Конспект подгруппового логопедического занятия с дошкольниками старшей группы «Звуки [р] — [р’]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Топчиева Светлана Васильевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с дошкольниками старшей группы «Звуки [р] — [р’]».

Конспект подгруппового логопедического

занятия с дошкольниками старшей группы

Подготовила учитель-логопед Топчиева С. В.

Диагноз: ФНР

Возраст 6 - 7 лет

Коррекционно-образовательные:

продолжать развивать умение различать звуки [р] - [рь] в словах и предложениях;

вспомнить и закрепить артикуляцию звуков [р] - [рь];

формировать умение правильно образовывать сложные существительные путём слияния двух основ при помощи соединительных гласных О и Е;

совершенствовать грамматический строй речи - закреплять умение правильно употреблять в самостоятельной речи существительные множественного числа в родительном падеже;

формировать у детей навык определения смысловой основы предложения;

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух; слухоречевую память;

развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;

развивать общую, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

совершенствовать внимание, память, мышление;

закреплять ловкость, быстроту;

воспитывать трудолюбие, взаимопомощь;

совершенствовать коммуникативные качества через игру;

воспитывать интерес к различным видам словесно-дидактических игр;

формировать самостоятельность, инициативность, желание правильно произносить звуки речи;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Здоровьесберегающие:

способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

способствовать снятию усталости и напряжения;

Форма организация обученияподгрупповая.

Интеграция областей«Речевое развитие»«Познавательное развитие»,«Физическое развитие»«Художественно – эстетическое развитие».

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

- Здравствуйте,ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Они пришли посмотреть на вас, послушать и еще раз порадоваться вашим успехам. Скажу вам по секрету, сегодня вас ждут интересные игры, сюрпризы и увлекательные путешествия!

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, весна! А какое важное событие происходит весной в жизни птиц, улетевших от нас осенью в тёплые края? Да, ребята, птицы возвращаются на Родину с приходом весны! А как называются такие птицы? Совершенно верно, это перелётные птицы.

- Весна всегда приходит к нам с сюрпризами! Вот и на этот раз Весна предлагает нам с вами отправиться в весенний лес! Сейчас вы зажмурите глаза, а когда я сосчитаю до десяти, вы откроете их, и мы с вами окажемся на лесной полянке. Пока дети стоят с зажмуренными глазами, логопед расстилает ткань зелёного цвета, на которой прикреплены весенние цветы. Далее дети рассаживаются на полянке и смотрят презентацию (слайды 1-15) «Перелётные птицы». На экране 15-й слайд.

- Ребята, как только птицы прилетают на Родину, они сразу же приступают к постройке гнёзд. (Слайды, на которых видны гнёзда.) К сожалению, рук у птиц нет, и поэтому весь материал, необходимый для постройки гнёзд, птицы носят в своих клювиках. Таким образом получается, что сооружение гнезда очень сложная работа, которая отнимает много времени и сил. Помните об этом, ребята, и никогда не разоряйте птичьих гнёзд!

II. Сообщение темы

На экране слайд с перелётными птицами (№ 18).

- Перелётных птиц очень много, они такие разные и красивые! Но сегодня мы поговорим о тех птицах, в названии которых есть звуки [р] - [рь]. Мы с вами продолжаем учиться различать твёрдый и мягкий звуки [р] - [рь] в словах и предложениях.

-Но сначала давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы правильно произнести звуки [р] - [рь](Уточняем правильную артикуляцию данных звуков).

II. Развитие фонематического слуха.

Давайте поиграем в игру:

Я буду проговаривать слоги со звуками - [рь], а вы, если услышите в слоге звук [р], покажете синий кружочек, а если звук [рь] – покажете зелёный кружочек. Раздаю детям палочки, на которых приклеены двусторонние кружочки. Дети слушают слоги, определяют твёрдость-мягкость звуков и показывают соответствующий кружочек. Молодцы, ребята.

