Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия
по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Продукты питания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_produkty_pitaniya.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19
Конспект занятия
по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Продукты питания»
г. Ангарск 2022
План – конспект
фронтального занятия по развитию лексико–грамматических компонентов речевой системы у детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе.
Тема: «Продукты питания»
Цель: обобщать и расширять знания детей по теме «Продукты питания».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и расширять словарь по теме «Продукты питания», совершенствовать умение классифицировать продукты, выделять полезные и вредные продукты для здоровья через д/и «Найди продукт», «Помоги Пете»;
- совершенствовать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных через д/и «Собери картинку», ед. и мн. числа существительных в род. п. через игру «Один-много», уменьшительно-ласкательной формы существительных через игру с мячом «Назови ласково»;
- способствовать развитию синтаксической стороны речи через составление сложноподчинённых предложений с союзами для того, чтобы, потому что через игру «Что лишнее?»
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие через игру «Зашумлённые картинки;
- активизировать точки, отвечающие за основные системы организма, координировать речь с движением, формировать длительный плавный выдох через самомассаж, логоритмические упражнения;
-устанавливать причинно-следственные зависимости через речевую игру «Продолжи предложение»
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать воспитанию самоконтроля за речью;
- поддерживать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- продолжать развитие партнерских отношений через умение работать в паре;
- формировать привычку питаться правильно;
-вызывать у детей желание помочь другому человеку.
Оборудование: зашумлённые картинки, картинки продуктов для классификации, д/и «Собери картинку», «Что лишнее?» для работы в парах, мяч, изображение худого мальчика.
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела на доске непонятные рисунки. Вы не могли бы мне помочь, разгадать, что здесь нарисовано.
- Игра «Зашумленные картинки». (совершенствование зрительного восприятия). Дети называют изображённые продукты (сосиски, сыр, рыба, яблоко, молоко, батон)
II. Основная часть
Логопед: Как назвать всё это одним словом? Правильно, сегодня мы будем говорить о продуктах питания. У каждого своё название:
Масло, мясо, хлеб и каша, ряженка и простокваша,
Йогурт, сыр, кефир, творог и рассыпчатый пирог.
Колбаса, салат, сосиски, чай, печенье и ириски,
Фрукты, овощи, пельмешки.
На здоровье ешь! Без спешки! (Т. Кулакова)
Продукты бывают очень разные. Одни сделаны из молока, и мы их называем – молочные, другие - из мяса, они мясные, третьи из муки, и мы их называем мучные продукты. Представьте, что наша группа превратилась в большой продуктовый магазин. Но все продукты в магазине перепутались. Ваша задача найти эти продукты и определить, какие они.
- Игра «Найди продукт» (классификация продуктов).
Дети по группе ищут карточки с нарисованными продуктами и возвращаются на место.
Логопед: Я тоже купила продукт. Послушайте, как я про него скажу.
Я купила печенье. Это мучной продукт. Печенье сделано из муки.
Дети по одному выходят к доске, ставят картинку на нужную полку (мясные, молочные, мучные продукты) и рассказывают про свой продукт:
Я купил сметану. Это молочный продукт. Сметана сделана из молока.
Я купил колбасу. Это мясной продукт. Колбаса сделана из мяса. И т.д.
- Игра с мячом «Назови ласково» (образование ум.-ласк. формы сущ.)
Логопед: Продукты любят, когда их называют ласково. Давайте это сделаем:
Молоко – молочко сыр – сырок кефир - кефирчик
Масло – маслице хлеб – хлебушек мясо - мяско
Колбаса – колбаска батон – батончик сосиски – сосисочки
Творог – творожок
- Игра «Один – много» (ед. и мн. число существительных в род. п.)
Логопед: Ребята, а ещё продукты любят удивляться, когда их много.
Дети стоят в кругу. Логопед на ушко говорит ребёнку название продукта.
Ребёнок выходит в круг и произносит, например:
Я – котлета.
Дети: – Мы тоже котлеты.
Ребёнок удивляется: Ой, сколько много котлет.
Аналогично: йогурт, батон, печенье, молоко, сосиска, пельмень, вареник, пирог, сухарь, конфета.
- Массаж биологически активных зон «Дырки в сыре»
Логопед: Ребята, пока мы с вами удивлялись, кто-то съел весь сыр. Давайте покажем, как это произошло:
Раз, два, три, четыре, проводят ладонями по шее к плечам 4 раза
Посчитаем дырки в сыре. указательным пальцем мягко надавливают на
крылья носа 4 раза
Если в сыре много дыр, всеми пальцами проводят от середины лба к
вискам 4 раза
Значит, вкусным будет сыр. пальцы «вилочкой» растирают точки перед и
за ушами 4 раза
Если в нем одна дыра - дёргают за ушки в разные стороны 4 раза
Значит, вкусным был вчера! трут ладони друг о друга.
- Упражнение на увеличение продолжительности выдоха.
Логопед: Ребята, а вам нравится, как пахнут пироги, которые печёт мама или бабушка. Какой запах у пирога? (ароматный, душистый, аппетитный). Представьте, мы почувствовали этот запах и говорим (вдох носом, на выдохе фраза):
- Ах,
- Ах, пахнет,
- Ах, как пахнет,
- Ах, как вкусно пахнет,
- Ах, как вкусно пахнет пирогом.
- Д/и «Собери картинку» (образование относительных прилагательных)
На столах разрезные картинки. Дети по желанию делятся на пары. Каждая пара собирает свою картинку, на которой изображён пирог.
Логопед: Ваша задача собрать картинку и сказать, например:
У нас пирог с капустой. Это капустный пирог.
Ответы детей:
У нас пирог с грибами. Это грибной пирог.
У нас пирог с морковкой. Это морковный пирог.
У нас пирог с ягодой. Это ягодный пирог.
У нас пирог с мясом. Это мясной пирог.
У нас пирог с рыбой. Это рыбный пирог.
Логопед: Ребята, какие ещё блюда можно приготовить из продуктов? (Ответы детей). Я тоже хотела приготовить, но каждый раз мне мешает какой-то лишний продукт.
- Д/и «Что лишнее?». (Построение сложноподчинённых предложений с союзами для того, чтобы, потому что).
Дети выбирают карточки с основным блюдом и 5-ю картинками с продуктами, один из которых не используется в приготовлении блюда.
Логопед: Расскажите, что вам нужно для приготовления блюда, и что не подходит. Например:
Для того, чтобы приготовить сырники, мне нужны творог, сахар, мука, яйца, сметана. Грибы мне не нужны, потому что сырников с грибами не бывает.
Ответы детей:
Для того, чтобы приготовить суп, нужны мясо, капуста, морковь, лук, картофель. Сыр мне не нужен, потому что супа с сыром не бывает.
Для того, чтобы приготовить плов, нужны рис, мясо, морковь, лук, подсолнечное масло. Огурцы мне не нужны, потому что плова с огурцами не бывает. И.т.д.
- Координация речи с движением (авторский текст)
Логопед: Много разных блюд приготовили мы вместе. Продукты закончились. Отправляемся за покупками:
Дружно в магазин шагаем маршируют на месте
И продукты покупаем: 4 хлопка в ладоши
Творожок отличный на каждое название продукта загибать
И батон пшеничный, пальцы кулак одновременно на обеих руках
Котлеты мясные,
Баранки расписные.
Покупаем молоко
И бежим скорей домой. бег на месте
Будем резать, левая рука перед грудью ладонью вверх
ребром правой ладони совершать движения
вперёд-назад по ладони
Чисто мыть, имитировать мытьё
И обед скорей варить. левая рука согнута перед грудью, правой
имитировать помешивание поварёшкой
И скажем всем открыто: 4 хлопка в ладони
«Приятного аппетита!» потереть ладони друг о друга
- Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, пока мы с вами ходили за продуктами, посмотрите, кто к нам пожаловал. На доске изображение очень худого мальчика.
- С этим мальчиком всё хорошо? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему Петя такой худой? (ответы детей)
Очень Петя похудел,
На обед он суп не ел,
Не поел салат, котлеты,
Отказался от омлета
И от кружки молока.
Грызёт чипсы,
Пьёт он колу
И конфеты ест с утра. (авторский текст)
- Д/и «Полезные и вредные продукты»
Логопед: Ребята, может быть Петя ничего о продуктах не знает. Давайте поможем ему разобраться в том, какие продукты вредные, а какие полезные и расскажем, в чём их польза.
Дети делят картинки на два столбика и объясняют, для чего нужны полезные продукты.
- Упражнение «Продолжи предложение» (установление причинно-следственной зависимости)
Логопед: Хочу предложить вам ещё одну игру. Я начну предложение, а вы продолжите. И Петя ещё раз послушает, как надо обращаться с продуктами.
Если есть одни сладости, то…(заболят зубы).
Если есть много овощей и фруктов, то…(будешь здоровым).
Если картофель не доварить, то он.. .(будет сырым, недоваренным, невкусным).
Если не мыть руки перед едой, то…(можно заболеть).
Если молочные продукты не хранить в холодильнике, то…(они могут прокиснуть).
Если есть очень мало, …(то будешь слабым, больным).
Если есть только мучные продукты, то... (будешь толстым, заболит желудок).
Если во время еды разговаривать, то…(можно поперхнуться).
Если в кашу не положить масло, то…(каша будет сухая, невкусная).
Если хлеб не убрать в хлебницу, то… (он засохнет).
III. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, наше с вами путешествие в мир продуктов заканчивается. Что мы можем подарить Пете, чтобы он стал таким же крепким, сильным и здоровым, как вы, и не забывал о нашей встрече? (предположения детей).
Логопед показывает детям альбом, на котором написано «книга для Пети» и предлагает в свободное время нарисовать полезные и вредные продукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...
Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».
Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...
Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»
Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы...
Конспект на развитие лексико-грамматических представлений "Игрушки" средняя группа
Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме.Задачи:образовательные: совершенствование грамматического строя речи (согласование имен существительных с числительн...
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"...
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Старшая группа): «Домашние животные»
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР(Старшая группа)«Домашние животные»...