Индивидуальный план – схема коррекционной работы с ребенком – логопатом на учебный год
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Индивидуальный план – схема коррекционной работы с ребенком – логопатом на учебный год составлен по рекомендациям Коноваленко В.В.  и Коноваленко С.В. Постановка звуков в данной  последовательности  определена естественным, физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в логопедической группе, однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей. У детей-дизартриков последовательность определяется физиологическими, а также неврологическими  особенностями и компенсаторными возможностями ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiv_plan-shema_po_konovalenko.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Индивидуальный план – схема коррекционной работы с ребенком – логопатом на учебный год (по рекомендациям Коноваленко В.В.  и Коноваленко С.В.)

     Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования,  и продолжается до 15 мая, кроме каникул.

     Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный

      Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной         и кропотливой  коррекционной работе, а именно:

     а). вызвать интерес к логопедическим занятиям, способствовать формированию произвольной регуляции деятельности, психологических предпосылок к началу обучения;

     б). развитие слухового внимания, памяти, фонетического восприятия в играх и специальных упражнениях;

     в). формирование и развитие артикуляционной методики до уровня минимальной достаточности для подготовки звуков;

     г).  формирование пространственно-временных представлений, коррекция физиоло-гического и фонационного, речевого дыхания ,развитие ритма.

     д).  в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики, использование различных упражнений для развития тактильной памяти и мануальной;

     е).  укрепление физического здоровья, развитие общей методики (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

    Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

        

II. Формирование произносительных умений и навыков

         Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и               акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

      Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков в такой последовательности  (данная последовательность определена естественным, физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в логопедической группе, однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей, особенно это касается  детей-дизартриков и способствуют успешному их продвижению):

           Свистящие  С, З, Ц, С', З'

           Шипящий   Ш

           Сонор           Л

           Шипящий    Ж

          Соноры          Р, Р

          Шипящие        Ч, Щ

      Способ подготовки смешанный (по подражанию, с механической помощью, от других звуков, артикулярного уклада).

      Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной  гимнастики):

  • для свистящих:  «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

-    для щипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем    руки»;

  • Для Р, Р’ «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
  • Для  Л :  «Улыбка»,  «Лопатка»,  «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки    может   проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

   а)  С, З, Ш, Ж, С', З’, Л’  автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

   б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых  и со стечением согласных;

   в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога  и параллельно вырабатывать вибрацию.

  3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в то же последовательности.

     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

    4. Автоматизация звуков в предложениях.

    Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным  словом.

    5. Дифференциация звуков:

    С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

    Ж – З, Ж – Ш;

    Ч – С’, Ч – Т’, Ч – Щ;

    Щ – С’, Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

    Р – Л, Р – Р’, Р’ – Л’, Р’ – Й, Л’ – Л, Й – Л.

    6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде..).

 

Ш. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией зваукопроизношения.

По направлениям:  развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтез

Последовательность: б – п,  д – т,  г – к,  з – с,  ж – ш,  с – ш,  з – ж,  ц – с, ч – т, ч – щ  и др.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, на отработанном в произношении материале. 

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи (работа над ударением, над интонацией);  обучение рассказыванию. Обогащение словаря по

разным лексическим темам (см. план фронтальной работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план логопедической коррекционной работы с ребенком

Индивидуальный план логопедической работы с ребенком старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план логопедической коррекционной работы с ребенком

Индивидуальный план логопедической работы с ребенком старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН-МАРШРУТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ /ОНР/

Индивидуальный план- маршрут позволяет наметить основные направления коррекционно-развивающей работы  с ребеном....

Индивидуальный план логопедической коррекционной работы

Индивидуальный план логопедической коррекционной работы...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-дефектолога...