Методическая разработка по теме: Развитие эмоций средствами художественной литературы в средней группе детского сада.
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)
Целью представленной работы является обогащение имеющихся у дошкольника знаний об эмоциях и чувствах, используя средства художественной литературы. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_red.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
Развитие эмоций средствами художественной литературы в средней группе детского сада.
Воспитатель: Дружинина Мария Дмитриевна
Санкт-Петербург
2018
Содержание
Актуальность темы................................................................................................. 3
Цель.......................................................................................................................... 3
Задачи...................................................................................................................... 3
Этапы проведения.................................................................................................. 5
1. Мотивационный.................................................................................................. 5
2. Деятельностный.................................................................................................. 6
Ведущие методы и приемы................................................................................. 12
Портрет ребенка.................................................................................................... 13
Диагностика индивидуального развития ребенка в рамках темы................... 15
Материально-технические условия.................................................................... 17
Работа с родителями............................................................................................. 19
Возникающие трудности..................................................................................... 21
Список литературы............................................................................................... 22
Актуальность темы.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие самосознания ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые формы общения. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Развитие представлений об эмоциях целесообразно осуществлять в процессе ознакомления с художественной литературой. Художественная литература является особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Она активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Цель: Обогащение имеющихся у дошкольника знаний об эмоциях и чувствах, используя средства художественной литературы. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.
Тип проекта: практико –ориентированный, групповой.
Задачи:
Задачи по ФГОС согласно образовательным областям | Задачи темы |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок. Развитие чувств с помощью художественных произведений. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. |
Речевое развитие | Пополнять и активизировать словарь. Совершенствовать диалогическую речь. |
Художественно-эстетическое развитие | Научить выразительно читать стихи. Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Через рассматривание иллюстраций развивать умение определять настроение героев, учить обосновывать свое мнение, воспитывать сопутствующие чувства. |
Познавательное развитие | Обогащать чувственный опыт детей, развивать умения фиксировать его в речи. Развивать образные представления, используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения в различных видах деятельности. |
Физическое развитие | Формировать навыки ролевого поведения литературных персонажей и героев при проведении подвижных игр и выполнении физических упражнений (имитация движений). |
Этапы проведения.
1. Мотивационный
Для того чтобы подготовить детей к восприятию произведения, мотивировать их на слушание можно использовать различные способы:
- Начать занятие с сюрпризного момента. Появление игрового персонажа, который должен быть связан с содержанием произведения.
- Для произведений, где фигурирует много персонажей можно показать детям волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки.
- Можно использовать мотив письма — в группу приходит послание от сказочного героя. Например, домовёнка Кузеньки. В письме он рассказывает, что живёт в детском садике — охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую найдут в шкатулке.
- Привлечение внимания детей средствами музыкального сопровождения.
- Во второй половине года, для создания мотивации к чтению, уже можно задействовать личный опыт детей. Например вводная мини-беседа, связывающая события из жизни детей с тематикой произведения.
- Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
Ситуация 1.Знакомство с произведением Ю.Тувима «Овощи».
Задачи:
1.Познакомить детей с произведением Ю. Тувима «Овощи».
2.Продолжать развивать умение внимательно слушать и понимать содержание произведений.
3.Подготовить инсценировку произведения Ю.Тувима «Овощи» по ролям.
4.Развивать у детей коммуникативные навыки общения со сверстниками.
5.Воспитывать положительное отношение к труду.
Оборудование и материал:
произведение Ю. Тувима «Овощи»;
корзина;
настоящие овощи:картошка, капуста, морковь, горох, петрушка, свёкла;
костюм Хозяюшки (фартук, платок), маски-шапочки для инсценировки.
Воспитатель заходит в группу с корзиной в руках.
2. Деятельностный.
Воспитатель:- Ребята! Осень красивое яркое и плодородное время года! Вы согласны со мной? Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения.)
- Вот и я пришла к вам с осенними подарками!
