Тема: «Полезные привычки. Автоматизация и дифференциация звуков [Р] [Р']. Буква Р».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гадеева Гульнара Васильевна

 КОНСПЕКТ  открытого занятия в рамках городской методической недели  тема: «Сохрани свое здоровье» (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 «ЖУРАВУШКА»

  ул. Калинина, 3, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168)  2-36-46;E-mail: ds7zhuravushka@mail.ru

КОНСПЕКТ

открытого занятия в рамках городской методической недели

тема: «Сохрани свое здоровье»

(подготовительная группа)

Тема: «Полезные привычки.

Автоматизация и дифференциация звуков [Р] [Р']. Буква Р».

Подготовила: Гадеева Гульнара Васильевна

 учитель-логопед

                                      высшей квалификационной категории

7.11.2019 г.

Цель: Автоматизация, дифференциация звуков [Р; Р'] в связной речи.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о полезных привычках;
  • упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р], [Р'] в   словах, в связной речи;
  • расширять и активизировать словарь по теме «Полезные привычки», на основе слов, содержащих звуки [Р], [Р'];
  • закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными среднего рода.
  • развивать фонематический слух;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • формировать навыки самоконтроля за звуками [Р], [Р’] в связной речи;
  • воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

 Оборудование: 

Предметные картинки на звуки [Р], [Р'], два мешочка, один с рисом, второй с макаронными изделиями, таблица мнемочистоговорки, мнемотаблица - итог, грецкие орехи, «звуковая» труба, звуковые домики (зеленый, синий), индивидуальные задания, сухой бассейн (гречневая крупа), игрушки для сухого бассейна (арбуз, помидор, огурец, пират, муравей, таракан, груша, динозавр, акула, бегемот) числовой ряд от 1 до 10.

Предварительная работа: 

Проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; работа по определению позиции звуков в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными, просмотр познавательных мультфильмов «Жила-была царевна. Про еду», «Жила-была царевна. Хочу подарков!», «Полезная и вредная еда».

Ход занятия:

Орг. момент

Логопед: - Доброе утро ребята. У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поприветствуем гостей и поделимся с ними нашим настроением.  

- Пусть подарит этот день для души общение.

Гости, пусть отличным у вас будет настроение!

Наш девиз:

- Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

- следовать девизу полезная привычка? (смайлик)

Упражнение на развитие тактильного восприятия

Логопед: «Угадай, что лежит в мешочках, не заглядывая в них?» (ответы детей).

Логопед: Предположений много, может загадки помогут нам определиться с ответом. 

- В воде растет,

Уборки ждет.

Годен для каши,

Годен для плова. (Рис)

- Мы с макаронами дружны,

Роднимся с вермишелью.

Закругляемся на вилке,

Называемся – рожки. (Рожки)

- Как вы думаете, какое блюдо полезнее на завтрак. (ответы детей)

Каша – мать наша!

На завтрак каша – кормилица наша!

-следить за правильным питанием полезная привычка? (смайлик)

Логопед: - Назови первый звук в слове рожки [Р], дай характеристику этому звуку. (звуковая таблица)

- Назови первый звук в слове рис [Р᾽], дай характеристику этому звуку.

- Похожи ли эти звуки? Чем? (Р, Р'-согласные; Р, Р'-звонкие)

- Различаются ли звуки Р и Р'? Чем? (Р-твёрдый, Р'-мягкий)

Логопед: Какие звуки мы называем согласными? (звуки, которые встречают преграду, губы, зубы, язык).

Логопед: Напомните мне, пожалуйста, правило про звуки.

- Звуки мы слышим и произносим.

Введение в тему:

- Сегодня мы поговорим о полезных привычках, и будем следить за произношением звуков [Р], [Р'].

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Логопед: Чтобы звук звучал гладко, смело делаю зарядку.  (артикуляционная гимнастика в таблице, зеркала, влажные и сухие салфетки)

- Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребенку в рот,

Заболит тогда живот!

