Индивидуальный план – схема коррекционной работы с ребенком – логопатом на учебный год
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Индивидуальный план – схема коррекционной работы с ребенком – логопатом на учебный год составлен по рекомендациям Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. Постановка звуков в данной последовательности определена естественным, физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в логопедической группе, однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей. У детей-дизартриков последовательность определяется физиологическими, а также неврологическими особенностями и компенсаторными возможностями ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_plan-shema_po_konovalenko.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план – схема коррекционной работы с ребенком – логопатом на учебный год (по рекомендациям Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В.)
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования, и продолжается до 15 мая, кроме каникул.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а). вызвать интерес к логопедическим занятиям, способствовать формированию произвольной регуляции деятельности, психологических предпосылок к началу обучения;
б). развитие слухового внимания, памяти, фонетического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в). формирование и развитие артикуляционной методики до уровня минимальной достаточности для подготовки звуков;
г). формирование пространственно-временных представлений, коррекция физиоло-гического и фонационного, речевого дыхания ,развитие ритма.
д). в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики, использование различных упражнений для развития тактильной памяти и мануальной;
е). укрепление физического здоровья, развитие общей методики (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
Постановка звуков в такой последовательности (данная последовательность определена естественным, физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в логопедической группе, однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей, особенно это касается детей-дизартриков и способствуют успешному их продвижению):
Свистящие С, З, Ц, С', З'
Шипящий Ш
Сонор Л
Шипящий Ж
Соноры Р, Р’
Шипящие Ч, Щ
Способ подготовки смешанный (по подражанию, с механической помощью, от других звуков, артикулярного уклада).
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для щипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- Для Р, Р’ «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- Для Л : «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, З, Ш, Ж, С', З’, Л’ автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в то же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – С’, Ч – Т’, Ч – Щ;
Щ – С’, Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – Р’, Р’ – Л’, Р’ – Й, Л’ – Л, Й – Л.
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде..).
Ш. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией зваукопроизношения.
По направлениям: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтез
Последовательность: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ и др.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи (работа над ударением, над интонацией); обучение рассказыванию. Обогащение словаря по
разным лексическим темам (см. план фронтальной работы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план логопедической коррекционной работы с ребенком
Индивидуальный план логопедической работы с ребенком старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный план логопедической коррекционной работы с ребенком
Индивидуальный план логопедической работы с ребенком старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН-МАРШРУТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ /ОНР/
Индивидуальный план- маршрут позволяет наметить основные направления коррекционно-развивающей работы с ребеном....
Индивидуальный план логопедической коррекционной работы
Индивидуальный план логопедической коррекционной работы...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-дефектолога...