Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
материал по логопедии на тему

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы правильно выстроить работу по коррекции нарушенных звуков, необходимо знать что  лежит в основе этих нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дислалия. Общая характеристика нарушений звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).

Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[с], боковой [ш], двугубный [л] и др.

Иногда  у ребёнка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно выбрать звук. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикулярных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические и артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.  Артикуляторная база оказывается неполной, т.к. не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались.

Замены могут быть следующими:

  • замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и [д] («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.);
  • замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [т] («танки» вместо санки);
  • замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ф] («фумка» вместо сумка);
  • замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

  • замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по ризнаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяют на 2 группы:

1) простые / мономорфные нарушения/ к ним относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки (например, только свистящие);

2) сложные / полиморфные нарушения/ - нарушено произношение разных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров...).

Нарушения группы свистящих звуков

Сигматизм свистящих звуков:

  • М/З
  • Боковой сигматизм
  • Носовой сигматизм (ханки)

Парасигматизмы свистящих звуков

  • Призубный парасигматизм (вместо с, з заменяет на т,д- санки == танки)
  •   Губно-зубной  парасигматизм (фабака - собака)
  • Шипящий парасигматизм Звучание сходно со звучанием мягкого ш: собака – «ш’обака», бусы – «буш’и», лес – «леш’».

Нарушения группы шипящих звуков

Сигматизмы

  1. Межзубный сигматизм - при этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок
  2. Боковой сигматизм -  вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук.
  3. Носовой сигматизм-  звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Парасигматизмы шипящих звуков:

  1. Губно-зубной парасигматизм. Звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафына", душ - "дуф".

  1. Призубный парасигматизм. звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут".

  1. Свистящий сигматизм. Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус".
  2. Шипящий сигматизм:  шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ"

Ламбдацизм

"ампа" вместо "лампа", "ыошадь" - вместо "лошадь" - призвук гласного звука вместо Л.

Замен много, почти всеми звуками. Замена Л на Д, Л`, Р`, Й, В, Ы, У, К, Г

  • Межзубный
  •  Двугубный        - звук похож на англ. W или краткое У (ложка - вожка, лампа-уампа-вампа
  • Носовой

Параламбдацизм

Замена Л на Г (украинское или фрикативное)

Ротацизм

Нарушения Р и Р` очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вариантов нарушений. Параротацизм - замена Р на Д, Й, Л, Л`, Н, Г, Ы, Р`, В

1. Велярный

2.Увулярный (картавость)

3. Двугубный происходит вибрация губ.  Язык пассивный, не принимает участия в артикуляции. Образуется двугубная или губно-зубная щель

Искаженное звучание

  • кучерской звук (раскатистое ТПРР__)
  • может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова)

4. Боковой Искаженное звучание

- РЛЬ. Такое произношение часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих, но иногда является и самостоятельным нарушением.

5. Проторный правильное положение языка, но нет вибрации

6. Щечный

7. Одноударный

8. Носовой- носовое произношение типа НГ

Каппацизм

Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под общим названием - каппацизмы

паракаппацизм:

- замена К на Т (тапуста, рета);

Гаммацизм - нарушения звучания или полное отсутствие звука Г.

Парагаммацизм - замена Г на Д (Дуси додочут)

украинское Г (гортанный, звонкий, фрикативный звук)

Боковое произношение звуков  К', Г', Х'        

ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ

Виды нарушений:

  • полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоянная замена их глухими
  • недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопоставлены)
  • смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот)
  • недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие)

ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ

Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида:

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не прилегает плотно к твердому небу).

б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой)

в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Презентация.

В презентации даны общие характеристики нарушений звукопризношения....

Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»

Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика....

Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный з...

Выступление на городском методическом объединении на тему: « Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи»

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Консультация для родителей "Характеристика нарушений звукопроизношения"

Консультация для родителей«Характеристика нарушений звукопроизношения»...

Консультация для родителей «Характеристика нарушений звукопроизношения у детей с ТНР»

laquo;Характеристика нарушений звукопроизношения у детей с ТНР»...