Авторская многофункциональная дидактическая игра «Волшебные колбочки»
учебно-методическое пособие по логопедии
Цель методического пособия – заинтересовать детей, облегчить и ускорить запоминание предложенного материала в увлекательной игровой форме, совершенствовать речевые и неречевые процессы, формировать предпосылки к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 505.5 КБ |
![]() | 62.27 КБ |
![]() | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению
Авторская многофункциональная
дидактическая игра
«Волшебные колбочки»
Автор, разработчик:
учитель-логопед
Шнайдер Ж.Н.
г. Волчанск – 2018 год
Пояснительная записка
В коррекционной работе учителя – логопеда, практически всегда есть моменты, требующие продолжительной и кропотливой тренировки автоматизации новых навыков и умений, полученных воспитанниками в ходе коррекционно – логопедических занятий.
Используя новые методы и формы обучения, необходимо помнить, что дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладывается фундамент знаний, а наиболее доступная форма получения знаний — это игра. Многократное повторение одного и того же материала утомляет детей, пропадает активность и интерес к занятиям. Вследствие этого, в арсенале логопедов должно быть значительное количество наглядно-игровых дидактических пособий и приемов для того, чтобы процесс восприятия новой и трудной для ребенка информации, превратился в увлекательную игру. В своем пособии я подбирала задания в соответствии с программой для детей с нарушениями речи в соответствии с ФГОС.
Аннотация к методической разработке
Название учебно-методической разработки: «Волшебные колбочки».
Цель методического пособия – заинтересовать детей, облегчить и ускорить запоминание предложенного материала в увлекательной игровой форме, совершенствовать речевые и неречевые процессы, формировать предпосылки к обучению грамоте.
Задачи разработки:
-Автоматизация поставленных звуков в словах различной структуры. - Развитие фонематических представлений (звукового анализа и синтеза).
- Развитие слоговой структуры речи.
Развитие зрительно-пространственного восприятия.
Развитие логического мышления, внимания. - Развитие мелкой моторики.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
Возраст: средний и старший дошкольный возраст
Форма использования: индивидуальные и подгрупповые занятиях по коррекции звукопроизношения, на занятиях по обучению грамоте.
Перспективы использования учебно-методической разработки: может использоваться как практическое пособие в помощь воспитателям, родителям, логопедам для формирования всех компонентов речевой системы.
Использование авторского игрового пособия
Для формирования речевой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Наглядный материал к пособию, необходимо предварительно распечатать и заламинировать (по желанию можно использовать липучки на обратной стороне карточек). Получившиеся карточки смешать. Подготовить игровое поле (колбочки, крючки, контейнера, помпоны). На занятии могут быть использованы карточки как одного, так и нескольких направлений коррекционной работы одновременно в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. В процессе каждой игры, отработка речевого материала сопровождается действиями с использованием помпонов или крючков. Работать можно: одной рукой попеременно, либо двумя руками одновременно. Таким образом идет развитие не только межполушарного взаимодействия, но и включение всех анализаторных систем (речедвигательной, речеслуховой, зрительной).
Варианты игры на развитие фонематического восприятия, фонематического, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза
- «Раздели слово»
Цель: формировать умение делить слово на слоги.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. Дети должны положить в колбочки нужное количество помпонов (по одному в каждую колбочку, либо заполнять по одной на каждую картинку). Слова, которые не делятся на части (односложные) можно обозначать крючком в отверстии карточки.
- «Определи первый звук в слове»
Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. Детям раздаются разрезные карточки с изображением таких же предметов. Вопрос: «У кого есть предмет, название которого начинается со звука С? Тот, у кого есть такая картинка, прикрепляет ее на карточку игрового поля и кладет помпон в колбочку».
- «Звук – буква»
Цель: закрепление понятия буква, звук; формирование навыка соотнесения буквы и звука.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. Детям предлагается определить какой первый звук в слове – гласный или согласный (твёрдый или мягкий). Дети должны определить звук и положить помпон в колбочку соответствующего цвета.
- «Поставь ударение»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. Детям предлагается какой слог в слове ударный. Произнося слово, ребенок опускает помпон только в ту колбочку, на которую (по счёту) приходится ударный слог.
- «Определи место»
Цель: развитие фонематического анализа и синтеза; формировать умение определять место звука в слове, соотносить звук и букву.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. Детям предлагается определить место заданных звуков в слове уточнив позицию (в начале, в середине, в конце) Дети должны определить место звука и положить помпон в колбочку. Если это согласный звук, можно дать инструкцию: «Положи помпон синего или зеленого цвета».
- «Составь слово по первым звукам»
Цель: развитие фонематического восприятия: учить определять первый звук в словах; учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово.
Описание:
Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. Детям предлагается определить первый звук в словах. Определяя звук, ребенок кладет помпон соответствующего цвета в колбочки (слева на право).
Игры на формирование правильного звукопроизношения, автоматизации звуков в словах, в предложениях, текстах. Формирование грамматических категорий.
- «Автоматизация звуков»
