Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
материал по логопедии на тему
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы правильно выстроить работу по коррекции нарушенных звуков, необходимо знать что лежит в основе этих нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общая характеристика нарушений звукопроизношения. | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дислалия. Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях.
Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).
Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[с], боковой [ш], двугубный [л] и др.
Иногда у ребёнка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно выбрать звук. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикулярных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические и артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, т.к. не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались.
Замены могут быть следующими:
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и [д] («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.);
- замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [т] («танки» вместо санки);
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ф] («фумка» вместо сумка);
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
- замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по ризнаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяют на 2 группы:
1) простые / мономорфные нарушения/ к ним относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки (например, только свистящие);
2) сложные / полиморфные нарушения/ - нарушено произношение разных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров...).
Нарушения группы свистящих звуков
Сигматизм свистящих звуков:
- М/З
- Боковой сигматизм
- Носовой сигматизм (ханки)
Парасигматизмы свистящих звуков
- Призубный парасигматизм (вместо с, з заменяет на т,д- санки == танки)
- Губно-зубной парасигматизм (фабака - собака)
- Шипящий парасигматизм Звучание сходно со звучанием мягкого ш: собака – «ш’обака», бусы – «буш’и», лес – «леш’».
Нарушения группы шипящих звуков
Сигматизмы
- Межзубный сигматизм - при этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок
- Боковой сигматизм - вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук.
- Носовой сигматизм- звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.
Парасигматизмы шипящих звуков:
- Губно-зубной парасигматизм. Звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафына", душ - "дуф".
- Призубный парасигматизм. звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут".
- Свистящий сигматизм. Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус".
- Шипящий сигматизм: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ"
Ламбдацизм
"ампа" вместо "лампа", "ыошадь" - вместо "лошадь" - призвук гласного звука вместо Л.
Замен много, почти всеми звуками. Замена Л на Д, Л`, Р`, Й, В, Ы, У, К, Г
- Межзубный
- Двугубный - звук похож на англ. W или краткое У (ложка - вожка, лампа-уампа-вампа
- Носовой
Параламбдацизм
Замена Л на Г (украинское или фрикативное)
Ротацизм
Нарушения Р и Р` очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вариантов нарушений. Параротацизм - замена Р на Д, Й, Л, Л`, Н, Г, Ы, Р`, В
1. Велярный
2.Увулярный (картавость)
3. Двугубный происходит вибрация губ. Язык пассивный, не принимает участия в артикуляции. Образуется двугубная или губно-зубная щель
Искаженное звучание
- кучерской звук (раскатистое ТПРР__)
- может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова)
4. Боковой Искаженное звучание
- РЛЬ. Такое произношение часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих, но иногда является и самостоятельным нарушением.
5. Проторный правильное положение языка, но нет вибрации
6. Щечный
7. Одноударный
8. Носовой- носовое произношение типа НГ
Каппацизм
Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под общим названием - каппацизмы
паракаппацизм:
- замена К на Т (тапуста, рета);
Гаммацизм - нарушения звучания или полное отсутствие звука Г.
Парагаммацизм - замена Г на Д (Дуси додочут)
украинское Г (гортанный, звонкий, фрикативный звук)
Боковое произношение звуков К', Г', Х'
ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ
Виды нарушений:
- полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоянная замена их глухими
- недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопоставлены)
- смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот)
- недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие)
ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ
Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида:
а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не прилегает плотно к твердому небу).
б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой)
в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Презентация.
В презентации даны общие характеристики нарушений звукопризношения....
Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»
Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика....
Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный з...
Выступление на городском методическом объединении на тему: « Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи»
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Консультация для родителей "Характеристика нарушений звукопроизношения"
Консультация для родителей«Характеристика нарушений звукопроизношения»...
Консультация для родителей «Характеристика нарушений звукопроизношения у детей с ТНР»
laquo;Характеристика нарушений звукопроизношения у детей с ТНР»...
- Мне нравится (1)