Конспект подгруппового логопедического занятия с дошкольниками старшей группы «Звуки [р] — [р’]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия с дошкольниками старшей группы «Звуки [р] — [р’]».
Конспект подгруппового логопедического
занятия с дошкольниками старшей группы
Подготовила учитель-логопед Топчиева С. В.
Диагноз: ФНР
Возраст 6 - 7 лет
Коррекционно-образовательные:
продолжать развивать умение различать звуки [р] - [рь] в словах и предложениях;
вспомнить и закрепить артикуляцию звуков [р] - [рь];
формировать умение правильно образовывать сложные существительные путём слияния двух основ при помощи соединительных гласных О и Е;
совершенствовать грамматический строй речи - закреплять умение правильно употреблять в самостоятельной речи существительные множественного числа в родительном падеже;
формировать у детей навык определения смысловой основы предложения;
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух; слухоречевую память;
развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;
развивать общую, мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
совершенствовать внимание, память, мышление;
закреплять ловкость, быстроту;
воспитывать трудолюбие, взаимопомощь;
совершенствовать коммуникативные качества через игру;
воспитывать интерес к различным видам словесно-дидактических игр;
формировать самостоятельность, инициативность, желание правильно произносить звуки речи;
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
способствовать укреплению физического здоровья ребенка;
способствовать снятию усталости и напряжения;
Форма организация обучения: подгрупповая.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
- Здравствуйте,ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Они пришли посмотреть на вас, послушать и еще раз порадоваться вашим успехам. Скажу вам по секрету, сегодня вас ждут интересные игры, сюрпризы и увлекательные путешествия!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, весна! А какое важное событие происходит весной в жизни птиц, улетевших от нас осенью в тёплые края? Да, ребята, птицы возвращаются на Родину с приходом весны! А как называются такие птицы? Совершенно верно, это перелётные птицы.
- Весна всегда приходит к нам с сюрпризами! Вот и на этот раз Весна предлагает нам с вами отправиться в весенний лес! Сейчас вы зажмурите глаза, а когда я сосчитаю до десяти, вы откроете их, и мы с вами окажемся на лесной полянке. Пока дети стоят с зажмуренными глазами, логопед расстилает ткань зелёного цвета, на которой прикреплены весенние цветы. Далее дети рассаживаются на полянке и смотрят презентацию (слайды 1-15) «Перелётные птицы». На экране 15-й слайд.
- Ребята, как только птицы прилетают на Родину, они сразу же приступают к постройке гнёзд. (Слайды, на которых видны гнёзда.) К сожалению, рук у птиц нет, и поэтому весь материал, необходимый для постройки гнёзд, птицы носят в своих клювиках. Таким образом получается, что сооружение гнезда очень сложная работа, которая отнимает много времени и сил. Помните об этом, ребята, и никогда не разоряйте птичьих гнёзд!
II. Сообщение темы
На экране слайд с перелётными птицами (№ 18).
- Перелётных птиц очень много, они такие разные и красивые! Но сегодня мы поговорим о тех птицах, в названии которых есть звуки [р] - [рь]. Мы с вами продолжаем учиться различать твёрдый и мягкий звуки [р] - [рь] в словах и предложениях.
-Но сначала давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы правильно произнести звуки [р] - [рь]. (Уточняем правильную артикуляцию данных звуков).
II. Развитие фонематического слуха.
Давайте поиграем в игру:
Я буду проговаривать слоги со звуками - [рь], а вы, если услышите в слоге звук [р], покажете синий кружочек, а если звук [рь] – покажете зелёный кружочек. Раздаю детям палочки, на которых приклеены двусторонние кружочки. Дети слушают слоги, определяют твёрдость-мягкость звуков и показывают соответствующий кружочек. Молодцы, ребята.
IV. Игра «Рассели птичек по гнёздышкам».
- Ой, ребята, а что это за коробка? Откуда она взялась? Может это наши гости принесли? (Нет! отвечают гости) А-а-а, я, кажется, догадалась! Эту коробку нам подарила Волшебница-Весна! Давайте посмотрим, что там внутри! Здесь лежат птичьи гнёзда, картинки с изображением птиц и письмо. ( Беру письмо и читаю:)
«Дорогие ребята! Птиц прилетело очень много, помогите мне, пожалуйста, расселить их по гнёздам! Птиц, в названии которых твёрдый звук [р] расселите в гнёзда синего цвета, а птиц, в названии которых мягкий звук[рь] расселите в гнёзда зелёного цвета» И подпись: Весна.
- Ну, что, ребята, поможем!
V. Игра: «летит – летят, прилетело много…».
-А сейчас, ребята, мы опять играемвигру. Она называется «летит – летят, прилетело много…». Я буду показывать вам картинки с изображением птиц, а вы будете их называть по образцу, например:
летит зяблик – летят зяблики – прилетело много зябликов
дрозд дрозды дроздов
трясогузка трясогузки трясогузок
грач грачи грачей
скворец скворцы скворцов
VI. Физминутка.
Птицы прилетают из тёплых краёв и летом выводят птенцов. Представьте, что вы – маленькие птенчики, которые учатся летать. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных». (Дети – птенчики имитируют свои первые полёты).
- Молодцы, птенчики, вы почти научились летать!
VII. Игра: «Скажи по-другому».
- А теперь давайте полетим на нашу полянку и там, пока ваши крылышки отдыхают, мы поиграем в игру, которая называется «Скажи по-другому»
Если у журавля широкие крылья, то как сказать про него по-другому (какой журавль, правильно – ширококрылый
Если у горихвостки красный хвост, то как сказать про неё по-другому (какая горихвостка, правильно– краснохвостая:
Если у стрижа крылья в виде серпа, то как сказать про них по-другому, (какие крылья у стрижа, правильно – серповидные;
Если у жаворонка пёстрые крылья, то как сказать про него по-другому, (какой жаворонок, правильно – пестрокрылый;
- Ребята, как вы считаете, то, что вы сейчас называли: серповидные, краснохвостая, ширококрылый, пестрокрылый – это слова или предложения?
- Да, верно, это слова. А сейчас послушайте:
Перед дождём ласточки летают низко над землёй. Что это: слово или предложение?
- Да, верно, это предложение.
- Чувствую я, что вы уже отдохнули, набрались сил, и мы можем теперь приступить к выполнению следующего задания.
VIII. «Составь предложение».
- Я приготовила для вас вот такие карточки с картинками. Подойдите ко мне и внимательно рассмотрите их, подумайте, какие предложения можно составить по этим картинкам.
Карточка № 1
(журавль, гнездо, озеро)
Журавль строит своё гнездо около озера.
Карточка № 2
(стриж, норы-гнёзда стрижа, скала на берегу реки)
Стрижи устраивают свои гнёзда в скалах на берегу рек.
Карточка № 3
(скворец, скворечник, дерево)
Скворец живёт в скворечнике на дереве.
Карточка № 4
(грач, пашня, червяк)
Грач на пашне ищет червяков.
IХ. Продуктивная деятельность
- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Помните, мы с вами вырезали птичек? Возьмите каждый свою птичку. А теперь по очереди скажите, как называются птички, которые у вас в руках.
- Вика, как называется птичка, которую ты вырезала?
- Птичка, которую я вырезала, называется трясогузка. (Дети проговаривают названия птичек).
- А у меня есть вот такие листочки с гнёздышками. Я предлагаю вам приклеить на эти листочки ваших птичек и у вас получатся красивые открытки! (дети приклеивают птичек)
-Какие красивые открытки у вас получились! Вы сможете взять их домой, и они будут напоминать вам о том, что о птицах надо заботиться и никогда не разорять птичьи гнёзда! И обязательно расскажите об этом своим друзьям!
VIII. Организация окончания занятия.
В конце занятия поощряю детей, спрашиваю, чем занимались, о чём говорили.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия с дошкольниками старшей группы «Звуки [р] — [р’]».
