Мастер-класс для педагогов «Использование театрализованных игр в работе логопеда».
методическая разработка по логопедии
Цель: Ознакомление педагогов с использованием театрализованных игр на индивидуальных занятиях логопеда.
Задачи: используя приемы театрализованной детальности развивать речедвигательные навыки ребенка, мелкую моторику, автоматизировать исправленные звуки, обучать ребенка связному высказыванию, развивать способность передавать интонацией различные чувства, развивать творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе логопеда».
Подготовила логопед: Жукова Юлия Александровна.
Театр - самый доступный вид искусства
для детей-дошкольников.
Л. С. Выготский
Цель: Ознакомление педагогов с использованием театрализованных игр на индивидуальных занятиях логопеда.
Задачи: используя приемы театрализованной детальности развивать речедвигательные навыки ребенка, мелкую моторику, автоматизировать исправленные звуки, обучать ребенка связному высказыванию, развивать способность передавать интонацией различные чувства, развивать творческие способности.
Оборудование:
- мыльные пузыри;
- соломинки для коктейля;
- перчаточные куклы девочка Маша, мышка, змея, ежик, лягушка;
- пальчиковый театр: «Лютый»;
- плоскостной театр: «Заюшкина избушка»;
- настольный театр (деревянный) «Теремок»;
- авторский пальчиковый театр «Жуки».
- картинки с изображение артикуляционной гимнастики;
- картинки с изображением эмоций;
- лист бумаги с изображением ромашки;
Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей логопатов к речи.
Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе. Во время театрализованной игры ребенок общается с взрослым, где открываются большие возможности для коррекционной работы. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого, обучения.
Ход мастер – класса:
I.Организационный момент:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
II.Основная часть
1. Упражнения, способствующие развитию произносительной стороны речи.
Игра «Мыльные пузыри», способствует развитию правильного речевого дыхания.
Логопед читает стихотворение:
Встанем прямо и подышим,
Вдох не слышим,
Выдох слышим.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем вновь дышать.
За игру беремся смело,
Дуем в трубочку умело,
Щечки надувать нельзя,
А то трудиться будем зря!
Участники мастер-класса делятся на две команды, одной команде логопед раздает мыльные пузыри и соломинки, цель игры надуть большой пузырь и «подарить» его любому участнику второй команды, затем команды меняются.
2. «Артикуляционная разминка».
Научим куклу-Машу правильно выполнять артикуляционную гимнастику (перчаточная кукла)
Логопед: А сейчас послушайте меня, я расскажу вам историю про божью коровку. Жила была божья коровка, однажды она вышла из своего домика, солнышко осветило ей спинку и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек на спинке, насекомые стали смеяться над ней. Божья коровка заплакала, но тут солнышко пощекотало её тёплыми лучиками, и божья коровка улыбнулась.
Упражнение: «Улыбка».
«Что бы у тебя появились пятнышки, нужно трудиться» - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка стала рассматривать картинки и делать упражнения, написанные в книжке. Она даже вытащила язычок и пошлёпала по нему губами, а затем покусала.
Упражнение: «Непослушный язычок».
И язычок стал ровным, как лопаточка.
Упражнение: «Лопаточка».
Вскоре набежала тучка и помыла божью коровку дождиком, но тут она не растерялась, и сложила свой язычок чашечкой.
Упражнение: «Чашечка».
И снова за работу. На картинках она увидела лошадку.
Упражнение: «Лошадка».
«Божья коровка спать пора ложиться» - обратилось к ней солнышко.
«Хорошо, только сначала давай я тебя чаем угощу» - сказала божья коровка и напоила солнышко чаем с вареньем.
Упражнение: «Вкусное варенье».
И отправились спать, солнышко под горку, а божья коровка под грибок.
Упражнение: «Горка».
Упражнение: «Грибок».
А утром все увидели, что у божьей коровки появились пятнышки. Вот такая история произошла с божьей коровкой. Вот и мы, если будем упражнять свой язычок, выговаривать чётко слова, то научимся говорить красиво и правильно.
3. «Буду чисто говорить».
Чистоговорки используются для чёткого и правильного произношения звуков в речи, развития словарного запаса и чувства ритма. Использовать их в игре с игрушкой, картинкой намного веселее, повторять чистоговорку нужно, как считалочку.
