Консультация для родителей группы раннего возраста на тему: Что за “зверь” эта "мелкая моторика"?
консультация (младшая группа)

Ходова Вероника Сергеевна

 В материале дается информация об определении мелкой моторики, нормах и способах ее развития у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_konsultatsiya_dlya_roditeley.odt31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

группы раннего возраста на тему:

Что за “зверь” эта "мелкая моторика"?

        Почему некоторые дети в три года не могут правильно держать ложку?  Почему у детей такой “слабый” почерк? Почему дети не умеют рисовать? И почему в садике дети очень быстро устают, особенно на занятиях по лепке и художественной деятельности?

        Причиной всему плохо развитый кистевой и пальцевой праксиси, или так называемая “мелкая моторика”. Что такое развитие мелкой моторики? И для чего необходимо ее развивать? Задумайтесь, что развивает и как влияет на человека развитие мелкой моторики рук.  Что это за "мелкая"?

        Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.  

        Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Основой ее развитие является формирование “хватательного рефлекса”, когда  ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд, а затем учится захватывать игрушку, сначала из рук взрослогоЮ а затем с манежа. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.

        Если мы говорим о пальцах рук, то это их подвижность, ловкость и гибкость. С помощью пальцев мы можем не только писать, но и считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, лепить из пластилина. Пальцы рук - это своеобразные рычаги, с помощью которых мы способны выполнять любые виды работ. Поэтому развитие моторики пальцев имеет большое значение для развития речи.

        Развитие мелкой моторики оказывает огромное влияние на развитие ребенка, на его речь, мышление, внимание, память. Ведь именно мелкая моторика связана с работой мозга и нервной системы.         Развитие мелкой моторики рук у ребенка в раннем возрасте является основой формирования его речи и мышления. Поэтому одной из основных задач раннего развития является создание условий для активной работы пальчиков малыша. Для ее развития очень важно, чтобы ребенок активно взаимодействовал с окружающей его средой. Как можно раньше знакомился с предметами разной структуры, размера, тактильными поверхностями. И чем старше он становится, тем более мелкими должны становиться эти предметы.

        Пальчиковые игры, как и пальчиковые упражнения, имеют большое значение для развития мелкой моторики. Они не только способствуют развитию речи, но и оказывают благотворное влияние на общее психическое развитие ребенка. Игры с пальчиками помогают ребенку познать окружающий мир и себя в нем.

        Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

  • 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.
  • 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.
  • 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.
  • 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.
  • 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.
  • 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.
  • 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.
  • 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.
  • 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.
  • 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

        Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки, т.е. мелкой моторики, необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
  • Последовательность в проведении игр и упражнений – «от простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
  • Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. 

        С его же начинается развитие мелкой моторики? Ее развитие начинается в раннем возрасте -  разминание ладоней, массаж кистей рук, пальчиковые игры  («Сорока-белобока» и др.). Также полезно давать ощупывать предметы  из различных материалов (дерево, пластик, шерсть, хлопок и т.д.).

        Начиная с  8–9 месяцев можно подключать бизиборды и сортеры. С помощью этих игр  дети не только развивают тонкие целенаправленные движения, но и закладывают основы для формировнаия моторно-зрительной координации.

        Примерно с 1  года для развития мелкой моторики подключаем пальчиковые краски, лепку из теста, мягкий пластелин, закручивание и раскручивание крышек, игры с прищепками.         

        С более старшими детками можно делать поделки из бумаги, картона, природных материалов; учится проводить линии и рисовать карандашом, учиться резать ножницами. Также для детей дошкольного возраста прекрасным способом развития мелкой моторики является собирание пазлов и мозаик, а также занятия бусиными, пуговицами, шнуровками, гидрогелевыми шариками и т.д.

        

        Список использованной литературы

  1. Данкевич Е. В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша. Москва: Издательство «Астрель», 2009 — 160 с.
  2. Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики. Набор развивающих карточек. Москва: Издательство «Речь», 2012 — 40 с.
  3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва: Издательство «Эксмо», 2013 — 80

Логопед ОКУЗ Дом ребенка специализированный

Ходова Вероника Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать

В консультации размещен материал :"Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать"....

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Консультация для родителей раннего возраста на тему: «Песочная терапия для детей раннего возраста»

Песочная терапия очень актуальна в современном мире. Мы всё больше отдаляемся от природы, забывая своё естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям....

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики малышей"

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование  звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Па...