Конспект подгруппового логопедического
занятия с дошкольниками старшей группы
Подготовила учитель-логопед Топчиева С. В.
Диагноз: ФНР
Возраст 6 - 7 лет
Коррекционно-образовательные:
продолжать развивать умение различать звуки [р] - [рь] в словах и предложениях;
вспомнить и закрепить артикуляцию звуков [р] - [рь];
формировать умение правильно образовывать сложные существительные путём слияния двух основ при помощи соединительных гласных О и Е;
совершенствовать грамматический строй речи - закреплять умение правильно употреблять в самостоятельной речи существительные множественного числа в родительном падеже;
формировать у детей навык определения смысловой основы предложения;
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух; слухоречевую память;
развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;
развивать общую, мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
совершенствовать внимание, память, мышление;
закреплять ловкость, быстроту;
воспитывать трудолюбие, взаимопомощь;
совершенствовать коммуникативные качества через игру;
воспитывать интерес к различным видам словесно-дидактических игр;
формировать самостоятельность, инициативность, желание правильно произносить звуки речи;
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
способствовать укреплению физического здоровья ребенка;
способствовать снятию усталости и напряжения;
Форма организация обучения: подгрупповая.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
- Здравствуйте,ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Они пришли посмотреть на вас, послушать и еще раз порадоваться вашим успехам. Скажу вам по секрету, сегодня вас ждут интересные игры, сюрпризы и увлекательные путешествия!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, весна! А какое важное событие происходит весной в жизни птиц, улетевших от нас осенью в тёплые края? Да, ребята, птицы возвращаются на Родину с приходом весны! А как называются такие птицы? Совершенно верно, это перелётные птицы.
- Весна всегда приходит к нам с сюрпризами! Вот и на этот раз Весна предлагает нам с вами отправиться в весенний лес! Сейчас вы зажмурите глаза, а когда я сосчитаю до десяти, вы откроете их, и мы с вами окажемся на лесной полянке. Пока дети стоят с зажмуренными глазами, логопед расстилает ткань зелёного цвета, на которой прикреплены весенние цветы. Далее дети рассаживаются на полянке и смотрят презентацию (слайды 1-15) «Перелётные птицы». На экране 15-й слайд.
- Ребята, как только птицы прилетают на Родину, они сразу же приступают к постройке гнёзд. (Слайды, на которых видны гнёзда.) К сожалению, рук у птиц нет, и поэтому весь материал, необходимый для постройки гнёзд, птицы носят в своих клювиках. Таким образом получается, что сооружение гнезда очень сложная работа, которая отнимает много времени и сил. Помните об этом, ребята, и никогда не разоряйте птичьих гнёзд!
II. Сообщение темы
На экране слайд с перелётными птицами (№ 18).
- Перелётных птиц очень много, они такие разные и красивые! Но сегодня мы поговорим о тех птицах, в названии которых есть звуки [р] - [рь]. Мы с вами продолжаем учиться различать твёрдый и мягкий звуки [р] - [рь] в словах и предложениях.
-Но сначала давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы правильно произнести звуки [р] - [рь]. (Уточняем правильную артикуляцию данных звуков).
II. Развитие фонематического слуха.
Давайте поиграем в игру:
Я буду проговаривать слоги со звуками - [рь], а вы, если услышите в слоге звук [р], покажете синий кружочек, а если звук [рь] – покажете зелёный кружочек. Раздаю детям палочки, на которых приклеены двусторонние кружочки. Дети слушают слоги, определяют твёрдость-мягкость звуков и показывают соответствующий кружочек. Молодцы, ребята.
IV. Игра «Рассели птичек по гнёздышкам».
- Ой, ребята, а что это за коробка? Откуда она взялась? Может это наши гости принесли? (Нет! отвечают гости) А-а-а, я, кажется, догадалась! Эту коробку нам подарила Волшебница-Весна! Давайте посмотрим, что там внутри! Здесь лежат птичьи гнёзда, картинки с изображением птиц и письмо. ( Беру письмо и читаю:)
«Дорогие ребята! Птиц прилетело очень много, помогите мне, пожалуйста, расселить их по гнёздам! Птиц, в названии которых твёрдый звук [р] расселите в гнёзда синего цвета, а птиц, в названии которых мягкий звук[рь] расселите в гнёзда зелёного цвета» И подпись: Весна.
- Ну, что, ребята, поможем!
V. Игра: «летит – летят, прилетело много…».
-А сейчас, ребята, мы опять играемвигру. Она называется «летит – летят, прилетело много…». Я буду показывать вам картинки с изображением птиц, а вы будете их называть по образцу, например:
летит зяблик – летят зяблики – прилетело много зябликов
дрозд дрозды дроздов
трясогузка трясогузки трясогузок
грач грачи грачей
скворец скворцы скворцов
VI. Физминутка.
Птицы прилетают из тёплых краёв и летом выводят птенцов. Представьте, что вы – маленькие птенчики, которые учатся летать. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных». (Дети – птенчики имитируют свои первые полёты).
- Молодцы, птенчики, вы почти научились летать!
VII. Игра: «Скажи по-другому».
- А теперь давайте полетим на нашу полянку и там, пока ваши крылышки отдыхают, мы поиграем в игру, которая называется «Скажи по-другому»
Если у журавля широкие крылья, то как сказать про него по-другому (какой журавль, правильно – ширококрылый
Если у горихвостки красный хвост, то как сказать про неё по-другому (какая горихвостка, правильно– краснохвостая:
Если у стрижа крылья в виде серпа, то как сказать про них по-другому, (какие крылья у стрижа, правильно – серповидные;
Если у жаворонка пёстрые крылья, то как сказать про него по-другому, (какой жаворонок, правильно – пестрокрылый;
- Ребята, как вы считаете, то, что вы сейчас называли: серповидные, краснохвостая, ширококрылый, пестрокрылый – это слова или предложения?
- Да, верно, это слова. А сейчас послушайте:
Перед дождём ласточки летают низко над землёй. Что это: слово или предложение?
- Да, верно, это предложение.
- Чувствую я, что вы уже отдохнули, набрались сил, и мы можем теперь приступить к выполнению следующего задания.
VIII. «Составь предложение».
- Я приготовила для вас вот такие карточки с картинками. Подойдите ко мне и внимательно рассмотрите их, подумайте, какие предложения можно составить по этим картинкам.
Карточка № 1
(журавль, гнездо, озеро)
Журавль строит своё гнездо около озера.
Карточка № 2
(стриж, норы-гнёзда стрижа, скала на берегу реки)
Стрижи устраивают свои гнёзда в скалах на берегу рек.
Карточка № 3
(скворец, скворечник, дерево)
Скворец живёт в скворечнике на дереве.
Карточка № 4
(грач, пашня, червяк)
Грач на пашне ищет червяков.
IХ. Продуктивная деятельность
- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Помните, мы с вами вырезали птичек? Возьмите каждый свою птичку. А теперь по очереди скажите, как называются птички, которые у вас в руках.
- Вика, как называется птичка, которую ты вырезала?
- Птичка, которую я вырезала, называется трясогузка. (Дети проговаривают названия птичек).
- А у меня есть вот такие листочки с гнёздышками. Я предлагаю вам приклеить на эти листочки ваших птичек и у вас получатся красивые открытки! (дети приклеивают птичек)
-Какие красивые открытки у вас получились! Вы сможете взять их домой, и они будут напоминать вам о том, что о птицах надо заботиться и никогда не разорять птичьи гнёзда! И обязательно расскажите об этом своим друзьям!
VIII. Организация окончания занятия.
В конце занятия поощряю детей, спрашиваю, чем занимались, о чём говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:· уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;· отработать отчетливое произ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)
Цели и задачи:Коррекционно-образовательные:- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.- уточнение, активизация и а...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением -ОНР,3 уровень речевого развития. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.
Автоматизация звука [Щ] в предложениях....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи». ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...