Логопед надевает перчаточную куклу-мышку:
- К нам прибежала мышка, она очень любит сыр, но не может выговорить звук [С], поэтому, когда мышка хочет приобрести свое любимое лакомство, ее никто не понимает и мышка очень расстраивается. Покажем мышке правильную артикуляцию звука [С] и вместе с ней произнесём слова с изучаемым звуком.
Са-са-са-са – вот летит оса;
Су-су-су-су – не боюсь осу;
Сы-сы-сы-сы – нет осы;
Со-со-со-со – у Сони колесо.
Ас – ас – ас – я пью квас. Аска – аска – у Сони маска.
Ос – ос – ос – у собаки нос. Иска – иска – у Сони миска.
Ис – ис – ис – я ем рис. Оска – оска – у Сони соска.
Ус – ус – ус – я ем мусс. Уска – уска – у Сони блузка.
Логопед:
- А теперь к нам прибежала лисичка, она хочет похвастаться своим новым домом. Надеваем на пальчики «лисичек» - пальчиковый театр, и произносим чистоговорку, выполняя движения пальчиками.
Са - са - са - са - са - са - будет в доме жить лиса.
Сы - сы - сы - сы - сы - сы - дом просторный у лисы.
Су – су – су – су - су – су - дом порадует лису.
Логопед надевает перчаточную куклу – змейку:
- Весна в самом разгаре, земля покрылась зеленой травкой, на деревьях распустились молодые листочки, птички поют песни, проснулись от зимней спячки ежи, медведи. Проснулась и наша змейка, выползла она из своей норы и зашипела:
Зашипела змейка — ША.
Ша - ша - ша - ша - как погода хороша!
Прошипела змейка — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - никуда я не спешу!
Зашипела змейка — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Зашипела змейка — ШО.
Шо - шо - шо - шо - солнце греет хорошо
Улыбнулась змейка — ШЕ.
Ше - ше - ше - ше - как приятно на душе!
Логопед меняет змейку на перчаточную куклу-ежа.
- Вслед за змейкой выбрался из-под прошлогодних листочков и ежик, вскарабкался на пенек и стишок сочинил:
Жа-жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи - но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу - нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же - это песня о еже.
Логопед надевает куклу перчатку-лягушку. Услышала лягушка, как ежик стихи сочиняет и тоже решила поэтом стать, вот что у нее получилось:
Ры - ры – ры - ры - вьются всюду комары.
Ра – ра – ра - ра – мы поймали комара
Ра – ра – ра - ра – вот такая вот игра.
4. «Скороговорки для развития дикции».
Логопед:
- Давайте произнесем скороговорку медленно, быстро, еще быстрее, а помогут нам сорока и веселые жуки.
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки.
(Пальчиковый театр, персонаж-сорока)
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ежа.
(Пальчиковый театр, персонаж-жук)
5. «Я дружу с интонацией»
Логопед раздает участникам мастер-класса фигурки из настольного театра теремок (лягушку, мышку, зайца, лису, волка и медведя) и предлагает им проиграть сказку, проговаривая реплики персонажей с подходящей интонацией.
6. Развитие слухового восприятия игра: «Услышишь - стой»
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематических процессов.
Ход игры: Назначается запретный звук (например, [Л]). Участники становятся в одну линию лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук Л в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают первые, достигшие логопеда.
Словарик: шапка, бочка, лодка, нитка, пилот, лапти, дерево, посуда, стол, пол, лампа, кошка, хомяк, поролон, ракета, нос.
7. Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Благодарю вас за участие! В заключение прошу вас выбрать одну картинку с изображением эмоции, соответствующей вашему настроению на нашем мастер-классе и наклеить эту картинку на лепесток вот этой ромашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"
Цель - Цель научить родителей использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений: воздействовать на биологически активные точки по системе &la...
Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...
Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми».
Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми»....
Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "
Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...
Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....
Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»
Цель: повышение компетенций молодого педагога при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить молодого педагога с методами, приёмами и правилами...
Мастер -класс с молодыми педагогами «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста».2024 г
Цель: знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста....