Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста.
Конспект занятия по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической и грамматической. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Система занятий по развитию речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Цель занятия:
Развитие речи детей с опорой на наглядность.
Задачи:
- расширение активного словаря;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- расширение знаний об окружающем мире;
- воспитание звуковой и интонационной выразительности речи.
Тип занятия – комбинированное.
Форма занятия – групповая.
Продолжительность 15-20 минут.
Участники – группа из 7 детей.
Возраст обучающихся 3-5 лет.
Оборудование и материалы: речевые карточки с чистоговорками, игрушка Буратино, предметная картинка с изображением индюка, картинки «Дикие животные».
Методы и приемы работы с детьми.
Наглядный метод, демонстрационный, проговаривание чистоговорок.
Структура занятия:
«Песенка для Буратино».
5 мин.
Физкультминутка.
5 мин.
Игра «Кто кем был, когда был маленьким».
5 мин.
Закрепление.
Проговаривание чистоговорок, рассматривание рисунков на речевой карточке.
5 мин.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети рассаживаются на места.
Воспитатель: Посмотрите дети, кто пришел к вам в гости?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно! К нам в гости пришёл Буратино. Но почему-то он очень грустный. Что же с ним случилось? Воспитатель спрашивает у Буратино: «Почему ты такой грустный?»
Буратино: Здравствуйте, я грустный оттого, что меня не приняли в школу. Сказали, что я неправильно произношу звуки. Что же мне делать, ребята?
Воспитатель: Бедный Буратино. Ребята, давайте поможем Буратино, научим его правильно говорить. Вспомните, пожалуйста, какие песенки умеют петь наши язычки?
Дети: - Песенку водички: с- с- с. Песенку комара: з- з- з. Песенку синички: ц- ц-ц. Песенку листьев: ш- ш ш. Песенку жука: ж- ж- ж. Песенку паровозика: ч- ч-ч.
Воспитатель: Ребята, мой язычок научился сегодня петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка (показывает картинку с изображением индюка). Индюк бегал по двору и сердито бормотал: бл- бл- бл. Как бормотал индюк? (бл- бл- бл).
Чтобы получилась песня индюка, надо надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. Попробуйте: выпустите язычок погреться на солнышке, сделайте его широким, поднимите его кверху и прижмите к верхним зубам. Надуйте щёки и звонко пойте: л-л-л. Отдохните.
Послушаем, как эта песня получается у Вити (Называем всех детей по очереди).
У индюка песня сердитая. Когда её поёшь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это (дети повторяют упражнение «Индюк»). Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: ли-ли-ли. Помогайте мне, колокольчики (дети).
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в интересные игры.
«Кто кем был, когда был маленьким».
Воспитатель показывает картину с изображениями диких животных. Дети называют животных. Затем воспитатель просит детей рассказать об изображенных здесь животных - кто кем был, когда был маленьким. (Лиса была лисёнком, лось был лосёнком, волк был волчонком и т.д.)
Затем воспитатель подводит итоги, просит детей назвать звуки, которые мы уже знаем и те, которые сегодня учились правильно произносить. Воспитатель показывает детям карточку, читает чистоговорку, затем все дети повторяют.
Воспитатель: Ну что, Буратино, ты теперь понял, как правильно произносить звуки. Теперь тебя обязательно возьмут в школу. Молодцы, ребята, вы были хорошими учителями.
Литература.
- Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Мозаика-Синтез, Москва 2010, 128 с.
- Седова И.И., Чистоговорки и скороговорки для развития речи, Сова, 2007, 64 с.
- Теплякова О.Н., Обучающие игры от 2 до 6 лет, Москва, ОНИКС 2010, 128 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М., Развитие речи у детей 4-5 лет. М.Просвещение 1988, 210с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...
Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей
Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...
Теория и методика развития речи у детей
В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно ...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...