Логопедический проект "Очень важные слова"
проект по логопедии (старшая группа)
Краткосрочный проект учителя- логопеда работающего на логопункте с детьми 5-6 лет с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_predlogi_22-23_uch.g.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства » комбинированного вида»
Составила: учитель-логопед
Паунькина С.В.
2022-2023 уч.год
Паспорт проекта
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Срок реализации: 1 месяц
Цель: определить коррекционные пути эффективности формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушением речи, средствами совместного творчества.
Участники проекта: дети 5-7 лет, учитель – логопед, родители.
Задачи:
• Развитие грамматического строя речи
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
• Развитие у детей интереса к родному языку
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
Содержание работы:
Работа с детьми
- Знакомство детей с предлогами на фронтальных и индивидуальных занятиях в специально организованных играх
- Работа над предлогами при автоматизации звуков РЛ
- Использование моделей предлогов
- Составление предложений с заданным предлогом
- Наблюдение за предлогами в русском языке
- Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
- Работа с раскраской и обводилками
Работа с семьей
- Консультация для родителей чате по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
- Папки- передвижки
Работа с педагогами
•Использование дидактических игр направленные на формирование навыков правильного употребления предлогов в образовательной деятельности.
• Пополнение работами совместно с детьми альбома «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
Практический результат проекта
- Создание альбома «Очень важные словечки»
- Изготовление дидактических игр для работы над предлогами
Предполагаемый результат:
Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по использованию предложно-падежных конструкций:
- Дети на практике усвоят использование предлогов;
- Будут правильно подбирать предлоги к более широкому кругу слов;
- Смогут самостоятельно использовать предложно-падежные конструкции в свободной деятельности;
- Расширится активный словарь.
Актуальность:
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций.
Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи : существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.
По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.
Участие детей в проекте «Очень важные словечки» позволит сформировать навыки и умения по преодолению нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, творческие способности и самоконтроль детей.
Основные направления реализации проекта:
- Консультация для родителей по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
- Изготовление дидактических игр для автоматизации звуков Л, Р направленные на формирование навыков правильного употребления предлогов.
- Коллективное оформление альбома.
- «Игротека» - картотека игр и упражнений направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Страна важных слов"
У каждого человека есть самые дорогие и важные слова, это: семья, страна, Родина, любимый город. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного воспитания. Мы, педагоги, должны...
Познавательно-творческий проект "Это важное слово - семья"
Проект поможет детям понять значимость семьи для каждого человека, расширит представления детей о жизни их предков и семьи, о родословной семьи....
Конспект НОД в старшей группе "Очень важные слова"
Занятие помогает научить детей пересказывать текст по опорной схеме...
«Спасибо важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».
Что же значит слово спасибо?...
Консультация «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.
Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...
Консультация для родителей га тему: «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».
Консультация для родителей га тему: «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников»....
Консультация «Спасибо важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.
Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...