Авторская дидактическая игра "Волшебная поляна"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Борисова Зоя Владимировна

Игра «Волшебная поляна»

(для детей среднего, старшего и подготовительного возраста)

 

Игра  предлагается 1 дошкольнику или  малой подгруппе.

 

Цели:

1. Автоматизация звуков.

 2.Дифференциация звонких- глухих, мягких – твердых согласных.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Закрепление предлогов.

 5.Закрепление лексических тем.

 6. Дифференциация обобщающих понятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Волшебная поляна»

(для детей среднего, старшего и подготовительного возраста)

Игра  предлагается 1 дошкольнику или  малой подгруппе.

фотографии 093

Цели:

1. Автоматизация звуков.

 2.Дифференциация звонких- глухих, мягких – твердых согласных.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Закрепление предлогов.

 5.Закрепление лексических тем.

 6. Дифференциация обобщающих понятий.

Описание игры:

Игра представляет собой пластиковую доску ( доска для лепки) размером 29х42см, на которой закреплены липучки.   Прилагается  комплект предметных картинок на разные темы и на разные  звуки   тоже с липучками, которые крепятся по определенным принципам и темам. Также к пособию прилагается: два картонных домика синего и зеленого цвета ( для определения мягкости или твердости звуков), карточки с изображением колокольчика и квадрата для обозначения звонкости и глухости звука, изображение мальчика и девочки (все с липучками), которым можно придумать имена с заданным звуком или др.. Все предметные картинки могут крепиться на пластиковую доску.

Типы заданий:

 1. В верхние правый и левый угол панно выставляют портреты мальчика и девочки, ребенку сообщают имена детей, например, Зоя и Саня. Ребенку предлагают подобрать картинки со звуком З – Зое, а со звуком С –Сане. Подобное задание можно предложить и для дифференциации других звуков: Ш-С, Ж-З, Р-Л, С-Ц И Т.Д.  

                     

2. В верхние правый и левый угол панно выставляют синий и зеленый домики. Ребенку предлагается около синего домика разместить  картинки с твердым согласным, а около зеленого домика – с мягким согласным.

Например, предлагается различить звуки П-ПЬ, к синему домику поместить картинки со звуком П, к зеленому – со звуком ПЬ.

Упражнение можно проводить с любыми звуками, имеющими мягкую пару.

3.В верхние углы панно помещают звонок и пустой квадратик. Ребенку предлагают разместить около звонка картинки со звонким звуком, а около пустого квадратика – с глухим звуком. Например, предлагается различить в словах звуки С-З, Ш-Ж, П-Б, Т-Д,  В-Ф , К-Г и др..

4.Ребенку предлагается поместить на панно картинки с определенным звуком, назвать их, придумать предложение, тем самым автоматизировать звук в словах и предложениях. Например:

1) -Помести на панно картинки со звуком Ш. Придумай предложения с этими словами.

2) На карте находится  ряд  картинок. Ребенку предлагается найти лишние.

Например, среди картинок со звуком Ж найти  со звуком З и открепить их.

5. Знакомство  с предлогом. Закрепление предлогов.

Логопед или ребенок по заданию логопеда помещает картинки на панно в заданном порядке, например: цветок между кошкой и собакой, мячик над столом, кораблик около домика, собаку под столом, т.е. игру используют для закрепления предлогов  ПОД, НАД, МЕЖДУ, ОКОЛО, НА. Затем составляется предложения по картинкам.



Предварительный просмотр:

«С»

Са , сы , со , су.

Ас , ыс , ос , ус.

Сал , сыл , сол , сул.

Ста , сты , сто , сту.

Аст , ыст , ост , уст.

Сас , сыс , сос , сус.

Алст , ылст , олст , улст.

Сапог , косы , сыр , мусор , квас , ус , просо , салат , кусты , стол , хвост , масло , быстро , астра , капуста , спутник , сусло , сосна , галстук.

Красное колесо , старая собака , густые волосы , быстрые сани.

Саня – самый спокойный сын. Сорок сорок спорят на суку. Высокие сосны растут на скале.

Са , са , са – вот летит оса.

Сы , сы , сы – на столе часы.

Ос , ос , ос – у собаки нос.

В солонку солёной насыпали соли,

Посолим фасолевый суп мы той солью.

                                                 (по Л. Г. Парамоновой)

У длинноносых – длинные носы,

У длиннохвостых – длинные хвосты,

У длинноусых – длинные усы,

У длиннокосых – длинных две косы.

                                                  (Л. Г. Парамонова)

Моя собака.

Моя собака Сойка самая быстрая. Она сумеет догнать лису. Но Сойка ласковая собака, не кусает хвост у лисы.        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«С*»

Ся , си , сё , сю.

Ась , ысь, ось , усь.

Сяп , сип , сёп , сюп.

Стя , сти , стё , стю.

Асть , ысть , ость , усть.

Сясь , сись , сёсь , сюсь.

Алсть , ылсть , олсть , улсть.

Сев , синь , рысь , сёмга , сюда , кисель , осина , посёлок , карась , напасть , Стёпа , костёр ,  апельсин , грусть , кость , сюсюкать , прелесть , льстивый.

Красивые листья , синие васильки , сено косят.

Кот Вася есть у Аси. Десять гусят под осиной сидят. У Сени в сетке сельди, караси и осётр.

Си , си , си – сироп неси.

Ысь , ысь , ысь – сильная рысь.

Ось , ось , ось – семена брось.

У Олеси серый гусь,

Я его всегда боюсь.

Васильки посинили синькой,

Васильки синеют в траве,

И блестят в васильках росинки

И сияют на синем ковре.

                                 (Л. Г. Парамонова)

Семья.