IV. Игра «Рассели птичек по гнёздышкам».

- Ой, ребята, а что это за коробка? Откуда она взялась? Может это наши гости принесли? (Нет! отвечают гости) А-а-а, я, кажется, догадалась! Эту коробку нам подарила Волшебница-Весна! Давайте посмотрим, что там внутри! Здесь лежат птичьи гнёзда, картинки с изображением птиц и письмо. Беру письмо и читаю:)

«Дорогие ребята! Птиц прилетело очень много, помогите мне, пожалуйста, расселить их по гнёздам! Птиц, в названии которых твёрдый звук [р] расселите в гнёзда синего цвета, а птиц, в названии которых мягкий звук[рь] расселите в гнёзда зелёного цвета» И подпись: Весна.

- Ну, что, ребята, поможем!

V. Игра«летит – летят, прилетело много…».

-А сейчас, ребята, мы опять играемвигру. Она называется «летит – летят, прилетело много…». Я буду показывать вам картинки с изображением птиц, а вы будете их называть по образцу, например:

летит зяблик – летят зяблики – прилетело много зябликов

дрозд дрозды дроздов

трясогузка трясогузки трясогузок

грач грачи грачей

скворец скворцы скворцов

VI. Физминутка.

Птицы прилетают из тёплых краёв и летом выводят птенцов. Представьте, что вы – маленькие птенчики, которые учатся летать. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных»(Дети – птенчики имитируют свои первые полёты).

- Молодцы, птенчики, вы почти научились летать!

VII. Игра«Скажи по-другому».

- А теперь давайте полетим на нашу полянку и там, пока ваши крылышки отдыхают, мы поиграем в игру, которая называется «Скажи по-другому»

Если у журавля широкие крылья, то как сказать про него по-другому (какой журавль, правильно – ширококрылый

Если у горихвостки красный хвост, то как сказать про неё по-другому (какая горихвостка, правильно– краснохвостая:

Если у стрижа крылья в виде серпа, то как сказать про них по-другому, (какие крылья у стрижа, правильно – серповидные;

Если у жаворонка пёстрые крылья, то как сказать про него по-другому, (какой жаворонок, правильно – пестрокрылый;

- Ребята, как вы считаете, то, что вы сейчас называли: серповидные, краснохвостая, ширококрылый, пестрокрылый – это слова или предложения?

- Да, верно, это слова. А сейчас послушайте:

Перед дождём ласточки летают низко над землёй. Что это: слово или предложение?

- Да, верно, это предложение.

- Чувствую я, что вы уже отдохнули, набрались сил, и мы можем теперь приступить к выполнению следующего задания.

VIII. «Составь предложение».

- Я приготовила для вас вот такие карточки с картинками. Подойдите ко мне и внимательно рассмотрите их, подумайте, какие предложения можно составить по этим картинкам.

Карточка № 1

(журавль, гнездо, озеро)

Журавль строит своё гнездо около озера.

Карточка № 2

(стриж, норы-гнёзда стрижа, скала на берегу реки)

Стрижи устраивают свои гнёзда в скалах на берегу рек.

Карточка № 3

(скворец, скворечник, дерево)

Скворец живёт в скворечнике на дереве.

Карточка № 4

(грач, пашня, червяк)

Грач на пашне ищет червяков.

IХ. Продуктивная деятельность

- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Помните, мы с вами вырезали птичек? Возьмите каждый свою птичку. А теперь по очереди скажите, как называются птички, которые у вас в руках.

- Вика, как называется птичка, которую ты вырезала?

- Птичка, которую я вырезала, называется трясогузка. (Дети проговаривают названия птичек).

- А у меня есть вот такие листочки с гнёздышками. Я предлагаю вам приклеить на эти листочки ваших птичек и у вас получатся красивые открытки! (дети приклеивают птичек)

-Какие красивые открытки у вас получились! Вы сможете взять их домой, и они будут напоминать вам о том, что о птицах надо заботиться и никогда не разорять птичьи гнёзда! И обязательно расскажите об этом своим друзьям!

VIII. Организация окончания занятия.

В конце занятия поощряю детей, спрашиваю, чем занимались, о чём говорили.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с дошкольниками старшей группы «Звуки [р] — [р’]».

