Игры для развития процессов фонематического слуха и восприятия у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь малыша, формировать у него фонематический слух и восприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx | 403.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мезенина Светлана Викторовна
учитель - логопед
МБДОУ детский сад №30
комбинированного вида
Игры для развития процессов
фонематического слуха и восприятия у дошкольников
Основной контингент детей, посещающих логопедические группы, составляют малыши, имеющие диагноз - общее недоразвитие речи. Поэтому коррекционная работа должна носить комплексный подход.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко и др.) отводят формированию фонематического восприятия. Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речи является фонематическое восприятие.
Формирование фонематического восприятия ведёт к коррекции фонетической стороны речи, лексико-грамматического строя речи; слоговой структуры слова; развитию навыков звукового анализа и синтеза.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь малыша, формировать у него фонематический слух и восприятие. Организуя занятие или отдельные его части, логопед общается с ребёнком «на равных», завоёвывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. В то же время игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Всё это повышает эффективность коррекционной работы.
Такие игры, как «Логопедическое лото», «Весёлые звуки», «Найди и назови» не только помогают исправить в речи детей недостатки произношения тех или иных звуков, но и развить процессы фонематического слуха и восприятия, развить связную речь, память, внимание, сообразительность.
Дидактические игры: «Найди хвост и нос», «Волшебная дорожка» решают задачи развития навыков звукового анализа. С их помощью дети учатся различать звуки речи на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой.
Дидактические игры «Звуковая мозаика», «Звуковая цепочка», «Читаем по картинкам», «Отгадай имя», «Цветные загадки» способствуют формированию у детей процессов фонематического слуха и восприятия. Игры построены так, что задания на закрепление правильного произношения органично вплетены в ход игр и наполнены для детей смыслом. Элемент соревновательности вызывает у ребёнка желание правильно выполнить задание и ещё раз повторить игры (выиграть), что очень важно для закрепления произношения.
Дидактические игры «Почитай – ка», «Читаем сами», «Учимся читать» - результативный способ обучения детей чтению через весёлую игру. Во всех дидактических играх собран огромный наглядный материал, который решает задачу уточнения и пополнения словаря дошкольников.
Через игру дети получают положительный эмоциональный заряд, испытывают радость познания и самоутверждения, постепенно преодолевая общее недоразвитие речи.
Сформированные фонематические процессы способствуют формированию навыков звукового анализа, преодолению нарушений звукопроизношения, формированию лексико – грамматической стороны речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"
Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...
Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников
Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в деся...
Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР
Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.
Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....
Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников, с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО.
Игры с использованием конструктора " ТИКО" по развитию фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания....
КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.
КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях....