Теория и методика развития речи у детей
презентация по развитию речи
В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация на тему "Теория и методика развития речи у детей" | 90.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей , необходимое условие человеческого общества. Речь используется в процессе деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Когда и как появилась речь? Этот вопрос интересовал ученых всегда. Существует множество теорий о происхождении и сущности речи .
1 . Звукоподражательная теория . Согласно этой теории слово является выразителем душевных и физических состояний человека (радости, страха, голода). Первые слова — это непроизвольные выкрики, междометия. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.
2. Рабочая теория ( теория трудовых выкриков). Сторонники этой теории считают, что мышление и действие были первоначально неразрывны, так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени использовали в этом качестве различные естественные предметы. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали совместную трудовую деятельность. Постепенно они превращались в символ трудовых процессов, поэтому первоначальная речь (язык) была набором глагольных корней.
Обучение речи в дошкольных учреждениях ведется в двух взаимосвязанных направлениях , к которым относятся: 1 ) совершенствование собственно речевой деятельности; 2 ) формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности:
— умение по заголовку, по началу и другим внешним признакам определить тему, дальнейший ход событий; — умение выделять элементы высказывания: отдельные факты, микротемы ; — умение ориентироваться в ситуации общения, т. с. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется, зачем создается; -умение планировать содержание высказывания;
— умение реализовывать намеченный план, т. е. раскрывать тему и развивать основную мысль; — умение контролировать соотнесение высказывания замыслу, ситуации общения и т. д. Система обучения родному языку детей в дошкольных учреждениях, ведущими принципами которой являются следующее:
— деятельностный подход к развитию речи — речь развивается в деятельности, и прежде всего в игре, через игру, в труде; — взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умственным, сенсорным, социальным, эстетическим, физическим воспитанием); — наглядность в обучении — язык ребенка развивается наглядным путем, и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становиться достоянием ребенка в связи с ясным конкретным представлением;
— постепенность и повторность. Постепенно увеличивать число предметов; постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным , от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но не наблюдаемым в данный момент, и т. д.
Развивать речь — это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать р ечь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений , вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов.
Под методическими принципами понимаются общие исходные правила, руководствуясь которыми педагог выбирает (или создает) средства обучения. Методические принципы отражают специфику обучения родной речи и выступают во взаимосвязи друг с другом.
Одним из важных методических принципов обучения является принцип формирования речевой деятельности детей как активного процесса говорения в понимания. Это продиктовано тем, что говорение и понимание — два вида одной и той же речевой деятельности . Они имеют сходную внутреннюю психологическую природу, требуют одних и тех же условий. И создание, и понимание речи предполагают владение системой языка, т. е. системой тех способов, при помощи которых язык передает определенные явления и отношения действительности.
Обучение родному языку базируется также на принципе взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической и грамматической. Единство всех сторон языка проявляется прежде всего в его коммуникативной функции, которая выступает как основное свойство языка, его сущность.
Комплексное решение речевых задач — это не просто сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение, основанное на едином содержании. Центральное место на занятиях отводится развитию связной речи, остальные задачи работают на построение высказываний разных типов.
Объединение задач на занятии может быть разным: на одном занятии могут отрабатываться связная речь, звуковая культура речи , словарная работа; на другом — связная речь, словарная работа, грамматический строй речи ; на третьем — связная речь, звуковая культура речи, грамматический строй речи и т. п.
Выделяют следующие требования к занятиям по развитию речи. 1. Взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач, обеспечивающих формирование у детей активной познавательной позиции.
2. На занятиях должна царить атмосфера уважения, взаимопонимания , общей (педагога и детей) заинтересованности, коллективного поиска , взаимного удовлетворения от «познавательных побед» атмосфера сотрудничества.
3. Занятия должны быть лингвистически грамотными (по содержанию, постановке вопросов, по отбору дидактического материала, по организации работы с детьми). 4 . Занятие должно быть целостным «педагогическим произведением (М. Я. Скаткин ), иметь определенную логику развертывания учебной деятельности детей .
Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой. Основной целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Задачи , решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие: -воспитание звуковой культуры речи ребенка ; -обогащение , закрепление и активация словаря ребенка; -совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
-развитие связной речи ребенка; -воспитание у ребенка интереса к художественному слову; -обучение ребенка родному языку.
В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие , а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...
Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей
Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
Теория и методика развития речи у детей
Теоретические основы методики развития речиОсновные направления речевого развития дошкольниковТеория и методика развития связной речи.Теория и методика воспитания звуковой культуры речи.Подготовка дет...