Воспитатель достает по одному настоящие овощи из корзинки (картошку, капусту, морковь, горох, петрушку, свёклу). Спрашивает название овощей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! (Дети рассматривают овощи)
- Ребята, а что можно из этих овощей приготовить вкусненького, чтобы мы с вами могли угостить друг друга? (Дети предлагают свои варианты блюд).
Сейчас я вас познакомлю со стихотворением Юлиана Тувима «Овощи», вы его внимательно послушаете, а затем мы в него поиграем.
Воспитатель читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи».
Беседа:
- Про что мы с вами прочитали?
- Почему хозяйка так часто произносила слово «Ох!»? ( Воспитатель подводит детей к выводу о том, что хозяйке тяжело нести в корзине так много овощей, затем долго резать их.)
- Что сварила из овощей хозяйка?
- Аромат и вкус супа ей понравился нравятся?
Воспитатель предлагает инсценировать стихотворение. Для этого выбираются желающие дети.
Хозяйка однажды с базара пришла (Воспитатель читает, выходит девочка-хозяйка в платочке и показывает в сторону «овощей»)
Хозяйка с базара домой принесла: (По очереди выходят «овощи» в масках-шапочках).
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.. («Хозяйка» вздыхает и рукой вытирает лоб.
Вот овощи спор завели на столе – (Автор.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: («Овощи» спрашивают и ставят руки на пояс.)
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка
иль свекла?
Ох!.. («Хозяйка» вздыхает и рукой вытирает лоб).
Хозяйка тем временем ножик взяла («Хозяйка» изображает рукой ножик и «режет».)
И ножиком этим крошить начала: (Дети – «овощи» приседают по очереди.)
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.. («Хозяйка» вздыхает и рукой вытирает лоб.)
Накрытые крышкою, в душном горшке («Овощи» бегут по кругу друг за другом.)
Кипели, кипели в крутом кипятке: («Овощи» останавливаются и называютсебя)
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка
и свекла.
Ох!.. («Хозяйка» вздыхает и рукой вытирает лоб.)
И суп овощной оказался не плох! (Произнося все вместе.)
В ходе проведения инсценировки, воспитатель следит за правильным произношением звуков.
Воспитатель: Ну что ребята понравилась вам наша сценка? Какое у вас настроение? Хорошо мы с вами потрудились и сварили вкусный суп!!!
Ситуация 2.Знакомство с произведением Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Задачи:
1.Вызвать интерес к художественному произведению и настроить детей на внимательное слушанье.
2.Познакомить детей с творчеством писателя и художника Е.Чарушина.
3.Учить осмысливать и оценивать характер героя рассказа.
4.Воспитывать бережное отношение к миру зверей и птиц.
Оборудование и материал:
запакованная книга;
рассказ Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой»;
авторская иллюстрация «Тюпа» Е.Чарушина.
Начинаем занятие с сюрпризного момента. Воспитатель интригует детей загадочной книгой, завернутой в упаковочную бумагу.
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Вчера мне попался интересный рассказ о загадочном животном и никак не могу понять, про кого он написан. Может вы мне поможете? Давайте прочитаем его, и может вы догадаетесь, о ком идет речь. Написал его Евгений Иванович Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Воспитатель:
«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…»
Трава шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает.
Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползет Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет – прыг! Как схватит… Да не схватил.
Не дорос еще Тюпа птицу ловить.
Тюпа – ловкач неуклюжий».
Беседа:
- Ребята, вы поняли почему зверька так назвали?
- Как вы думаете, кто же это такой загадочный Тюпа?
- Давайте посмотрим как он себя ведет, что он делает?
- Опишите его характер.
- Ребята, а вы знаете что Евгений Иванович не только писатель, который пишет о жизни животных и их детенышах, но и сам рисует иллюстрации к своим произведениям. Давайте рассмотрим иллюстрацию к рассказу и узнаем правильно ли мы отгадали (Воспитатель показывает иллюстрацию «Тюпа»).
