Автоматизация звука Л.
методическая разработка по логопедии

Ростопша Мария Михайловна

подборка для занятий (упражнения, дидактические игры, речевой материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука Л22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Непокорный звук [л]

О звуках речи, кажется, написано уже все. Бери и пользуйся специальной литературой, проводи занятия. И все-таки хотелось бы начать диалог со специалистами логопунктов с практического материала. Предлагаем коллегам подборку артикуляционных упражнений, речевых и пальчиковых игр, стихов и скороговорок, которые сами используем при коррекции звука [л].
Материал для коррекции
звука [л]
Артикуляционная гимнастика
(упражнения для языка)
- Индюк.
Широким языком шлепать по верхней губе - бл-бл.
- Разговор язычком (бормотание).
Широким языком быстро-быстро «загребать» по верхней губе, включая голос - блр-блр.
- Футбол.
Кончиком языка с силой упираться то в левую, то в правую щеку.
- Маляр.
Кончиком языка водить по нёбу.
- Посчитай зубки.
Кончиком языка упираться в каждый верхний зуб.
- Иголочка (змейка).
Высовывать наружу острый напряженный язык.
- Гудок паровоза.
Высовывать острый напряженный язык, произнося - у-у-у-у.
- Почисти язычок.
С усилием просовывать язык между зубами вперед.
- Постучи по бугоркам.
Кончиком языка стучать по альвеолам верхних резцов, произнося - ы-ы-ы-ы.
- Качели.
Широкий язык раскачивать вниз, вверх.
- Лошадка (цоканье).
Присосать широкий язык к нёбу и с силой уронить его на дно рта.
- Песенка язычка.
Покусать кончик языка, произнося - ла-ла-ла.
Упражнения и игры для автоматизации поставленного звука [л]
- Ступеньки (авторское).
Читать слоги, глядя на рисунок.
Ступеньки вверх - а[л], о[л], у[л], ы[л], э[л], и[л], е[л], ё[л], ю[л], я[л].
Ступеньки вниз - [л]а, [л]о, [л]у, [л]ы, [л]э.
- Нажми на кнопочку (выдели звук).
Выделить звук, находящийся в начале, середине, конце слова, глядя на рисунок.
- Поймай звук.
Поднять руку вверх и на звук [л] в слове, которое произносит логопед, сжать пальцы в кулачок.
Вокза.., сто.., чехо.. и т.д.
- Она и он.
Можно играть с мячом. Используется глагольный словарь с приставками. Добавлять приставки к корню ход и др.
Она Он Другие слова
в…ла в…л носил
у…ла у…л мыл
с…ла с…л шел
на…ла на…л летал
под…ла под…л лил
до…ла до…л ехал
об…ла об…л скакал
про…ла про…л пил
от…ла от…л плыл и т.д.
пере…ла пере…л
за…ла за…л
вы…ла вы…л
при…ла при…л
Можно использовать согласование существительного с глаголом.
Скака[л]а - белка, кенгуру; скака[л] - заяц, конь.
[Л]ета[л]а - бабочка, стрекоза; лета[л] - ворон, самолет.
По[л]з[л]а - змея, ящерица; по[л]з - жук, крот, морж.
П[л]ы[л]а - рыба, льдина; п[л]ы[л] - лебедь, крокодил.
- Что, чем делал?
Логопед бросает мяч ребенку, тот называет глагол, соответствующий существительному.
Пилой - пили[л], вилкой - е[л], ручкой - писа[л], иголкой - ши[л], карандашом - рисова[л], отверткой - закручива[л], мылом - мы[л], ушами - с[л]уша[л], глазами - смотре[л] и т.д.
- Добавь звук [л].
Играя в мяч с логопедом, добавить в начале, середине и конце слова звук [л].
..ак ба..ка упа..
..ом по..ка по..
..ук бу..ка ка ду..
..ыко мы..ся ны..
..ампа га..стук вокза..
- Собери рассыпанные звуки.
Составить из предложенных логопедом букв, написанных на карточках, слово.
К, р, о, к, о, д, и, л (крокодил) и т.д.
- Мальчик-Пальчик.
Указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец на звук [л] поочередно соединяются с большим пальцем.
- Мальчик-Пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходи[л].
С этим братцем щи вари[л].
С этим братцем кашу е[л].
С этим братцем песни пе[л].
- Собери рассыпанные слоги в слово.
Составить из произнесенных логопедом слогов верное слово. Можно выделять ударные слоги.
Ка-клуб-ни - к[л]убника; ки-вол - во[л]ки; ка-бел - бе[л]ка; зал-вок -вокза[л]; то-по-лок - пото[л]ок; мин-фла-го - ф[л]аминго; кал-ска-ка - скака[л]ка; ло-ко-дец - ко[л]одец и т.д.
Скороговорки со звуком [л]
- Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Съел Слава сало, да сала было мало.
- В Луку Клим луком кинул.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- У елки иголки колки.
- Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Иван-болван молоко болтал,
да не выболтал.
- Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.
- - Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол?
 - От того, кому молол, получал пироги; От того, кому не молол, получал тумаки.
- Около кола - колокола, и на колах - колокола.
- В лодке - Володька, в палатке - лопатка.
- Вол был бел.
- Вол попал в логово волка.
- Колдун долго колдовал в лодке.
- Лала ела халву под одеялом.
- Мила мила,
Мул был мал.
- Нил мыл пол и ныл.
- Платон плыл на плоту.
- Володя пил из пиалы молоко.
- Слава встал со стула.
- На клумбе клубок? Не клубок - колобок.
Стихи для автоматизации звука [л]
* * *
Вышел на охоту волк,
Он в охоте знает толк.
И коза, и гусь, и телка
Испугались злого волка.
* * *
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно, очень устала.
* * *
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.
* * *
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела.
* * *
Колун колол, колол, колол,
Колун полено расколол.
* * *
Плясала, плясала по дому метла,
Полы подмела от угла до угла.
* * *
Уточка-качалочка яиц наносила,
Уточка-качалочка детей
выводила,
Уточка-качалочка рыбы
наловила.
Уточка-качалочка детей
накормила.
А селезень-молодец по делу плыл,
По делу плыл - детей
сторожил.
Оленька
Что брала, клади на место -
Это Оленьке известно.
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
З. Александрова
Летний день
Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал.
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
В. Данько

Страшная история
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку,
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко…
Д. Хармс
* * *
Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.
* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
* * *
Дятел жил в дубле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил,
В небо клювом угодил.
* * *
Солдатик оловянный жил.
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал,
И падал сам и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного.
* * *
Поглотить нас мгла могла,
Но нам лампа помогла…
Сосулька
Когда я сосульку ел, -
Было очень вкусно,
А потом я заболел, -
Стало очень грустно.
М. Дружинина
Обида
Пусть плачет, если хочет
кто-то,
А я не плачу - неохота.
И мне за плачущих обидно:
Сквозь слезы солнышко
не видно.
Р. Сеф
* * *
- Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал.
Снегопад
День настал, и вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
В. Берестов
* * *
Все бело, ой, все бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка легкий след,
На березке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.
А. Прокофьев
Лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
Н. Кончаловская
Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Е. Измайлов
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Берестов В. Первый листопад. М., 1987.
Лопухина И. Логопедия. М., 1996.
Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! Ярославль, 2000.
Науменко Г. Русские народные скороговорки. М., 1989.
Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Звук [л]. М., 2004.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....