, чтобы Незнайка все понял, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово. Согласны? (дети отвечают, что согласны).
- Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте:
Много звуков есть на свете:
шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи. Мы
их точно знать должны.
Звуки четко произносим,
слушаем внимательно.
Будем четко говорить, будем
мы старательными.
- Ребята, о чем говорится в стихотворении? (О звуках)
- Давайте вспомним, как называются звуки, которые во рту встречают преграды? (Согласные звуки).
- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
- Каким цветом мы их обозначаем? Твердые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зеленым цветом.
- Молодцы, ребята! Давайте выполнять задания !
- Ребята, отгадайте загадки и определите с какого звука начинается слово: с твердого или мягкого, и поднимите соответствующий цвет карточки. (картинки со звуком «з» и «зь»).
1.Холодной вьюгой
налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)- мягкая
2.Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под
сосной? - твердая
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
3.Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет ...(змея)- твердая
4.У этой лошадки
Одёжка в полоску.
Похожа одёжка её
На матроску.
(Зебра) - мягкая
5.Кто не лает, не кусает
А в дом не пускает? ( Замок) - твердая
6.Ягода приятная,
Очень ароматная.
Ты под кустик загляни-ка,
Там краснеет…(Земляника)- мягкая
7. Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает наоборот. (Зонт) - твердая
8. Когда мы едим - они
работают,
Когда не едим - они
отдыхают.
Не будем их чистить -
Они заболят. (Зубы) – твердая
- Молодцы ребята, справились с заданием!
- Следующее задание №2 называется «Послушай и узнай звук»
Девочки должны хлопнуть в ладоши, если услышат в слове звук (с), а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх, мальчики проверяют.
Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок,робот, колбаса, суп, сахар, ребус, самолет, сын.
- Хорошо, а теперь мальчики хлопают в ладошки, если услышат в слове звук (зь), если его там не будет, то поднимают ладошки вверх, девочки проверяют.
- Молодцы ребята! Хорошо постарались!
- А теперь следующее задание называется Задание №3 . «Назови слова» ( игра с мячом)
Для этого задания нужно встать в круг. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть звук. Вы будете ловить мяч, называть слова, которые начинаются на заданный звук (зь) и (с)
- Хорошо молодцы, ребятки и с этим задание вы справились! Садитесь на свои места.
- Теперь нам нужно выполнить следующее Задание №4. «Угадай сколько слогов в слове?
(деление слова на части – слоги)
- Ребята, вы уже умеете делить слова на части (слоги). Сейчас вы будете произносить слова, которые изображены на карточках и определять количество слогов. (ответы детей с помощью хлопков индивидуально).
Карточки: машина, кукла, стул, кубики, мышка, книга, цветок, рюкзак, пирамидка, трактор, яблоко, стол, самокат, роза.
- Молодцы, и с этим заданием справились!
Задание №5 – Ребята, вот вижу я конверт, а в нем находятся карточки со звуками! Вам нужно определить, где стоит звук (зь) или (с). Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.
Дети: - Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.
- Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.
(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).
- Ребята, все молодцы!
- Физминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше – выше потянулись
Ну- ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук с коленями коснитесь.
Сели встали, сели встали
И на месте побежали.
- Игра: «Угадай словечко» Задание: Назвать слово без первого звука.
Был «смех» - стал мех.
Был «спорт» - порт
Была «стройка» – тройка
Был «спутник» - путник
Был «снаряд» - наряд
Был «скот» - кот.
- Молодцы, ребята!
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Как вы думаете, ребята помогли мы Незнайке сегодня?
- Спасибо большое, мне очень понравилось как вы сегодня занимались.
- Царица Грамота дарит детям раскраски с изображением друзей Незнайки.
- А еще у вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте посмотрим, чем они отличаются?
(Цветом и настроением).
- Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – то возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если было трудно и вы не справились с заданиями , то возьмите грустного смайлика, красного цвета.
- На этом наше занятие закончилось, всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...
Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Задачи: Обучающие: - Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и...