Конспект подгруппового логопедического

занятия с дошкольниками старшей группы

Подготовила учитель-логопед Топчиева С. В.

Диагноз: ФНР

Возраст 6 - 7 лет

Коррекционно-образовательные:

продолжать развивать умение различать звуки [р] - [рь] в словах и предложениях;

вспомнить и закрепить артикуляцию звуков [р] - [рь];

формировать умение правильно образовывать сложные существительные путём слияния двух основ при помощи соединительных гласных О и Е;

совершенствовать грамматический строй речи - закреплять умение правильно употреблять в самостоятельной речи существительные множественного числа в родительном падеже;

формировать у детей навык определения смысловой основы предложения;

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух; слухоречевую память;

развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;

развивать общую, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

совершенствовать внимание, память, мышление;

закреплять ловкость, быстроту;

воспитывать трудолюбие, взаимопомощь;

совершенствовать коммуникативные качества через игру;

воспитывать интерес к различным видам словесно-дидактических игр;

формировать самостоятельность, инициативность, желание правильно произносить звуки речи;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Здоровьесберегающие:

способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

способствовать снятию усталости и напряжения;

Форма организация обученияподгрупповая.

Интеграция областей«Речевое развитие»«Познавательное развитие»,«Физическое развитие»«Художественно – эстетическое развитие».

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

- Здравствуйте,ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Они пришли посмотреть на вас, послушать и еще раз порадоваться вашим успехам. Скажу вам по секрету, сегодня вас ждут интересные игры, сюрпризы и увлекательные путешествия!

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, весна! А какое важное событие происходит весной в жизни птиц, улетевших от нас осенью в тёплые края? Да, ребята, птицы возвращаются на Родину с приходом весны! А как называются такие птицы? Совершенно верно, это перелётные птицы.

- Весна всегда приходит к нам с сюрпризами! Вот и на этот раз Весна предлагает нам с вами отправиться в весенний лес! Сейчас вы зажмурите глаза, а когда я сосчитаю до десяти, вы откроете их, и мы с вами окажемся на лесной полянке. Пока дети стоят с зажмуренными глазами, логопед расстилает ткань зелёного цвета, на которой прикреплены весенние цветы. Далее дети рассаживаются на полянке и смотрят презентацию (слайды 1-15) «Перелётные птицы». На экране 15-й слайд.

- Ребята, как только птицы прилетают на Родину, они сразу же приступают к постройке гнёзд. (Слайды, на которых видны гнёзда.) К сожалению, рук у птиц нет, и поэтому весь материал, необходимый для постройки гнёзд, птицы носят в своих клювиках. Таким образом получается, что сооружение гнезда очень сложная работа, которая отнимает много времени и сил. Помните об этом, ребята, и никогда не разоряйте птичьих гнёзд!

II. Сообщение темы

На экране слайд с перелётными птицами (№ 18).

- Перелётных птиц очень много, они такие разные и красивые! Но сегодня мы поговорим о тех птицах, в названии которых есть звуки [р] - [рь]. Мы с вами продолжаем учиться различать твёрдый и мягкий звуки [р] - [рь] в словах и предложениях.

-Но сначала давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы правильно произнести звуки [р] - [рь](Уточняем правильную артикуляцию данных звуков).

II. Развитие фонематического слуха.

Давайте поиграем в игру:

Я буду проговаривать слоги со звуками - [рь], а вы, если услышите в слоге звук [р], покажете синий кружочек, а если звук [рь] – покажете зелёный кружочек. Раздаю детям палочки, на которых приклеены двусторонние кружочки. Дети слушают слоги, определяют твёрдость-мягкость звуков и показывают соответствующий кружочек. Молодцы, ребята.

