Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ. Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

- имеют представление о мягких и твердых согласных;

- умело применяют свои знания по освоению грамоты;

- активно взаимодействуют со сверстниками;

- выполняют индивидуальные и коллективные задания.

Методические приемы: Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать

умение делить слова на части.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение:

- выделять часто встречающийся в словах звук и  (зь) и (с);

- в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух);

- в названии слова по определенному фонематическому признаку;

- в умении изменять звуковой состав слова;

- закреплять знания детей о твердых и мягких согласных;

- закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;

Развивающие:

- развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей;

- развивать связную речь; внимание, мышление;

- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг

друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости;

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- воспитывать интерес к школе.

Образовательная область: речевое развитие

Оборудование:

Предполагаемый результат:

 

- Игровая ситуация;

- Беседа – диалог;

- Физкультминутка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4_avtosohranennyy.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ.

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать

умение делить слова на части.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение:

- выделять часто встречающийся в словах звук и  (зь) и (с);

- в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух);

- в названии слова по определенному фонематическому признаку;

- в умении изменять звуковой состав слова;

- закреплять знания детей о твердых и мягких согласных;

- закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;

Развивающие:

- развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей;

- развивать связную речь; внимание, мышление;

- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг

друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости;

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- воспитывать интерес к школе.

Образовательная область: речевое развитие

Оборудование:

Предполагаемый результат:

- имеют представление о мягких и твердых согласных;

- умело применяют свои знания по освоению грамоты;

- активно взаимодействуют со сверстниками;

- выполняют индивидуальные и коллективные задания.

Методические приемы:

- Игровая ситуация;

- Беседа – диалог;

- Физкультминутка;

- Деятельность детей;

- Анализ;

- Подведение итогов.

- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся.

- Гости у нас оказались неслучайно – ведь очень скоро вы станете школьниками и наши гости хотели бы узнать, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе привет

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука

Здравствуй друг, здравствуй круг

Здравствуй весь наш дружный круг!

- Теперь я предлагаю вспомнить наши правила поведения на занятиии:

- Громко не говорим

- Если один говорит – другие слушают, не перебивают

- Если знаешь ответ на вопрос подними руку ит.д

- А теперь, проходите садитесь за столы.

 Сначала мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

  1. Упражнение «Вкусное варенье» (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху – вниз).
  2.  Упражнение «Блинчик» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в спокойном состоянии).
  3. Упражнение «Парусник» (Поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы).

- Ребята,  к нам в сад сегодня принесли письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы №8  

то есть нам, поэтому мы смело можем его прочитать. Читаю письмо: «Здравствуйте ребята подготовительной к школе группы. Пишет Вам Незнайка.

Я попал в страну «Умников и умниц». Царица Грамота вручила мне конверт с заданиями, которые я не смог выполнить. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания!»

- Ну что, ребята, поможем Незнайке? Но для того, чтобы Незнайка все понял, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово. Согласны? (дети отвечают, что согласны).

- Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы  внимательно послушайте:

Много звуков есть на свете:

шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи. Мы

их точно знать должны.

Звуки четко произносим,

слушаем внимательно.

Будем четко говорить, будем

мы старательными.

- Ребята, о чем говорится в стихотворении? (О звуках)

- Давайте вспомним, как называются звуки, которые во рту встречают преграды? (Согласные звуки).

- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

- Каким цветом мы их обозначаем? Твердые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зеленым цветом.

- Молодцы, ребята! Давайте выполнять задания !

- Ребята, отгадайте загадки и определите с какого звука начинается слово: с твердого или мягкого, и поднимите соответствующий цвет карточки.  (картинки со  звуком «з» и «зь»).

1.Холодной вьюгой

налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)-  мягкая

2.Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под

сосной? - твердая

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

3.Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползет ...(змея)- твердая

4.У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску.

(Зебра) - мягкая

5.Кто не лает, не кусает

А в дом не пускает? ( Замок) - твердая

6.Ягода приятная,

Очень ароматная.

Ты под кустик загляни-ка,

Там краснеет…(Земляника)- мягкая

7. Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет –

Сделает наоборот. (Зонт) - твердая

8. Когда мы едим - они

работают,

Когда не едим - они

отдыхают.

Не будем их чистить -

Они заболят. (Зубы) – твердая

- Молодцы ребята, справились  с заданием!

- Следующее задание №2 называется «Послушай и узнай звук»

Девочки должны хлопнуть в ладоши, если услышат в слове звук (с), а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх, мальчики проверяют.  

Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок,  сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок,робот, колбаса, суп, сахар, ребус, самолет, сын.

- Хорошо, а теперь мальчики хлопают в ладошки, если услышат в слове звук (зь), если его там не будет, то  поднимают ладошки вверх, девочки проверяют.

- Молодцы ребята! Хорошо постарались!

- А теперь следующее задание называется Задание №3 . «Назови слова» ( игра с мячом)

Для этого задания нужно встать в круг. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть звук. Вы будете ловить мяч, называть слова, которые начинаются на заданный звук (зь) и (с)

- Хорошо молодцы, ребятки и с этим задание вы справились! Садитесь на свои места.

- Теперь нам нужно выполнить следующее Задание №4. «Угадай сколько слогов  в слове?

(деление слова на части – слоги)

- Ребята, вы уже умеете делить слова на части (слоги). Сейчас вы будете произносить слова, которые изображены на карточках и определять количество слогов. (ответы детей с помощью хлопков индивидуально).

Карточки: машина, кукла, стул, кубики, мышка, книга, цветок, рюкзак, пирамидка, трактор, яблоко, стол, самокат, роза.

- Молодцы, и с этим заданием  справились!

Задание №5 – Ребята, вот вижу я конверт, а в нем находятся карточки со звуками! Вам нужно определить, где стоит звук (зь) или (с). Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Дети: - Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

- Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).

- Ребята, все молодцы!  

- Физминутка

Быстро встали, улыбнулись

Выше – выше потянулись

Ну- ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите

Вправо, влево повернитесь

Рук с коленями коснитесь.

Сели встали, сели встали

 И на месте побежали.

 - Игра: «Угадай словечко» Задание: Назвать слово без первого звука.

Был «смех» - стал  мех.

Был «спорт» - порт

Была «стройка» – тройка

Был «спутник» - путник

Был «снаряд» - наряд

Был «скот» - кот.

- Молодцы, ребята!

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Как вы думаете, ребята помогли мы Незнайке сегодня?

- Спасибо  большое, мне очень понравилось как вы сегодня занимались.

- Царица Грамота дарит детям раскраски с изображением друзей Незнайки.

- А еще у вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте посмотрим, чем они отличаются?

(Цветом и настроением).

- Верно, ребята. Сегодня вы будете  оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – то возьмите задумчивого  смайлика, зеленого цвета. Если было трудно и вы не справились с заданиями , то возьмите грустного смайлика, красного цвета.

- На этом наше занятие закончилось, всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...

Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Задачи: Обучающие: - Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и...