Сегодня в семье лосей родились семь лосят. Мама лосиха весела. Папа лось носит лосятам сено.

Семью навестил осёл.

«З»

За , зы , зо , зу.

Зак , зык , зок , зук.

Зда , зды , здо , зду.

Азб , ызб , озб , узб.

Алзд , ылзд , олзд , улзд.

Зал , зов , зубр , зыбь , вазы , коза , базар , позор , вокзал , озноб , призыв , азбука , взлом , раздать , вздох , повздорить , зазвонить , вздрогнуть.

Золотая звезда , заботливый взгляд , забавный узор.

Я знаю азбуку. У злого забияки заболели зубы. Зоя опоздала на вокзал.

За , за , за – вот идёт коза.

Зы , зы , зы – у Зои розы.

Зу , зу , зу – я зову козу.

Зайка, зайка, ты зазнайка?

Не зазнайка ли ты, зайка?

Забегай к нам милый зайка,

Ты ведь, зайка, не зазнайка!

                             (Л. Г. Парамонова)

Звонок.

Зазвонил звонок. Он зовёт детей на занятия. Позор опаздывать. Об этом знают дети.

                                                                                                     (по А. Е. Алифановой, Н. Е. Егоровой)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«З*»

Зя , зи , зё , зю.

Зял , зил , зёл , зюл.

Здя , зди , здё , здю.

Азмь , ызмь , озмь , узмь.

Зима , мази , вози , грузи , зевать , зелёный , газета , резина , козёл , транзит , зяблик ,  земляк ,

зерно , вонзить , грозди , Кузьма , узник , везде , бездельник.

Зелёная корзина , зяблик на земле , грузи зерно.

Зяблик зимует на берёзе. Козёл грызёт резеду. Ты не грози зебре.

Зе , зе , зе – дали траву козе.

Зи , зи , зи – ты мне не грози.

Ази , ази , ази – вези мази.

Зябкий зяблик зябнет зимой,

Возьмите зяблика зимовать домой.

Зелень у Зины зимует в корзине,

Зелень в корзине в земле,

Зелень зелёная радует Зину,

Зелень у Зины в тепле.

                       (Л. Г. Парамонова)

Зима.

Метёт позёмка зимой. Зелени нет. Везде морозит хозяйка Зима. Озябли зяблики в гнезде.

«Ш»

Ша , ши , шо , шу.

Аш , ыш , ош , уш.

Шан , шин , шон , шун.

Шта , шти , што , шту.

Ашк , ышк , ошк , ушк.

Шаш , шиш , шош , шуш.

Аштр , ыштр , оштр , уштр.

Шаг , шест , каша , грош , душ , плюш , кошка , дышать , школа , лошадь , кошмар , штурм , шнур , шторм , горшок , шашки , шишки , шершень , муштра.

Машинные шины , большой шатёр , школьный шкаф.

У Миши шишки в большом мешке. В маленькой плошке кашка для кошки. Шли мыши в шалаш.

Ша , ша , ша , ша – наша Маша хороша.

Ыш , ыш , ыш , ыш – у меня малыш.

Шка , шка , шка – на окошке кошка.

                                                    (по З. Е. Агранович)

Хороша у мышки норушка,

Только нет в норушке подушки,

Нет подушки у бедной мышки.

Где подушка под мышкино ушко?

                                                    (Л. Г. Парамонова)

Мыши и шахматы.

Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши. Тишина в камышах. Увлекли мышат шахматы.

                                                        (по Е. А. Алифановой, Н. Е. Егоровой)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Ж»

Жа , жи , жо , жу.

Жан , жин , жон , жун.

Жба , жбы , жбо , жбу.

Ажд , ыжд , ожд , ужд.

Жаба , жир , жена , жук , лужа , рожа , вяжет , лежит , ждут , джунгли , джемпер , одежда , вражда , дружба , книжный , прежде , трижды , жажда , жужжать.

Дождевая лужа , жёлтый жук , кожаный жилет.

Жанна и Женя жуют ежевику. Ужи не дружат с ежами. Медвежонок неуклюжий живёт – не тужит.

Жу , жу , жу – помоги ежу.

Же , же , же – вырос я уже.

Жи , жи , жи – там живут ужи.

Ужонок убежит от ежонка,

А ежонку не убежать от ужонка.

                                       (Л. Г. Парамонова)

Жадная жаба в болоте живёт,

Жадная жаба жёлудь жуёт.

Даже жутко – не одна

Такая жадная она!

                                        (по Е. А. Алифановой, Н. Е. Егоровой)

Ёжик – лежебока.

Ёжик – лежебока живёт  - не тужит, нет нужды никуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой. Никто его не уважает. Да и как же можно так жить

«Щ»

Ща , щи , що , щу.

Ащ , ыщ , ощ , ущ.

Щал , щил , щол , щул.

Щка , щкы , щко , щку.

Ащт , ыщт , ощт , ущт.

Щащ , щищ , щощ , щущ.

Ащпр , ыщпр , ощпр , ущпр.

Щит , плащ , щёлк , роща , щека , пища , щебет , гуща , прыщи , щедрый , ящик , ямщик , обещать ,

борщ , защищать , ощущать , тщательно , холщёвый.

Щётки в дощатом ящике , мощёная площадка , щедрая щука.

В роще пищат щеглы. У ямщика тощий щенок. Лещ тащит пищу.

Щу , щу , щу – я щенка ищу.

Ще , ще , ще – я в плаще.

Ощ , ощ , ощ – в роще хвощ.

Два щенка щека к щеке

Тащат щётку вдалеке.

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки , ищут клещи,

Плащ , ботинки , ящик , лейку.

Папа купит им ищейку.

                               (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Щеглёнок и щенок.

У Ани – щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенку ухо. Щенку щекотно, но он не пищит.

Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

                                 (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Ч»

Ач , ыч , оч , уч.

Ча , чи , чо , чу.

Чал , чил , чол , чул.

Чка , чкы , чко , чку.

Ачк , ычк , очк , учк.

Чач , чич , чоч , чуч.

Чай , меч , печь , червь , чуб , палач, очки , чудо , пачка , кучка , плечи , чайник , пчела , драчун ,

ворчун , вчера , девчонка , чучело , чечётка.

Чёрная ночка , чуткий человек , удачливый чемпион.

Грачи грачатам кричали. Черепаха и собачка качали пчёлку. Врач лечил дочку.

Чу , чу , чу – плавать в речке я хочу.

Ач , ач , ач – учёный грач.

Чка , чка , чка – у меня птичка.

Почему вы, хомячки,

Пухлые, как кабачки?

Отвечали хомячки

Пухлые, как кабачки:

  • Не в почёте хомячок,

Если худ его бочок.

                            (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Дачники.

На даче Коля и Ваня помогали маме, чем могли: наливали водичку в бочку, поливали кабачки, топили печку. Мама называла мальчиков дачниками.

                               (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

«Ц»

Ац , ыц , оц , уц .

Ца , цы , цо , цу .

Цал , цыл , цол , цул .

Цка , цкы , цко , цку.

Ацв , ыцв , оцв , уцв.

Цац , цыц , цоц , цуц.

Царь , цех , цикл , боец , лицо , отец , циклоп , пальцы , певец , выцвел , удальцы , венцы , концы , цыц , коленце , принц , кварц , ранцы.

Целебный цикорий , певец во дворце , цепь у колодца.

Цветы цвели на оконце. Птенец у птицы – в яйце. Цыплята и курица целый день на улице.

Ца , ца , ца – на улице овца.

Цо , цо , цо – мы вымыли лицо.

Рец , рец , рец – мы ели огурец.

У крыльца – деревцо,

А на пальце – кольцо.    

Цапля – царица,

Рыбка в водице,

Цыплёнок, куница.

Кто не птица?

              (по Е. А. Алифановой, Н. Е. Егоровой)

Певцы.

Цыплята – ценные певцы. В пятницу они целый день пели во дворце. Цапли, курицы, медведицы, куницы – рады. В конце цыплятам подарили ларцы и венцы. Ай, да молодцы – певцы!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«П»

Па , пы , по , пу.

Ап , ып , оп , уп.

Пас , пыс , пос , пус.

Пла , плы , пло , плу.

Апр , ыпр , опр , упр.

Пап , пып , поп , пуп.

Пар , лупа , упал , лапы , цыпа , капуста , пласт , заплыв , плуг , капрон , прыжок , спор , оплата , крупный , ступка , попутать , пупок , попрыгай.

Плотный палас , полка падает , на палке почка.

Папа положил лопату на пол. Палкан дал Паше лапу. Мы не пойдём по плохому пути.

Па , па , па – рассыпана крупа.

Пу , пу , пу – мы вышли на тропу.

Оп , оп , оп – на полу клоп.

Попугай просил пшена:

  • Дайте поклевать сполна!

Плавно по реке плывёт,

Пар пуская, пароход,

А на пароходе поп

Ест капусту, суп, укроп.

                             (по И. С. Лопухиной)

Подарки.

Папа напокупал нам в понедельник подарков: маме подарил плащ и сапоги, Паше – пушку и папку, а мне – пудру и пасту. Нам понравились подарки. Я положила свои подарки на полку.

 «Л»

Ла , лы , ло , лу.

Ал , ыл , ол , ол.

Лас , лыс , лос , лус.

Лка , лкы , лко , лку.

Алв , ылв , олв , улв.

Лал , лыл , лол , лул .

Аслт , ыслт , ослт , услт.

Лак , гол , был , лапа , село , увёл , лампа , салон , балкон , плот , долг , булка , башлык , слух ,

склад , склон , голс , болт , послать , молол , галстук.

Белые ландыши , спелые яблоки , холодная волна.

У куклы платье из шёлка. Михаил плыл на лодке. Белка искала дуб с дуплом.

Лу , лу , лу – Лола на полу в углу.

Ла , ла , ла – меня уколола игла.

Ол , ол , ол – я забила гол.

Клоун Милу удивил:

Он за хвост слона водил.

                              (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Плыла на лодке лайка,

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

                                (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Каникулы.

В каникулы Лада  плыла на лодке, отдыхала в палатке на лугу около болота, видела белые облака на небе. На пологом холме Лада познакомилась с лосём волком и белкой. Она пожала им лапы.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Л*»

Ля , ли , лё , лю.

Аль , ыль , оль , уль.

Лям , лим , лём , люм.

Лдя , лди , лдё , лдю.

Алкь , ылкь , олкь , улкь.

Ляль , лиль , лёль , люль.

Аплсь , ыплсь , оплсь , уплсь.

Лес , боль , липа , олень , столик , полёт , люди , полька , мозоль , дубль , польза , дельфин , мебель , племя , всплеск , хлеб , кильки , лилия , лилипут.

Лесная быль , малина в малиннике , кисель из лимона.

Оленёнок полюбил листья тополя. Лев и лис поливают ели и липы. Лиза летом любуется.

Ля , ля , ля – засеяли поля.

Ле , ле , ле – очень липкое желе.

Аль , аль , аль – летом будет фестиваль.

Поливает Лилия

Тюльпаны и лилии.

                           (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Кленовый листок на клёне,

Кленовый листок зелёный,

Всё лето листок зелёный

Зеленел на зелёном клёне.

                            (Л. Г. Парамонова)

Суслята.

