Речевое дыхание - основа жизни
консультация по логопедии
Великий К. С. Станиславский сказал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.»
Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия.
Более полезным для речевого процесса является дыхание, при котором работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота.
Такое дыхание называют фонационным. Дыхание в процессе разговорной речи имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_dyhanie-osnova_zhizni.docx | 128.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Богатырь» комбинированного вида г. Белово
«Речевое дыхание –
основа жизни»
(Консультация для родителей)
Составитель:
учитель – логопед
Н.В.Щербакова.
Великий К. С. Станиславский сказал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.»
Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия. В медицине различают 3 типа дыхания:
- грудное (реберное);
- диафрагменное (брюшное);
- смешенное.
Так же дыхание делится на физиологическое и речевое.
Более полезным для речевого процесса является дыхание, при котором работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота.
Такое дыхание называют фонационным. Дыхание в процессе разговорной речи имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.
К характеристикам речевого дыхания относятся:
- Оно активно, так как служит энергетической базой речи.
- Организованный выдох.
При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершить вдох и выдох.
При дыхании в процессе речи выдох должен быть организован -струя выдыхаемого воздуха должна «фокусироваться» в одной точке.
- Сознательное распределение выдоха на равномерные отрезки.
- Ритм речевого дыхания сильно отличается от физиологического: вдох -пауза - выдох. Вдох должен быть в 10- 15 раз короче выдоха и сильным.
- Добор дыхания в процессе речи должен быть быстрым, энергичным, а главное незаметным для слушателей.
Дыхательная функция, как и любая функция нашего организма, нуждается в тренировке. При этом решаются задачи:
- нормализация ритма дыхания,
- увеличение силы дыхательных мышц,
- улучшение функции дыхательного (бронхолегочного) аппарата для воздушной проводимости.
В процессе выполнения специальных дыхательных упражнений происходит улучшение функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья человека, что приводит к улучшению речевого дыхания.
При обследовании у большинства детей выявлено - несовершенство речевого дыхания:
- - Очень слабые вдох и выдох, что ведет к тихой речи. Такое часто встречается у физически слабых детей.
- - Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок часто выдыхает запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает слово шепотом или не договаривает конец слова.
- - Неумелое распределение дыхания. Ребенок вдыхает в середине слова ("Мы с бабушкой по – (вдох) – идём гулять").
- - Произношение предложений без перерыва с вдохом во время произнесения, как бы “захлёбываясь”.
- - Толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то еле слышно.
- - Слабый выдох, не правильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.
На логопедических занятиях дыхательные упражнения проводятся в игровой форме, вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение и способствуя формированию в практике умений правильно дышать.
Но занятие проходит 2-3 раза в неделю, а ребёнок разговаривает намного чаще и этого количества занятий для формирования правильного речевого дыхания очень мало.
Я подготовила для вас упражнения, для выполнения которых родителям не надо выделять отдельного времени. Надо просто, чтоб ребёнок был рядом с вашим рабочим местом дома.
«Понюхай цветочек»
Вдохни носом (понюхай цветок) – выдохнуть носом (2-3 раза).
Рот при этом закрыт.
«Погрей руки»
-Вдохни носом, а выдохни ртом на руки (2 - 3 раза).
-Вдохни ртом (как рыбки) - выдохни ртом (погрей ладошки).
-Вдохни ртом, а выдохни носом.
«Игра в футбол»
Соорудите ворота из любого подручного предмета, возьмите шарик от настольного тенниса. Поиграйте с ребенком в "футбол". Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
«Задуй свечку».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо
«Трубач»
Ребенок подносит к губам воображаемую трубу. Имитирует движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносит «ту-ту-ту»
«Шину прокололи»
Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш». (Если у ребенка поставлен звук Ш)
«Пузырьки»
Для этого упражнения необходима трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
ЭТО ВАЖНО!
- Базой для развития правильной речи является правильное дыхание ;
- укрепляется здоровье;
- улучшает у ребёнка эмоциональное состояние и общее самочувствие ;
- совершенствуется техника чтения, следствие чего – спокойное состояние на уроках и развитие высших психических функций – память, внимание, мышление и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильное речевое дыхание - основа звучащей речи.
В данной статье говорится о роли дыхания в развитии речи детей. Приводятся параметры правильного ротового выдоха, рекомндации к проведению дыхательной гимнастики....
«Дыхание-основа жизни».
Образовательная деятельность с использование технологии БОС с детьми подготовительной группы....
Дыхание - основа жизни
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта....
Правильное дыхание основа жизни
Актуальность: В настоящее время большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовым и к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Намет...
Комплекс кинезиологических упражнений на развитие дыхания: «Речевое дыхание — основа правильной речи»
Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, у...
Дыхание – основа жизни и здоровья человека
Дыхание – основа жизни и здоровья человека...