Консультация с элементами практикума на тему «Логопедизация в режимных моментах»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Консультация с элементами практикума на тему «Логопедизация в режимных моментах»

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется в детских садах в группах компенсирующего вида,  комбинированной направленности, а также в группах общеразвивающего вида. И на сегодняшний день ведущую роль в этом процессе необходимо отводить не конкретному специалисту, а слаженному тандему учителя-логопеда и воспитателей вышеуказанных групп.

Вопрос становления и поддержания эффективной работы по направлению преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей групп, где есть дети с речевыми нарушениями актуален, так как именно от качества педагогического взаимодействия зависит   конечный результат коррекционной работы с воспитанниками.

Говорят, что «один в поле не воин», то же самое относится и к логопеду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение «Росинка»

Консультация с элементами практикума на тему «Логопедизация в режимных моментах»

2022-2023 учебный год

Подготовила и провела учитель-логопед: Ломанова И.Н.

г.Стрежевой – 2022г.

 Консультация с элементами практикума на тему «Логопедизация в режимных моментах»

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется в детских садах в группах компенсирующего вида,  комбинированной направленности, а также в группах общеразвивающего вида. И на сегодняшний день ведущую роль в этом процессе необходимо отводить не конкретному специалисту, а слаженному тандему учителя-логопеда и воспитателей вышеуказанных групп.

Вопрос становления и поддержания эффективной работы по направлению преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей групп, где есть дети с речевыми нарушениями актуален, так как именно от качества педагогического взаимодействия зависит   конечный результат коррекционной работы с воспитанниками.

Говорят, что «один в поле не воин», то же самое относится и к логопеду.

Успех коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими речевые нарушения  определяется  системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно – воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

         Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

           Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

          Конечная цель коррекционной работы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

           Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу).

                           Функции  воспитателя в процессе работы.

          Отработанные логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

          К коррекционным задачам воспитателей групп, где имеются дети с ОВЗ относятся:

  1. Постоянное совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Развитие правильного речевого дыхания.
  3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  4. Развитие фонематических представлений.
  5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на  бездефектном речевом материале.
  8. Формирование связной речи.

В ходе коррекционной работы воспитатель не должен:

1.Торопить ребенка с ответом.

2.Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку образец правильной речи.        

3.Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками.

4.Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

5.Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

Режимные моменты

Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Музыка спокойная, добрая, снимающая напряжение – минута вдохновения.

 Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, и желанию повторять их. Также в утреннее время можно проводить коррекцию звукопроизношения и развивать мелкую моторику рук через использование речевых дидактических игр, пальчиковых игр и артикуляционную гимнастику.

У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил»? Доброжелательная интонация, хорошее настроение взрослого передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду, а значит будет желание говорить.

Как известно наша речь напрямую связана с развитием артикуляционной и мелкой моторики, поэтому следующим обязательным этапом должны быть артикуляционные и пальчиковые игры.

         В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

  • выработке артикуляционных укладов, которые нужно отработать (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
  • отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом  выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);          

Дети играют:

       В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

I  этап:  Зарядка

В зарядке сочетаются элементы ритмики, упражнения на растяжку.

Дети выполняют упражнения на развитие дыхания.

Под музыку дети выполняют движения в соответствии с ритмом и темпом.

II  этап:  НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

  • физминутки с различными логоритмическими   упражнениями;
  • физминутки с пальчиковыми играми;
  • игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по:

  • отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

III  этап:  Прогулка.

В течение прогулки проводятся:

  • различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
  • логоритмические игры;
  • индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);
  • подвижные речевые игры.

IV  этап  сон:  Во время подготовки ко сну целесообразно развивать  фонематическое восприятие, используя аудиозаписи сказок, стишков  в разных литературных формах.

V  этап:  После сна

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

  VI  этап:  Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится: cамомассажи кистей и пальцев рук, (мылом, полотенцами);

После дневного сна воспитатели проводят с детьми обширное умывание.

Упражнение «Умывай-ка»

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем. 

Девять — воду отжимай,

Десять — сухо вытирай.

После проведения гигиенических процедур, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

Пальчиковые игры;

Игры с «Весёлым язычком».

VII  этап: Занятия – индивидуальные и в микрогруппах.

      Время проведения: в утренний отрезок времени, перед завтраком, после сна, перед полдником.

     

 Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).        Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.      

 Речевое дыхание. Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят за тем, чтобы при вдохе поза ребенка была свободной, плечи опущены.

Мелкая моторика.

     

Пальчиковая гимнастика – выполняется  несколько раз в день, например: «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Моя семья»,  «Машина каша» и др. Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики (особенно это важно для детей с дизартрическим компонентом).

           

 Графо-моторные навыки. Данный процесс включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки.

Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги – уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка.

Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линий в ограниченном пространстве, правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Для зарисовки, обводки и штриховки фигур используются тетради в клеточку.

Звукопроизношение. Воспитатель выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка группы. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком (пусть и минимально) во все общеобразовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии по формированию элементарных математических представлений посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки).

На занятии по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.

       Воспитатель должен регулярно отслеживать динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

       Логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями.

Список литературы:

  1. Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуновская Т.А. «Календарное планирование совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на логопункте ДОО». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  2. Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуновская Т.А. «Календарное планирование совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет на логопункте ДОО». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  3. Краузе Е.Н. «Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  с 5 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
  4. Михеева И.А, Чешева С.В. «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет». – СПб.: Издательство «КАРО» 2009.
  5. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. «Учим ребёнка говорить: здоровьесберегающие технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2009
  6. Малютина Т.С. «Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  7. Громовик С.Г. «Фонологоритмика в системе развития речи и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста». – Томск: ОГБУ РЦРО, 2012
  8. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами». - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов

В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...

Использование элементов устного народного творчества в проведении режимных моментов в адаптационный период в работе с детьми раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Сказки, песни, потешки, пестушки незаменимое средство пробуждения познавательной а...

Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"

Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты.  Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки)....

Консультация с элементом практикума « Организация образовательной деятельности, в ходе осуществления режимных моментов»

В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом &nda...

Консультация на тему: "Музыка в режимных моментах"

Консультация на тему: "Музыка в режимных моментах"...

Консультация для педагогов на тему: «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы реч...