ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования
проект по музыке (старшая группа)
ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_borzova_kursy.doc | 80 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.ppt | 2.66 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение профессионального дополнительного образования
Республики Адыгея
«Адыгейский Республиканский институт повышения квалификации»
ПРОЕКТ
«Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования»
Выполнила:
Борзова Светлана Михайловна
Музыкальный руководитель
Гиагинский район
Ст. Гиагинская
МБДОО «Радуга»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | Стр. |
| 3 |
| 7 7 9 9 10 10 11 |
Заключение | 12 |
Список используемой литературы | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная среда для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.
В связи с этими, поставлена задача ориентировать проект «Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.
ПРОБЛЕМА: Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
ПОЧЕМУ ЭТУ ПРОБЛЕМУ ВАЖНО РЕШАТЬ И ОБСУЖДАТЬ?
В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.
Сейчас остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
Целевая группа: музыкальный руководитель, воспитатель, родители
Идея проекта: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный
Цель проекта: Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства.
Задачи проекта:
- Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
- Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
- Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
- Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
- Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.
- Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Формы организации музыкальной деятельности проекта.
- Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа;
- Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.
- Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и другие для старших дошкольников;
- Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- Организация праздников, совместных с родителями.
- Содержание практической деятельности по реализации проекта
1.1. Описание проекта.
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник «День матери казачки», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в театрализованных представлениях.
1.2.Предполагаемый результат проекта:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформированы умения свободно и непринужденно общаться, разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
1.3.Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованных представлений и фольклорных праздников.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.
1.4. План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (2 месяца – сентябрь, октябрь). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (6 месяцев – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
1.5. Взаимодействие участников проекта
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;
2. Воспитатели группы – родители воспитанников;
3. Родители детей группы - дети
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей.
4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.
5. Создание мини-музея «Русская изба».
6. Консультация для родителей «Музыкатерапия»
1.6.Риски и пути преодоления рисков
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.
Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:
- содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста;
- в содержании одного занятия включено два и более произведения, что
тяжело для восприятия детей;
- музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
- не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
1.7. Оборудование и оснащение педагогического процесса.
1. Доклады, консультации, конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий методические рекомендации для воспитателей и родителей, практический материал, фотоматериалы, наглядные и дидактические пособия.
2. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Моя любимая мама»
3. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.
5. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности.
В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
- Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
- Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
- Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен» Н.М.Карамзин Русская национальная культура — это неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоций человека, представлений о красоте истине, добре и зле. Основы русской национальной культуры обеспечивают условия для освоения дошкольниками элементарных знаний и понятий об окружающем мире, представлений о русском народном быте, профессиональной терминологии русского народного творчества.
Дети с раннего возраста должны слышать и петь песни своего народа. Это воспитывает у них художественный вкус и развивает любовь к народному искусству; закладывает в душу ребенка первые ростки человеколюбия, гуманизм.
Цель: нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору
Определить специфику эстетического воспитания личности ребёнка средствами народного искусства, опираясь на работы Т.Комаровой, Г. М. Науменко, М.Мельникова. 2.Разработать систему своей работы с включением сценариев фольклорных развлечений для младшего и старшего дошкольного возраста, а также традиционных календарных праздников с использование фольклорного материала. 3.Систематизировать музыкальный и фольклорный материал для работы с детьми разных возрастных Задачи :
Русская песня
Русские пляски и игры
Русские народные инструменты
Русские народные праздники
Работа с родителями Работая с родителями, ставлю перед собой определенные цели: приобщить родителей к процессу патриотического воспитания детей в семье и ДОУ, организовать досуг детей и родителей, воспитывать нравственно, физически и психически здоровых и хорошо подготовленных к школе детей. Совместная работа с семьей позволяет объединить педагогическое воздействие на ребенка. В результате проведенной работы, число родителей, принимающих участие в совместных мероприятиях растёт с каждым годом. Результатом такой работы являются различные формы взаимодействия. Формы сотрудничества Интерактивная Просветительская Традиционная *Практикумы *Анкетирование *Привлечение к театрализованной деятельности (роли) *Участие в выставках, фото, творческих конкурсах *Привлечение к изготовлению костюмов *Консультирование *Устные сообщения *Статьи в музыкальном уголке *Тематические встречи *Детская фонотека *Родительские собрания *Тематические праздники *Концерты *Участие в спортивных соревнованиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры, средст...
Доклад "Приобщение детей к традиционной народной культуре"
Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобрази...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Детско-родительский образовательный проект «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре».
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...
Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»...
Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре
Искусство игры на деревянных ложках ...
Приобщение детей к русской народной культуре через разные формы образовательной деятельности
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение,...