Так вот! Мойте руки и плоды,

Чтобы не было беды.

Упражнения:

- «Лошадка»

- «Грибок»

- «Гармошка»

2. Повторение артикуляции звуков:

Логопед: - Передай рычание собаки, щенка, тигра, тигренка.

Совершенствование фонематического восприятия

- Сейчас проверим, как вы слышите эти звуки.

Упражнение «Ладошки-кулачки».

 - На звук [Р], хлопаем в ладоши, если услышите звук [Р’] кулачки на стол.

Звуковая труба спеши ко мне на помощь.

Молодцы!

3.Гимнастика для глаз.

- Левая, правая – левый, правый.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

-укреплять зрение хорошая привычка? (смайлик)

4. Повторение мнемочистоговорок. (мнемочистоговорки для автоматизации звуков таблица).

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

Чтоб было всем понятно.

Считалка.

Раз, два, три – игру начни!

-С орехом я гуляю и картинку выбираю, жду команду стоп.

5. Развитие мелкой моторики (сухой бассейн), речевая игра «Новоселье».

Логопед: - Назовите игрушки, со звуками [Р, Р'] поселите в домики. Будьте внимательны.

(Игрушки: арбуз, помидор, огурец, пират, муравей, таракан, груша, динозавр, акула, бегемот).

- «Назови ласково».

- «Посчитай»

- Выбери любую игрушку и прогуляйся по числовой таблице.

6. Совершенствование звукового анализа

- что нужно определить в этом задании?

Упражнение «Найди место звука в слове».

- Найдите место звука Р или РЬ в слове. Карандаши какого цвета вам понадобятся, почему? (зеленый - мягкий звук; синий – твердый звук)

7. Физкультурная пауза

- Мы немного разомнемся.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка

Раз, два, три.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Ну, а шесть - на стульчик сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

-дружить со спортом, полезная привычка? (смайлик)

8. Совершенствование зрительного восприятия

- Мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Вспомните правило про буквы. (буквы мы видим, читаем и пишем)

- Найдите и обведите только буквы Р.

- если вы правильно справились с заданием, то их должно быть столько - 8.

Наведите порядок на столе.

-следить за порядком, полезная привычка? (смайлик)

 III. Итог НОД.

- Вы превосходно справились со всеми заданиями. Давайте вспомним (мнемотаблица с ходом занятия)

- О чём мы сегодня говорили?

- За произношением, каких звуков мы следили?  

- О каких полезных привычках вспомнили? (смайлики)

- Какое задание или игра вам больше всего понравилась?

- Что было трудно?

Психоэмоциональное поощрение:

- Встанем в круг,

Встанем в круг.

Ты мой друг,

И я твой друг.

Руку вверх я подниму.

Молодец, себе скажу!

Спасибо ребята!

 Литература:

  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб, Детство-Пресс, 2006;
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе» - обучение грамоте детей с нарушениями речи, М, Творческий центр, 1999;
  3. «Логопедическая тетрадь на звуки [Р], [Р’]»;
  4. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу...», СПб, Каро, 2006;
  5. Шевченко И.Н. «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников», СПб, Детство-Пресс, 2010.

Пояснительная записка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

КОНСПЕКТ НОД Тема: Дифференциация звуков З\Зь. Буква З "Подарки для Зои и Зины".

Цель: Подготовка детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционные:·        Учить детей характеризовать звук З и Зь с опорой на акустические, артикуляционные и зрительны...

Тема: «Зимушка-зима» «Дифференциация звуков (т ) – (д). Буквы Т, Д.»

Задачи:1. Коррекционно – образовательные: 1.Учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки [т], [д] в слогах, словах. 2. Определять позицию звука в слове, соотносить звук с буквой. 3. Закре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с подгруппой детей 6-7 лет Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З. Приставочные глаголы.

Конспект занятия для детей 6-7 лет с ТНР ОНР. Закрепление произношения свистящих звуков, дифференциация на лексическом материале "Транспорт"...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...