IV. Игра «Рассели птичек по гнёздышкам».

- Ой, ребята, а что это за коробка? Откуда она взялась? Может это наши гости принесли? (Нет! отвечают гости) А-а-а, я, кажется, догадалась! Эту коробку нам подарила Волшебница-Весна! Давайте посмотрим, что там внутри! Здесь лежат птичьи гнёзда, картинки с изображением птиц и письмо. Беру письмо и читаю:)

«Дорогие ребята! Птиц прилетело очень много, помогите мне, пожалуйста, расселить их по гнёздам! Птиц, в названии которых твёрдый звук [р] расселите в гнёзда синего цвета, а птиц, в названии которых мягкий звук[рь] расселите в гнёзда зелёного цвета» И подпись: Весна.

- Ну, что, ребята, поможем!

V. Игра«летит – летят, прилетело много…».

-А сейчас, ребята, мы опять играемвигру. Она называется «летит – летят, прилетело много…». Я буду показывать вам картинки с изображением птиц, а вы будете их называть по образцу, например:

летит зяблик – летят зяблики – прилетело много зябликов

дрозд дрозды дроздов

трясогузка трясогузки трясогузок

грач грачи грачей

скворец скворцы скворцов

VI. Физминутка.

Птицы прилетают из тёплых краёв и летом выводят птенцов. Представьте, что вы – маленькие птенчики, которые учатся летать. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных»(Дети – птенчики имитируют свои первые полёты).

- Молодцы, птенчики, вы почти научились летать!

VII. Игра«Скажи по-другому».

- А теперь давайте полетим на нашу полянку и там, пока ваши крылышки отдыхают, мы поиграем в игру, которая называется «Скажи по-другому»

Если у журавля широкие крылья, то как сказать про него по-другому (какой журавль, правильно – ширококрылый

Если у горихвостки красный хвост, то как сказать про неё по-другому (какая горихвостка, правильно– краснохвостая:

Если у стрижа крылья в виде серпа, то как сказать про них по-другому, (какие крылья у стрижа, правильно – серповидные;

Если у жаворонка пёстрые крылья, то как сказать про него по-другому, (какой жаворонок, правильно – пестрокрылый;

- Ребята, как вы считаете, то, что вы сейчас называли: серповидные, краснохвостая, ширококрылый, пестрокрылый – это слова или предложения?

- Да, верно, это слова. А сейчас послушайте:

Перед дождём ласточки летают низко над землёй. Что это: слово или предложение?

- Да, верно, это предложение.

- Чувствую я, что вы уже отдохнули, набрались сил, и мы можем теперь приступить к выполнению следующего задания.

VIII. «Составь предложение».

- Я приготовила для вас вот такие карточки с картинками. Подойдите ко мне и внимательно рассмотрите их, подумайте, какие предложения можно составить по этим картинкам.

Карточка № 1

(журавль, гнездо, озеро)

Журавль строит своё гнездо около озера.

Карточка № 2

(стриж, норы-гнёзда стрижа, скала на берегу реки)

Стрижи устраивают свои гнёзда в скалах на берегу рек.

Карточка № 3

(скворец, скворечник, дерево)

Скворец живёт в скворечнике на дереве.

Карточка № 4

(грач, пашня, червяк)

Грач на пашне ищет червяков.

IХ. Продуктивная деятельность

- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Помните, мы с вами вырезали птичек? Возьмите каждый свою птичку. А теперь по очереди скажите, как называются птички, которые у вас в руках.

- Вика, как называется птичка, которую ты вырезала?

- Птичка, которую я вырезала, называется трясогузка. (Дети проговаривают названия птичек).

- А у меня есть вот такие листочки с гнёздышками. Я предлагаю вам приклеить на эти листочки ваших птичек и у вас получатся красивые открытки! (дети приклеивают птичек)

-Какие красивые открытки у вас получились! Вы сможете взять их домой, и они будут напоминать вам о том, что о птицах надо заботиться и никогда не разорять птичьи гнёзда! И обязательно расскажите об этом своим друзьям!

VIII. Организация окончания занятия.

В конце занятия поощряю детей, спрашиваю, чем занимались, о чём говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:·        уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;·        отработать отчетливое произ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)

Цели и задачи:Коррекционно-образовательные:- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.- уточнение, активизация и а...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с  ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».    ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...