Рассмотрите и скажите, пожалуйста, как можно охарактеризовать котенка, которого видите на картинке? Какое у него настроение, совпадает ли оно с характером котенка в рассказе?
- Вам понравился рассказ?
- Рассказы Евгения Ивановича Чарушина учат любить волшебный мир зверей и птиц.
Ситуация 3.Знакомство с английской сказкой «Три поросенка» (пер С. Михалкова).
Задачи:
1.Познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка» (пер. С. Михалкова), помочь понять её смысл.
2.Учить давать характеристику персонажам сказки.
3.Знакомство детей с такими эмоциями как злость, радость.
4.Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок.
5.Подвести детей к пониманию того, что труд и смелость облагораживают человека.
Оборудование и материал:
сказка «Три поросёнка»;
музыкальное сопровождение (Мелодия из музыкальной шкатулки)
магнитофон;
Звучит сказочная музыка. Дети сидят (с закрытыми глазами ).
Воспитатель: Ребята послушайте, какая волшебная музыка звучит! Как вы думаете, кто же к нам спешит? Это сказка к нам спешит! Скажите, а вы любите сказки? Сегодня к нам пришла сказка «Три поросёнка» Сергея Михалкова. Усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Чтение сказки «Три поросенка».
Физкульминутка.
Воспитатель: Давайте с вами немного передохнем и поиграем. Сейчас вы все превратитесь в маленьких поросят.
Поросенок пятачок отлежал себе бочок,
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег, но уже на левый бок.
(сложили ручки, положили под подбородок)
-А теперь я предлагаю вам, ребята, изобразить волка из сказки. Покажите, каким был волк в этой сказке? (дети пытаются изобразить злого волка)
-Как вы думаете, что чувствовали поросята в конце сказки, когда волк не смог сдуть домик? Как это можно показать? (Дети отвечают и изображают радость).
Беседа:
-Понравилась вам сказка?
- Какой герой особенно понравился и почему?
- Что помогло поросятам проучить злого волка ? (дружба, смекалка, ловкость).
-Чему нас учит сказка? (быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друзьям в беде).
Звучит музыка.
Воспитатель: Сказка прощается с вами. Ей у нас очень понравилось. Ребята, вы все внимательно слушали сказку и она думает, что вы не будете поступать так, как братья Наф – Нафа.
Ведущие методы и приемы.
При прочтении детям художественных произведений были использованы разнообразные методы и приемы такие как:
Словесный:
- Чтение произведений
- Беседа по произведению
- Формирование словаря
- Упражнение по звуковой культуре речи
Практический:
- Игры-драматизации
- Слушание музыки
- Физкультминутка
Наглядный:
- Показ иллюстраций
Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Игры-драматизации дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Портрет ребенка.
В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется новая способность - сочувствовать и сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Чтение художественной литературы помогает активно развивать эти способности. На их основе у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества.
Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. К ним относятся: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Последнее возникает тогда, когда ребёнок сталкивается с чем – то неожиданным и несуразным. Проявление и усложнение чувства комического говорит и о развитии интеллектуальных способностей детей. Эстетическое отношение возникает и в мире человеческих отношений, поэтому формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребёнка.
Для формирования у детей литературного вкуса в ходе проделанной работы детям были предложены разнообразные художественные произведения с широким эмоциональным диапазоном (разнообразный сюжет, смена действий, наличие стихов и юмористических моментов в произведении и т.д.). Кроме того были выбраны произведения в которых ребенок смог увидеть не только позитивные положительные картинки, но и реалистичные, достоверные сюжеты с трудностями и невзгодами.
После прочтения художественной литературы были проведены беседы, что в свою очередь способствует развитию эмоциональной сферы детей.
Показателем положительной динамики данного направления является то, что дети значительно увеличивают свой словарный запас, употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Высказывают желание послушать определенное литературное произведение. С интересом рассматривают иллюстрированные издания детских книг. Называют любимую сказку, просят прочесть понравившееся стихотворение. С помощью взрослого могут драматизировать небольшие произведения. Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».
Диагностика индивидуального развития ребенка в рамках темы
Ожидаемые результаты реализации темы | Показатели развития ребенка | Методы педагогической диагностики | |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Умения детей анализировать поступки | Дети активно обсуждали поступки героев произведений. | Наблюдение. Беседа. Были заданы вопросы по содержанию произведений, по описанию характера героев и их поступков. Наблюдение | |
Умение работать в команде | Участвуя в беседах, старались слушать и не перебивать друг друга. | ||
Речевое развитие | |||
Обогащение словаря | Дети активно употребляли слова, обозначающие эмоциональное состояние (веселый, сердитый, напуганный), этические качества (любознательный, неуклюжий, хитрый, ленивый, глупый, умный, трудолюбивый, злой), разнообразные свойства и качества предметов (прочный, теплый). | Наблюдение, беседа | |
Совершенствование диалогической речи | Дети рассказывали о содержании прослушанных произведений, в беседе дети пытались осмысленно отвечать на вопросы. | Наблюдение | |
Художественно-эстетическое развитие | |||
Реализация театральной деятельности детей | Дети приняли участие в игре-драматизации. | Наблюдение | |
Умение рассматривать книжные иллюстрации | С интересом рассмотрев иллюстрации к рассказу, дети определили настроение персонажа, обосновали свое мнение. | Наблюдение | |
Познавательное развитие | |||
Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. | Дети изобразили героев сказки, прочувствовали, озвучили и показали их этические качества и настроение. | Наблюдение | |
Физическое развитие | |||
Формирование навыков ролевого поведения литературных персонажей и героев при проведении подвижных игр и выполнении физических упражнений (имитация движений). | Дети приняли участие в физкультминутке. Выполнили упражнения на потягивание, растяжку грудных мышц, мышц бедра и голени. | Наблюдение |
В соответствии с нормами СанПин 2.4.1.3049-13 продолжительность непрерывной НОД для детей от 4-х до 5-ти лет составила 20 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную НОД, была проведена физкультурная минутка.
Для реализации проекта педагогом была проведена предварительная подготовка:
- подобран и составлен список художественных произведений для прочтения детям в течение учебного года (Приложение 1);
- подготовлены конспекты НОД;
- подобран демонстрационный материал;
- организованна развивающая предметно - пространственная среда (книжный уголок).
Материально-технические условия необходимые для реализации проекта.
Художественная литература в книжном уголке:
« Солнышко-колоколнышко...»
«Дон-дон-дон» русские народные песенки
«Зайчишка-трусишка...»
«Ножки, ножки, где вы были?..»
«Ты, мороз, мороз, мороз...»
А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке».
А. Плещеев «Весна».
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Братья Гримм «Заяц и ежик».
В. Драгунский «Тайное становится явным».«Колосок».
В. Осеева « Волшебная иголочка».
С. Козлов « Зимняя сказка».
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Д. Самойлов «У слоненка день рождения».
Е. Благинина «Бабушкины руки».
Е. Серова. «Одуванчик»
Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Заклички о весне.«Иди, весна, иди,красна»
И. Суриков «Зима».
К. Чуковский «Федорино горе».
Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало».
М. Горький «Воробьишко».
М. Зощенко «Показательный ребенок».
Н. Носов «Заплатка».
Русская народная песняВаленки
С. Есенин. «Поет зима —аукает...» «Кот на печку пошел...»
С. Козлов «Зимняя сказка»
С. Михалков «Дядя Стёпа»
С. Михалков «Три поросенка».
Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья».
Ю. Тувим «Овощи».
Я. Аким «Первый снег».
Я. Сегель «Как я был обезьяной».
Для указанных выше занятий были использованы: магнитофон, аудио запись, маски и костюмы для игр-драматизаций, корзина, упаковочная бумага, демонстрационный материал (иллюстрации к произведениям, овощи и т.д.)
В течение учебного года планируется взаимодействие с музыкальным руководителем.
Работа с родителями.
Подготовить рекомендации по развитию интереса к художественной литературе через организацию домашней детской библиотечки. Ознакомить родителей с возможностью записи ребенка в детскую библиотеку.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Для акцентирования внимания на данном вопросе необходимо провести встречу с родителями на тему развития эмоциональной сферы жизни ребенка средствами художественной литературы.
Задачи встречи:
1.Обозначить важность чтения с детьми, влияние чтения на всестороннее развитие (речевое, социально-коммуникативное развитие, эмоциональная отзывчивость).
2.Обозначить актуальность совместной деятельности родителей с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости.
3.Повысить компетентность родителей в приобщении детей к художественной литературе.
4.Способствовать активному участию родителей в реализации эмоционального опыта полученного в ходе знакомства с произведениями художественной литературы.
По окончании беседы родителям дается совместное домашнее задание с детьми в виде игры с зачетными карточками.
Воспитатель предлагает дома вместе с детьми решить задание зачетной карточки. Карточка содержит 2 задания: первое предполагает работу по преобразованию форм малого фольклора в сказку, второе - шуточно- оригинальное - требует смекалки, логики, творчества. (Раздает каждому родителю по карточке).
Карточка №1
Превратите шуточный стишок в сказку.
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
Придумайте жалобу зайца (летом, зимой) и в своей сказке помогите ему стать храбрым и красивым.
Карточка №2
По шутке придумайте сказку.
Слоненок увидел ребят,
Слоненок встал на самокат.
Немного покатался
И…самокат сломался.
Вместе с ребенком найдите выход из сложившейся ситуации. Остановились все часы. Их заколдовала Баба-Яга. Продолжите сказку.
Возникающие трудности.
1. Отсутствие живого общения. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Решение: Провести серию встреч о необходимости совместного чтения родителей с детьми. Организовать совместное чтение в группе.
2. Ребенок больше времени проводит у телевизора или с электронным гаджетом, чем в живом окружении родителей.
Решение:
Организация работы с родителями по информированию о пользе чтения книг.
Список литературы.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
- «Мои первые сказки. Русские народные сказки»/в обработке К. Ушинского, М. Булатова, А. Макарова, О. Макаровой. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2003.
- http://www.maam.ru
- Белинский В.Г. «О детской литературе»/В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. – М., 1954.
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
- Запорожец А. В. «Воспитание эмоции и чувств у дошкольника». - М., 1985.
- Л.П.Стрелкова «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» - Москва, 1999г.
- Минаева, В.М. «Развитие эмоций дошкольников» / В.М. Минаева – М.: АРКТИ, 2000.
- Михайлова, А.Я. «Современный ребенок и сказка»/А. Михайлова. – М., 2002.
- Морозова Л. Н. Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг. [ Электронный ресурс] - Режим доступа: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/tsel-chteniya-hudozhestvennoy-literaturyi-v-detskom-sadu.html#i-2&hcq=Ov5eYGq
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста - М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. - 464 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематического планирование по чтению художественной литературы в средней группе детского сада.
Данная публикация - методическая разработка планирования по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Планирование составлено на полный учебный год, с учётом ежедневного ч...
Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» в средней группе детского сада «Пиратское приключение»
Интересное занятие как для детей так и для воспитателей. детям интересно путешествия особенно в пиратском стиле....
Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада "У страха глаза велики".
Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада "У страха глаза велики"....
Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе детского сада
Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе детского сада составлено в соответствии с возрастом и психологическими особенностями детей и направлено на ф...
Конспект НОД по ФГОС чтение художественной литературы в средней группе детского сада Тема: «Путешествие в мир доброты и вежливости».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация...
Методическая разработка интегрированного занятия на тему: «Дом для Кузьки» в средней группе детского сада.
Методическая разработка интегрированного занятия в средней группе на тему : "Дом для Кузьки".Основная образовательная область: познавательное развитие.Интегрируемые образовательные области: ...