СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)
методическая разработка по логопедии
Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_poshagovoe_risovanie.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ
СООБЩЕНИЕ
Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
(практическое занятие)
Подготовила: Гадеева Г.В.
учитель-логопед МБДОУ д/сад №3
28.10.2021
г. Чебаркуль
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит детям много радости. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы, включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Необходимо знакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Чтобы создать психофизиологическую базу для развития речи, а также разнообразить изобразительную деятельность вообще и представить детям больше шансов для развития мелкой моторики, способствовать преодолению моторной неловкости.
Пошаговое рисование - это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
- обогащается словарь;
- происходит становление речи как средства общения;
- совершенствуются все функции речи;
- автоматизируются поставленные звуки в речи;
- запоминаются новые слова;
- развивается мелкая моторика рук;
- задействуется речевой центр;
- расширяется кругозор;
- приобретаются навыки работы с новыми материалами;
- снимаются детские страхи и неудачи;
- развивается фантазия и воображение;
- развивается темпо-ритмическая сторона речи;
- появляется уверенность в собственных силах;
- тренируется внимание и усидчивость.
Обогащение словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.
Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми (сопряженно-отраженная речь) о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению.
Доступность использования пошагового рисования так же определяется возрастными особенностями детей. Начинать работу в этом направлении нужно от простого, постепенно усложняя их.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Также в процессе изображения значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т. д.). Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.
В целом, у детей с различными речевыми нарушениями наблюдается несформированность техники рисования. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя технику пошагового рисования.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.
Таким образом, используя технику рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей. Вот сколько можно достичь, если начать с простой линии нарисованной в сопровождении слова! Помните восточную мудрость: «Пальцы – это продолжение ума». Развивайте ум и речь ребенка!
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.
Литература:
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов - М.: "Астрель", 2003.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М.: "Просвещение", 1978.
- Журнал "Ребёнок в детском саду". Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21
- Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103 Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр "СФЕРА", 2004.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПБ.: «Каро», 2010.
- Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М.: "Каро", 2009.
- Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ.: "Кристалл", 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Цель: показать значение игр по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха и мелкой моторики на развитие речи детей.Предварительная работа:оформление приглашений ...
"Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав данную тему. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываютс...
"Использование фольклора Алтайских писателей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Проекта по фольклору...
Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
выступление на педсовете...
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...
Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...