Цели: автоматизировать звуки в словах, предложениях, текстах; развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю. В зависимости от изучаемого звука на занятии по коррекции звукопроизношения, дети находят заданный звук в картинках, дают ему характеристику, указывают позицию в слове, уточняют правильное произношение этого звука. Дети должны правильно произнести название картинки, и положить помпон в колбочку.
- «Назови ласково»
Цель: Автоматизация звука. Совершенствование грамматических категорий: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Описание: Педагог прикрепляет карточку с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука. Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки. Обратить внимание, что одни предметы большого размера, а другие маленькие. Ребенку предлагается самостоятельно называть сначала большой предмет, а затем маленький и положить помпон в колбочку определенного цвета.
- «Нужные вещи»
Цель: Автоматизация звука.
Описание: Педагог прикрепляет карточки с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука. Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки. Ребенку предлагается карточка с изображением какого – либо героя или картинок – предметов. Далее ребенок называет все изображенные предметы. Затем ему предлагается выбрать только те, в которых есть требуемый звук, и положить помпон в колбочку определённого цвета.
4. «Гусеница»
Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах.
Описание: Педагог прикрепляет карточки с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука. Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки. Ребенок опускает любые по цвету шарики в колбочки одной или двумя руками одновременно, проговаривая слоговые ряды и слова.
- «Измени число»
Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах. Совершенствование грамматических категорий: ед. и мн. число существительных.
Описание: Педагог прикрепляет карточки с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука. Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки. Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе), а ребёнок называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе), опускает любые по цвету шарики в колбочки одной или двумя руками одновременно.
- «Посчитай предметы»
Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах. Совершенствование грамматических категорий: ед. и мн. число существительных согласование существительных с числительными.
Описание: Педагог прикрепляет карточки с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука. Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки с различными предметами, ребёнок должен посчитать данный предмет (Например, лужи (лукошки, лучи и т.д.) от 1 до пяти, опуская любые по цвету шарики в колбочки одной или двумя руками одновременно.
- «Определи категорию»
Цель: Автоматизация звуков в словах. Совершенствование лексической стороны речи: уточнение и закрепление обобщающих понятий.
Описание: Педагог прикрепляет карточки с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука. Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки с различными предметами, и повторить предложенное слово, называя группу, к которой относится предмет. При этом опускать любые по цвету шарики в колбочки одной или двумя руками одновременно.
Лавка – мебель, лодка – водный транспорт, ласточка – птица, лада – имя девочки и т.д.
- «Путаница»
Цель игры: Автоматизация звуков в словах. Научить ребенка понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развить память, внимание, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.
Описание: Педагог прикрепляет карточки с картинками к игровому полю, в зависимости от изучаемого звука, произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно.
Например, использовать можно следующие фразы (Альбомы Комаровой):
Шарик ловит Аню.
Петя позавтракала и пошла гулять.
Лена лег спать поздно.
Дети гуляет в парке.
Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.
Таким образом, в сочетании игры и обучения коррекционно - логопедические занятия для детей становятся интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Информационные ресурсы:
1. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.
2. Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с]) Серова Ксения Юрьевна, учитель-логопед http://festival.1september.ru/articles/565961/
3. Галанов А.С. Логопедическое лото М.: ООО «Стрекоза», .2009.
4.Кустова О.И. Цветик – семицветик //Логопед, №2, 2007, с.65
5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008 ЗАО«МЦФЭР», 2008
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Волшебные снежинки"
Игра направленная на развитие эмоциональной сферы детей....

Презентация авторской дидактической игры "Волшебный куб"
Используя только "Волшебный куб", можно провести полноценное индивидуальное занятие....

Авторская дидактическая игра "Волшебная поляна"
Игра «Волшебная поляна»(для детей среднего, старшего и подготовительного возраста) Игра предлагается 1 дошкольнику или малой подгруппе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid...

Авторская дидактическая игра "Волшебное дерево"
Дидактическое пособие представляет собой дерево с ветками, набор фруктов разной формы и цвета. Дерево изготовлено из фанеры и покрашено. На нем можно разместить 10 самых разнообразных фруктов, к...

Методическая разработка авторской развивающей игры «Волшебные превращения»
Методическая разработка авторской развивающей игры «Волшебные превращения» для детей 3-7 лет по формированию элементарных математических представлений составлена в соответствии Ф...
Авторская дидактическая игра "Волшебная коробка ощущений"
ldquo;Волшебная коробка ощущений” – это пособие, разработанное с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обуче...

Авторская дидактическая игра "Волшебный сундучок"
Одно из основных направлений работы в дошкольных образовательных учреждениях - речевое развитие. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом....