Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии
Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспрессии и эмоций. Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prosodicheskoy_storony_rechi.docx | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование просодической стороны речи
у детей дошкольного возраста.
Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспрессии и эмоций. Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.
Компоненты просодики речи:
- темп и ритм;
- логическое ударение;
- тембр;
- интонация;
- высота и сила голоса;
- речевое дыхание.
Сформированность перечисленных компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция - четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр - это окраска звучания речи, а темп - скорость с какой человек произносит слова. Логическое ударение - при его помощи человек выделяет наиболее значимые слова. Важную роль так же играет сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику так же входит такой компонент речи, как пауза. Человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно, о чем идет речь и какая основная мысль высказывания. Поэтому просодическая сторона речи - важная составляющая гармоничного речевого развития.
Игры на развитие силы голоса
«Поезд»
Перед ребенком три поезда разного размера. Педагог предлагает ребенку определить, какой поезд гудит громко, какой тихо, а какой средней высоты. Сначала гудит взрослый, а ребенок определяет соответствующий поезд. Затем педагог показывает поезд, а ребенок гудит соответствующей силой голоса.
«Воздушные шары»
Пропевать можно любые гласные. По мере удаления воздушного шара сила голоса уменьшается. По мере приближения воздушного шара - сила голоса увеличивается.
Работа над ритмом
Соотнесение движения с музыкой и словами.
«Не боимся мы мороза»
Поиграем мы немножко - и похлопаем в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы погреем - и потопаем скорее: топ-топ-топ.
«Медленные стихи»
Ритм текста отстукиваем по столу.
Сидит в тени мальчишка с книжкой.
Читает сказку по складам.
Звенят стрекозы над мальчишкой,
Козел шагает по цветам.
Работа над выразительностью мимики.
Учимся выражать эмоции при помощи мимики. Для работы используем изображение эмоций на смайликах: удивиться, рассердиться, огорчиться, нахмуриться, улыбнуться, обрадоваться.
По мимике, можно предложить детям отгадать героев прочитанных сказок
Развитие речевого дыхания
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция, являющиеся основой для звучного голоса. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция - это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
Игры на развитие речевого дыхания
«Футбол», «Сдуй шапочку с одуванчика», «Лети птичка», «Ветер шелестит листочками» и т.д.
При помощи этих средств выразительности осуществляется, в процессе общения, уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.
Список используемой литературы
Артемова Е. Э. «Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями».
Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. «Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями»
Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....
Буклет "Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста"
разработан к семинару .Помогает нагяднее увидеть и сравнить задачи разных возрастных групп....
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...
Использование музыкальных распевок, дыхательной гимнастики для развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей для старшей группы...