Клиническая характеристика нарушений речи
консультация по логопедии на тему
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга)
и патологического (болезненного) характера.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические,
а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость,
что связано с высокой пластичностью детского мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klinicheskaya_harakteristika_narusheniy_rechi.docx | 13.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Клиническая характеристика нарушений речи
В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга.
Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.
В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная. К нарушениям устной речи относятся:
Клинические формы нарушений речи:
1) периферического характера:
Механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования - неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата).
Ринолалия - нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь - голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата.
Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.
Дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония
2) центрального характера:
Дизартрия - нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика нарушений речи
В данной статье содержится информация об этиологии, патогенезе, формах, прогнозе течения таких речевых нарушений как дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислалия....
Психолого-клиническая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопе...
Лингвистическая характеристика нарушений речи
Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного анализаторов....
Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
КЛИНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ.
Целью сообщения «Клинические характеристики форм дислексии» является : расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики , коррекции и профила...
КЛИНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ.
Целью статьи «Клинические характеристики форм дислексии» является : расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики , коррекции и профилакти...