Лисы охотились на сусликов: уселись на поляне и наблюдали за маленькими суслятами. Суслята испугались. А мамы суслихи покусали лис. Больше не ходили лисы к суслятам на поляну.

 «Р»

Ра , ры , ро , ру.

Ар , ыр , ор , ур.

Ран , рын , рон , рун.

Рка , ркы , рко , рку.

Арс , ырс , орс , урс.

Рар , рыр , рор , рур .

Рак , нара , дар , спор , рысь , рука , рыбка , порт , гараж , сырок , драп , остры , тракт , бобры , фрак , карта , спорт , хруст , порыв.

Серый баран , строить шатры , добрый разговор.

Рома и Рая играют в шары. Сторож сторожит сторожку. Я дружу с бобрами, рысями и моржами.

Ра , ра , ра – нам домой уже пора.

Ры , ры , ры – выходи-ка из игры.

Ор , ор , ор – у нас спор.

Красной краскою Егор

Красит крышу и забор.

                                   (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Подруга выдра у бобра,

Она проворна и хитра.

Бобёр и выдра по утру

Играют в новую игру.

                                    (Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова)

Игра.

У Юры – ракета, а у Раи – ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Р*»

Ря , ри , рё , рю.

Арь , ырь , орь , урь.

Ряк , рик , рёк , рюк.

Рвя , рви , рвё , рвю.

Арть , ырть , орть , урть.

Рярь , рирь , рёрь , рюрь.

Ряд , рис , корь , двери , моря , ребус , парик , риск , сирень , ремонт , вихри , декабрь , кудри ,

бремя , хряк , греча , трюк , перерезать , пририсовать.

Вредный звонарь , Ирина греется , резиновый ремень.

В январе реки наряжаются серебром. Моряк бренчит в трюме. Звери хитрят во время игры.

Ре , ре , ре – звери на горе.

Ря , ря , ря – в море якоря.

Арь , арь , арь – корявый фонарь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре:

И берёза, и сирень,

От рябины рядом пень.

Вот черёмухи трясутся,

У черешни звери греются.

Рисунок.

Рима рисует зверей. У неё на картинке звери под деревьями жарят на костре сухари, грибы, перец, гренки, пряники и ириски. Рима прекрасно рисует.

 «Б»

Ба , бы , бо , бу.

Бан , бын , бон , бун.

Бла , блы , бло , блу.

Абд , ыбд , обд , убд.

 

Бал , бык , зубы , клуб , базар , банан , брат , блок , хлеба , труба , борьба , колбаса , свадьба , верба образ , обувь , блоха , блуза , бланк , бубен , бабушка.

Большой багаж , быстрая рыба , на лбу бровь.

Набазаре были бананы, кабачки, рыбы. У Бори брат – баскетболист. Быки больно бодаются.

Бу , бу , бу – я дую в трубу.

Бы , бы , бы – во рту зубы.

Аба , аба , аба – храбрая жаба.

     

Едут к бабушке в боры

Барсуки, быки, бобры,

Кабаны, бараны,

Зубры и вараны.

Будет добрая старушка

Басни, быль читать зверюшкам.

Дед и баба.

Жили – были дед и баба. У них была избушка. Баба работала на базаре, а дед работал в бане. На работе они хлебали борщ и жевали горбушку.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Б*»

Бя , би , бё , бю.

Бям , бим , бём , бюм.

Бся , бси , бсё , бсю.

Абль , ыбль , обль , убль.

Бюст , люби , бяка , рябь , объект , зыбь , голубь , кубик , забияка , грабёж , кабинка , блин , брюки , рубли , корабль , наблюдать , бибикать      .

Белый лебедь , любимая рябина , бедная белка.

В обед я объелась голубикой. Ребята бегают за обезьяной. На блюде бисквит и бизе.

Бе , бе , бе – выберу бинокль себе.

Би , би , би – на трубе труби.

Убь , убь , убь – голубенький голубь.

Забияка – белка

Беленькая Стрелка,

Нет у белки объясненья,

Всё берёт без разрешенья:

Грабли у верблюда,

У бизона – блюдо.

Бинокль.

Робину дали бежевый бинокль. Всё в бинокль Робин наблюдает: вот обезьянка рубит берёзу, вон верблюд готовит бисквит, а там на берегу реки бельчата строят корабль. Робин любит свой бинокль.      

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«М»

Ма , мы , мо , му.

Ам , ым , ом , ум.

Мад , мыд , мод , муд.

Мса , мсы , мсо , мсу.

Амр , ымр , омр , умр.

Мам , мым , мом , мум.

Мал , мышь , мозг , рама , дом , кум , мычать , камыши , комод , мудрый , туман , мчаться , мгла ,

сумка , армада , отмычка , млад , смотр , комом , мамам.

Мышь в мыле , младший кум , мурлыкать в камышах.

Мама мыла раму. Морковку дам мышам в корм. Рядом с домом машут кумачом малыши.

Ма , ма , ма – во дворе зима.

Му , му , му – я смотрю за Рому.

Ом , ом , ом – громыхает гром.

Мышке я хурму отдам,

Съем я масло тихо сам,

Молоко я вылью кошке,

Комарам отдам я крошки.

Мало будет корма им?

Холодильник отдадим!

Мыши.

Зимой мышам мало корма. Мы с Ромкой смастерили кормушку мышам. Мыши могут зимой смаковать сыр и морковку.

Мышкино угощение.

      Однажды мышка нашла большой арбуз под зелёной елью. Она позвала к себе на поляну друзей. Они с удовольствием пришли на такой славный ужин. Из хижины вылетела сова. Из домика вышел ёжик, он захватил с собой яблоко. С дерева по цепи спустился кот, приползли змейка, ящерица и черепаха. Утка прибежала, а собака явилась с вилкой. Даже семья целая пришла: папа – петух,

мама – курица, малыш – цыплёнок. И мухи прилетели попробовать вкусное угощение. Всем хватило спелого ароматного арбуза!

