МАСТЕР-КЛАСС "ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
материал по логопедии (старшая группа)
Материал создан для ознакомления воспитателей с формированием фонематического слуха, этапами развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_fonematicheskomu_sluhu.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС "ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Форма проведения – лекционно-практическое занятие.
Цель. Создание условий для повышения профессионального уровня воспитателей.
Задачи:
- Пополнить теоретические знания воспитателей о фонематическом слухе и восприятии у воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Показать методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
- Способствовать применению полученных знаний в совместной образовательной деятельности, индивидуальной работе.
ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Для успешного обучения чтению и письму обязательным условием является формирование фонематического слуха и восприятия, развитие навыков звукового анализа.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты часто без специальной «тренировки» не достигают нужного уровня развития.
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.
I этап – дофонемный. У ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.
II этап - различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.
III этап - ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
IV этап - получают преобладание новые образцы восприятия звуков.
Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.
V этап - завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:
- слух и фонематическое восприятие;
- моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.
Все чаще при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например, локти – ногти, точка – дочка, дачка – тачка и т.д. Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).
У ребенка с подобными нарушениями тяжело формируется звукопроизношение, в процессе чтения и письма наблюдаются многочисленные ошибки, и поэтому им необходима помощь специалиста.
Методы проверки фонематического слуха у дошкольников.
- Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком.
- Повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками.
- Хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук.
Образовательные технологии в процессе формировании фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
- Здоровьесберегающая (Су-Джок терапия, биоэнергопластика, кинезеологические упражнения, физминутки и др.).
- Информационно-коммуникационная (интерактивные игры, презентации).
- Игровая (словесные, настольные игры).
Для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха и восприятия был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.
Этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия.
Первый этап - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игры «Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Жмурки», «Похлопаем».
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игры «Узнай свой голос», «Громко-тихо», «Три медведя».
Третий этап - различение сходных по звучанию слов.
Игры «Слушай и выбирай», «Верно-неверно».
Четвертый этап - различение слогов.
Игры «Похлопаем», «Что лишнее?».
Пятый этап - различение звуков.
Игры «Кто какой звук издает?», «Похлопаем».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Воспитателям предлагается подобрать упражнения на каждый этап развития фонематического слуха.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Дискуссия по теме (выражение своего мнения, выработка коллективной позиции).
- Ответы на интересующие вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"
Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...
Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников
Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в деся...
Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР
Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...
Игры для развития процессов фонематического слуха и восприятия у дошкольников
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наи...
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....
КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР
В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...
картотека игр для развития фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста...