Виды речевых нарушений
презентация по логопедии
Подобран и систематизирован материал по видам речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rechevyh_narusheniy.pptx | 590.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевые нарушения Клинико – педагогическая классификация Психолого – педагогическая классификация
Клинико – педагогическая классификация Нарушения устной речи ( дисфония , заикание, дислалия , ринолалия , дизартрия, алалия, афазия) Нарушения письменной речи ( дисграфия , дислексия ) Нарушения темпа речи ( брадилалия , тахилалия , баттаризм , полтерн )
Нарушения устной речи ДИСФОНИЯ - частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса. ЗАИКАНИЕ - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (тоническое, клоническое, смешанное) ДИСЛАЛИЯ – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц артикуляционного аппарата (функциональная, механическая) ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией)
Нарушения устной речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата . Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (моторная, сенсорная, смешанная) Афазия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Нарушения письменной речи Дислексия – нарушения процессов письма Дисграфия - нарушения процессов чтения
Нарушения темпа речи Брадилалия – патологически замедленный темп речи Тахилалия – патологически ускоренный темп речи Баттаризм - неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи Полтерн - патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами)
Психолого – педагогическая классификация Нарушения средств общения (ЗРР, ОНР, ФФН , ФН) Нарушения в применении средств общения (заикание) Мутизм - прекращение речевого развития, общения из-за какой – либо психической травмы.
Нарушения средств общения Задержка речевого развития (ЗРР) - характеризуется замедленным темпом формирования вербальной речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Диагностируется до 3-х, максимум 3,5-летнего возраста. ОБЩее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Выделяют 4 уровня речевого развития детей при ОНР. Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем . Фонетическое нарушение (ФН) - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе.
Уровни речевого развития при ОНР: I уровень характеризуется отсутствием речи (« безречевые дети»). Такие дети пользуются « лепетными » словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний. II уровень появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура .
Уровни речевого развития при ОНР: III уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи. IV уровень остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи при нормативном произношении всех звуков родного языка.
Нарушения в применении средств общения Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте . Виды заикания : тоническое, клоническое, смешанное. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь».
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это нарушения, требующие длительной коррекционной работы . ОНР Дизартрия Ринолалия заикание алалия афазия
По степени тяжести речевые нарушения можно условно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Успех коррекционного воздействия при любом виде речевого нарушения во многом зависит от того, насколько в семье заинтересованы в результатах работы и способствуют закреплению знаний полученных на занятиях. А также от степени успешности взаимодействия педагогов, работающих с детьми, имеющими речевую патологию.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная....
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...