Неудачник – мышелов.

        Рыжий кот Васька погнался за серенькой мышкой, но умная мышка юркнула в бутылку на полу. Кот подставил красную книгу и попытался достать мышку, а лапа не пролезлв в горлышко бутылки. Тогда у Васьки появилась идея, как выловить мышку, и он ушёл за удочкой. В это время из норки мышиное семейство бросилось на помощь своей подружке. Одна мышка встала на голову другой, а третья по ним взобралась на край бутылки и опустила хвостик внутрь. И пленница по хвостику выбралась из бутылки. Когда же кот вернулся с удочкой, то очень удивился: мышки не оказалось в бутылке.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

«М*»   Мя , ми , мё , мю.

Амь , ымь , омь , умь.

Мяк , мик , мёк , мюк.

Мря , мри , мрё , мрю.

Амть , ымть , омть , умть.

Мямь , мимь , мёмь , мюмь.

Мяч , мир , миска , заметь , мясо , восемь , хомяк , румяна , комета , метла , замри , размер , затмить , земля , смеяться , мхи , домристка , млеть , мямля.

Милый хомяк , отмерить размер , затмить месяц.

К Земле мчится комета. У медведя Миши есть место для мёда. Мила замесила смесь.

Ме , ме , ме – рада я зиме.

Мя , мя , мя – у коровы вымя.

Ми , ми , ми – хомяка корми.

Хомяк метлой шумел,

Хомяк мести умел.

Раз в месяц у змеи,

У всей её семьи,

Сметал со всех скамеек

Чешуечки от змеек.

Мила.

У Милы есть две мягкие игрушки: медведь Миша и хомяк Фомик. Ещё у Милы есть восемь мячей. В миске у медведя мёд. Мишка ест мёд. Мила смеётся.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«П*»

Пя , пи , пё , пю.

Апь , ыпь , опь , упь.

Пян , пин , пён , пюн.

Пся , пси , псё , псю.

Апль , ыпль , опль , упль.

Пяпь , пипь , пёпь , пюпь.

Пена , выпи , топь , писать , запирать , спина , спят , пью , копьё , пение , псина ,плёнка , плюшка, капли , вопль , пюпитр , пипетка , успех , пепел.

Спелые апельсины , на тропе плюшка , петь песни.

На печке спит капитан. Петя пишет записку. В копилке у Пятачка копейка.

Пе , пе , пе – соринки в крупе.

Пи , пи , пи – спи , Петя , спи.

Ыпь , ыпь , ыпь – на почве выпь.

От пилы летят опилки,

Пила выпилит копилку.

Я спешу написать песни,

Ведь петь песни так чудесно!

Запевай напевы, пекарь,

И пляши скорей, аптекарь!

Пекарь.

Пекарь печёт в печке вкусные плюшки. Таня и Петя уплетают плюшки. У пекаря успешная выпечка.    

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 «Ф»   Фа , фы , фо , фу.

Аф , ыф , оф , уф.

Фал , фыл , фол , фул.

Афт , ыфт , офт , уфт.

Фаф , фыф , фоф , фуф.

Фант , фара , граф , фокус , футбол , шеф , фыркать , телефон , кофта , фантик  , рифма , лифт ,

арфа , фарфор , шифр , фотограф , фрукт , шарф , асфальт , фуфайка.

Французский фламинго , фамильный фарфор , комфортный фургон.

На шкафу фасоль. Фазан фыркает на фламинго. Афродита шифрует по телефону.

 

Фа , фа , фа – у фараона арфа.

Фы , фы , фы – на фабрике фотографы.

Аф , аф , аф – фокусник наш граф.

Фартуки и кофточки,

Фраки и футболочки,

И фуфайки, и шарфы

Сохранят наши шкафы.

Фантазёры.

Фомка и Стефан – большие фантазёры. Фомка сказал, что он фокусник и показал Стефану фокусы у фонтана: из шляпы достал фонарик. Стефан фыркнул: ,, Я тоже так могу’’ и достал из шляпы фламинго. Ну и фантазёры!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Ф*»

Фя , фи , фё , фю.

Афь , ыфь , офь , уфь.

Фял , фил , фёл , фюл.

Фля , фли , флё , флю.

Афть , ыфть , офть , уфть.

Фяфь , фифь , фёфь , фюфь.

Фея , фиалка , кефир , эффект , графи , филин , фигура , филин , фильм , флейта , фляга , флюгер , туфли , конфета , муфтия , баттерфляй.

Эффектная фиалка , графин с кефиром , фигура феи.

Федя на фильме ест конфету. У феи муфтия и туфли. Феникс флиртует с филином.

Фе , фе , фе – я иду по Уфе.

Фе , фе , фе – я играю на арфе.

Фли , фли , фли – у меня туфли.

Фея филина кефиром

Из графина напоила,

Филин фениксу сказал,

Феникс к фее прилетал.

Федина прогулка.

Федя пошёл гулять по лесу. Федя нашёл там фиалку. Филин для него играл на флейте. А феникс подарил ему стеклянный графин. За это Федя угостил филина и феникса конфетами.

«В»

Ва , вы , во , ву.

Вар , выр , вор , вур.

Зва , звы , зво , зву.

Авн , ывн , овн , увн.

Атвр , ытвр , отвр , утвр.

Вода , живот , вагон , выпить , ива , выдра , сливы , дерево , голова , два , звать , давно , звук , вдруг , буква , листва , гвоздь , врач , выварить , отвратить.

Два гвоздя , важная  выдра , выучить стихотворение.

Ваня вышел вон. Брюква и тыква – овощи. Вова под ивой с коровой говорит.

Ва , ва , ва – успеваю я едва.

Вы , вы , вы – в книге буквы.

Ву , ву , ву – ива сбросила листву.

Вот Валюшка, вот Варюшка,

Вот ворона, вот ватрушка,

Вот вагончик, вот варенье,

Вот про в стихотворенье!

                                  (И. С. Лопухина)

Паровозик.

Вот наш паровозик. В первом вагоне едут воробьи, вороны и совы. Во втором – волки, львы, волы и коровы. А Вася и Иван едут в восьмом вагоне. Какой красивый паровозик у нас!

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«В*»

Вя , ви , вё , вю.

Вят , вит , вёт , вют.

Вля , вли , влё , влю.

Авнь , ывнь , овнь , увнь.

Вид , ветер , весна , живёт , вязать , лавина , великан , верба , свежий , ответ , свеча , ветви , вверх , вбить , давний , дверь , ливни , червяк , завлечь.

Вязать свитер , великолепный великан , свежая свёкла.

Ветви вербы весной тянутся вверх. Веет свежий ветерок. Весело вертится Веснушка.

Ви , ви , ви – верблюда лови.

Ве , ве , ве – я иду по траве.

Вя , вя , вя – мы видели червя.

У Вили – велик,

У Вени – веник,

У Верочки – веточки,

У Веронички – свечечки.

                                  (по И. С. Лопухиной)

Весна.

С наступлением весны становится веселее. Ветер играет с ветвями вербы. Совята тянутся из гнезда к свету. Я веселюсь вместе с ними!

«Н»

На , ны , но , ну.

Ан , ын , он , ун.

Нак , нык , нок , нук.

Нра , нры , нро , нру.

Анс , ынс , онс , унс.

Нан , нын , нон , нун.

Нож , насос , носорог , слон , кино , кран , кнопка , банка , ножны , звонко , пенка , гонка , нрав , окно , танцы , знал , наносил , канун.

Норка в норе , гонка слонов , нож в ножнах.

Носорог звонко напевает. Зазнайка нашёл насос. Нрав у кенгуру особенный.

 

На , на , на – наша Лена у окна.

Ну , ну , ну – вижу на улице весну.

Ан , ан , ан – кухонный кран.

Слон с носорогом в январе

Заночевали у норки в норе.

Слон приносил нашей норке зерно,

Жалко, но быстро кончалось оно.

Слон.

У Ирины есть разные игрушки: носороги, норки, еноты, кенгуру. Но она больше всего любит мохнатого слона. Он зелёный в чёрных штанах и красных носках. Великолепный слон!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Т»

Та , ты , то , ту.

Ат , ыт , от , ут.

Тал , тыл , тол , тул.

Тра , тры , тро , тру.

Атк , ытк , отк , утк.

Тат , тыт , тот , тут.

Астр , ыстр , остр , устр.

Ток , тук , тапок , сыт , уют , кот , тулуп , потоп , каток , мост , котлы , трус , стол , шутка , тройка ,  статуя , кто – то , открыт , астра , завтрак , трактор , быстро.

Сытый кот , лето спит , шустрая утка.

По столу шастает таракашка. Быстро кот убежит от Тамары. По мосту ковыляет толпа.

Та , та , та – папа привезёт кота.

То , то , то – там в тулупе кто – то.

Ыт , ыт , ыт – Толя утром чисто вымыт.

У Тамары как – то раз

Стащил утку кот Тарас,

Астры лапами топтал,

Тапки по траве таскал.

Вот такой вот шустрый кот

У Тамарочки живёт!

Крот и кит.

Крот пришёл утром к киту и говорит:,, Ты, кит такой толстый, что бухта выбегает из берегов, затапливает мои тропки. Выползи из бухты.’’ А кит ему говорит: ,Ты, крот быстро бегаешь. Вот и беги от бухты. Ты меня не вытащишь.’’ Так и ушёл крот ни с чем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Т*»

Тя , ти , тё , тю.

Ать , ыть , оть , уть.

Тяп , тип , тёп , тюп.

Тля , тли , тлё , тлю.

Асть , ысть , ость , усть.

Тять , тить , тёть , тють .

Тяга , тепло , тюбик , котик , утюг , выть , кровать , тля , гость , кисть , устье , костёр , тяжесть , постелить , тётя , тятя , хотите.

Тёплая кровать , тётя Катя , котик напакостил.

Гость захотел пить. У Стёпы есть утюг. Котик стянул у тигра кость.

Ти , ти , ти – я уже в пути.

Те , те , те – тетерев на месте.

Сти , сти , сти – у Кати сласти.

Котик к тигру пришёл в гости,

Приволок братишке кости,

Скатерть тигр постелил,

С котиком пир закатил.

В гостях.

Тима и Стёпа в гостях у Кати. На стене у Кати картинка с тюльпаном. На кровати – игрушки: тетерев, тигр и котик. У Кати в гостях хорошо.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Д»

Да , ды , до , ду.

Дал , дыл , дол , дул.

Зда , зды , здо , зду.

Адр , ыдр , одр , удр.

Дар , дыра , дорога , душа , доска , гадалка , звёзды , здание , дружба , какаду , мудрый , здоровье , дрова , кедр , Мойдодыр , додумал , вздор , вдруг , дрозд.

Дорожный сундук , гадалка по звёздам , додумал задачу.

Я дружу с Мойдодыром. На дворе дрова из кедра и дуба. Поезда доехали до Вологды.

Да , да , да – Даша рада.

Ду , ду , ду – в Африке какаду.

Ды , ды , ды – айсберги – большие льды.

Кричала Даша какаду:

,,Сейчас я с дуба упаду!’’

Какаду кричал ей с кедра:

,,А зачем, подруга, лезла?’’

Дружба.

Дрозд подружился с какаду. Каждый вечер дрозд и какаду наслаждались видом звёзд под кедрами. Дружба между какаду и дроздом была очень дорога!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Й»

Йа , йэ , йо , йу.

Ай , эй , ой , уй.

Яй , ей , ёй , юй.

Йка , йкэ , йко , йку.

Айк , эйк , ойк , уйк.

Лай , ёж , яма , юбка , май , лейка , жуй , скамейка , бойкий , тройка , яйцо , майонез , юный , ёлка , йог , лужайка , йод , майка , ёрш , чай , судья , соловей , змейка , муравей.

Белый зайка , смешная лейка , куриное яйцо.

У Татьяны красивое ожерелье. Нарядная ёлка радует детей. Юля поймала ежа.

Чай , чай , чай – друга выручай.

Мой , мой , мой – приходи скорей домой.

Вей , вей , вей – голосистый соловей.

Ёлка, ёлка, ёлка, ель,

Ёжик ёжится под ней,

А ещё под ней ежонок,

Юркий ёжика ребёнок.

                            (Л. Г. Парамонова)

Весёлая компания.

Около зелёной ёлки однажды собрались ёж, заяц, чайка, змея , муравей. Всей гурьбой они набрали целую корзину груздей и яблок. С таким урожаем они пошли на день рожденье к свинье.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«К»

Ка , кы , ко , ку.

Ак , ык , ок , ук.

Кас , кыс , кос , кус.

Кла , клы , кло , клу.

Акт , ыкт , окт , укт.

Как , кык , кок , кук.

Аскр , ыскр , оскр , ускр.

Кыш , око , укус , корм , писк , каска , корка , уксус , окунь , краса , крапива , клад , квас , клоун , скакать , кукушка , искра , скрутить.

Красивое окно , корзинка с крыжовником , корм для коровы.

Катя кормит мышку ватрушками. Кошка лакает молоко. Краб укусил кабана.

Ку , ку , ку – купили мы муку.

Ко , ко , ко – колодец далеко.

Ка , ка , ка – маленькая собака.

Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Вкусная окрошка.

У мальчика Коли – капуста, укроп , картошка , свёкла и морковка. А у девочки Оксаны – редиска, лук, петрушка, кабачок и баклажан. Они покрошили овощи в кастрюлю и залили квасом. Вот какая получилась окрошка!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Г»

Га , гы , го , гу.

Гал , гыл , гол , гул.

Гра , гры , гро , гру.

Агл , ыгл , огл , угл.

Азгр , ызгр , озгр , узгр.

Гол , угол , гусь , гора , вагон , груша , погром , грач , оглушить , разгрызть , игра , загар , глаза , глыба , гоготать , разгрузить.

Говорить голосом , огромная  гора , груша в углу.

У Гали погнутый гвоздь. На лугу гогочут горластые гуси. Игорь и Гоша играют.

Га , га , га – здесь огромная тайга.

Гу , гу , гу – я иду по берегу.

Го , го , го – мама смотрит строго.

Загорелась радуга над лугом,

Выбегаем друг за другом,

Мы гогочем и галдим,

Прыгаем и гомоним.

У тигра.

Тигр однажды пригласил в гости гориллу. Горилла привела с собой фламинго. Они принесли тигру гвоздики и гладиолусы. Тигр угощал гориллу и фламинго гроздями винограда.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Х»

Ха , хы , хо ,ху.

Ах ,ых , ох , ух.

Хал , хыл , хол , хул.

Хра  , хры , хро , хру.

Ахн , ыхн , охн , ухн.

Хах , хых , хох , хух.

Асхв , ысхв , осхв , усхв.

Хор , уха , слух , хобот , хохот , ахнить , храпеть , расхвалить , пух , меха , хлопать , захват , ухнуть , хамелеон , выхухоль , плохой , хвоя.

Пахучая хвоя , халат с мехом , выхухоль хохочет.

Миха и Лёха схватили хамелеона за хвост. Андрюха, хвастать – нехорошо. Я не хочу хныкать, хмуриться и хандрить.

Ха , ха , ха – нет пуха у петуха.

Пух , пух , пух – на болоте лопух.

Хо , хо , хо – не поступай плохо.

Хамелеон на ходулях ходил,

Хорохорился, храбрился.

Ну хамелеон и учудил!

Хлоп! И с ходулей свалился!

Хорошо и плохо.

Валюха и Юляха поступают хорошо: ухаживают за хворающей мамой, ходят в походы, поют в хоре. А Лёха и Миха ведут себя плохо: Хвастаются перед Валюхой и Юляхой, Хохочут над хромым сторожем, хватают петуха за хвост. Нельзя поступать плохо, надо вести себя хорошо!

«К*»

Кя , ки , кё , кю.

Акь , ыкь , окь , укь.

Кяс , кис , кёс , кюс.

Кля , кли , клё , клю.

Кякь , кикь , кёкь , кюкь.

Аксль , ыксль , оксль , уксль.

Кит , кедр , кино , киса , ключ , кепки , кикимора , кисть , клёв , книжки , клевер , клюв , руки , клещи соки , склеить , скинуть , пакля , накличь.

Клюв клеста , книга о рыбаке и рыбке , лакировать кистью.

Клёст клюёт клевер. Максим заклеивает дырки в книжке. Кеша кидает кедровые шишки.

Ки , ки , ки – вот идут быки.

Ке , ке , ке – рыбки плавают в реке.

Ки , ки , ки – вымой кисть руки.

Кирочки, Кирюшки,

Девочки и мальчики,

На мороз не выставляйте

Носики и пальчики!

                          (по И. С. Лопухиной)

Про Ксюшу.

 У Ксюши есть сушки и баранки. Ксюша пошла в кино. Там она раздала сушки и баранки Танюшке, Ванюшке и Юляшке.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Д*»

Дя , ди , дё , дю.

Дям , дим , дём , дюм.

Дья , дьи , дьё , дью.

Дядя , девочка , дёсны , день , люди , дерево , дьяк , жди , гвардия , задира , длина , льдина , дело , колодец , соседи.

Ледяное ведёрко , посередине дерево , колодезная водичка.

Дядя Володя – дьяк. Девочка Дина сделала дерево. Лидия дежурила в гардеробе.

Дя , дя , дя – деловой дядя.

Ди , ди , ди – хорошие люди.

Де , де , де – мама, ты где?

Жадина, жадина,

Съела шоколадину,

Съела виноградину,

Смородину – громадину.

                        (И. С. Лопухина)

                     

Бездельник.

Денис целый день бездельничал. Он ходил , бродил , судил , рядил , галдел и гудел. Плохо без дела Денису.

«А»

Па , ра , ма , са.

Ап , ар , ам , ас.

Апа , ара , ама , аса.

Тка , нра , сва , гла.

Пар , лампа , мама , сажа , кража , багаж , галка , ананас , халва , ткать , нрав , свалить , гладить , ваза , арфа.

Бальное платье , забавная семья , маленькая лошадка.

Таня гуляла с собакой. Лопатой Саша копает участок. Крапива обожгла Наташу.

Ай , ай , ай – авторучку дай.

Ам , ам , ам – песенка для мам.

Ак , ак , ак – Сашенька – рыбак.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А.

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

Арбуз.

Ада, Алла и Анна ели сладкий арбуз. Ада проглотила пять долек арбуза, Алла съела два кусочка, а Анна съела девять долек арбуза.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«О»

По , то , ло , мо.

Оп , от , ол , ом.

Опо , ото , оло , омо.

Спо , кто , гло , мро.

Осп , окт , огл , омр.

Пот , соль , лото , олово , слово , облом , огонь , окно , огород , молоко , костёр , остров , порог , горох , шорох , отбор.

Огромный костёр , громкий шорох , волшебный остров.

Оля подарила Коле лото. Соня смотрит в окно. На огороде растёт горох.

Ко , ко , ко – у коровы молоко.

До , до , до – у птицы есть гнездо.

Со , со , со – у машины колесо.

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль облетает.

                              (В. Лунин)

На озере.

Оля в очках пошла на озеро. Там её облепили осы и оводы. Оля была очень сильно покусана. Больше Оля на озеро не пойдёт.

«И»

Пи , фи , ни , ти.

Ип , иф , ин , ит.

Ипи , ифи , ини , ити.

При  , фти , сни , тви.

Кит , киль , книги , киви , кильки , вишни , кирпич , нитки , нижний , лисий , мидии , излить ,

бинтик , блинчик.

Кисти вишни , нищий лис , внизу киви.

Лилия читает книги. Миша любит вишни. Бинт состоит из беленьких ниток.

Ми , ми , ми – с собой меня возьми.

Ли , ли , ли – ливень льёт вдали.

Ри , ри , ри – мы с Ромой вратари.

Изгибается ива

Над излучиной Истры,

Извиваются ветви

Над потоком искристым.

                                (И. С. Лопухина)

Грибники.

Дима и Нина решили собирать грибы, и пошли в лес. А корзинки позабыли дома. Пришлось Диме и Нине возвратиться.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Э»

Пэ , рэ , мэ , фэ.

Эп , эр , эм , эф.

Эпе , эре , эме , эфе.

Пек , рес , мен , фет.

Пре , сле , мне , гве.

Эхо , мэр , каре , эму , сэр , поэт , пюре , тире , силуэт , турне , пенсне , эссе , модель , эстетика , мулине , дуэт , лебедь.

Весёлые эму , дуэт поэтов , мэр в турне.

Элла мечтает о кашне. Сэр бегает за эскадроном. Пенсне на носу у Глеба.

Рэ , рэ , рэ – горячее пюре.

Сэ , сэ , сэ – я иду по шоссе.

Ве , ве , ве – кепка на голове.

Мама Эмма, папа Эрик,

Дети: Элла, Эрна, Эдик –

Это всё семья одна,

Любит мулине она.

                      (по И. С. Лопухиной)

В театре.

Однажды вечером девочка Лена решила сходить в театр. Она в кассе купила билет на спектакль.

В театре Лене очень понравилось.

 «У»

Пу , ку , ту , су.

Уп , ук , ут , ус.

Упу , уку , уту , усу.

Пту , лгу , тсу , кру.

Куб , звук , сундук , зуб , дуб , стук , внук , бурундук , укус , вкус , уксус , груз , тулуп , стул , грунт , крюк , лукум.

Вкусный фундук , глупый бурундук , круглый стул.

Груня на лугу гуляла по кругу. У друга внук в тулупе. Юля слушает музыку.

Лу , лу , лу – подойди к столу.

Гу , гу , гу – гуси на лугу.

Чу , чу , чу – я домой хочу.

Ой, ду – ду, ду – ду, ду – ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

                        (Козырева Л. М.)

 

Пурга.

Кружит пурга на улице. Бурундук натянул тулуп и пошёл к другу. У друга бурундук кушал лукум. Потом бурундук и друг бурундука грелись в сундуке.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Методическое пособие для авторской дидактической игры «Футбольное поле»

Методическое пособие для дидактической игры«Футбольное поле»Это созданная мной авторская дидактическая игра, которая развивает дыхание, мелкую моторику, навыки счета, мышление и тактильные...

Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...