«Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_pravilnym_upotrebleniem_predlogov_v_rechi_u_detey_s_onr.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.
Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).
Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога («маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Необходимо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия) .
То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.
После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Воспитатель показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:
* Чайка летит над водой.
* Белка сидит в дупле.
* Птица сидит на ветке.
* Мяч лежит под книгой.
* Дети играют около дома.
Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.
В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы воспитателя, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Воспитатель спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться). Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. »
Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу). Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.
Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:
* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.
* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.
* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.
* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.
В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)
Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др. Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:
* Чай можно пить с конфетами
* С пирожными
* С сахаром
* С мёдом
* С тортом
* С лимоном
* С вафлями
* С вареньем
Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)
Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, вам окажут игры.
1. Игра «Что мы делали, не скажем…»
Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.
Например:
• Мама вышла за дверь.
• Папа положил газету на стол.
• Бабушка налила чай в чашку и т. д.
2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Воспитатель предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)
• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?
• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?
• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?
• Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?
3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).
Воспитатель называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.
• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
• Девочка налила воду в кувшин. - …
• Мама положила яблоки на стол. -.
• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …
• Машина подъехала к магазину. - …
4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»
(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .
Воспитатель говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:
• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.
• Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.
• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.
• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.
5. Игра «Расскажи, что где лежит» (составление предложений по сюжетной картинке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР
Данный материал представляет собой консультацию для родителей детей с ОНР. Консультация посвящена работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР. Умение правильно использовать...
Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»
В консультации даётся описание смысловых обозначений предлогов, а также предлагаются игры и упражнения на закрепление правильного употребления предлогов детьми....
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закр...
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недор...
Консультация на тему: "Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей".
В консультации предложены игры, которые помогают педагогам научить правильно употреблять в речи предлоги....
Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....
Схемы предлогов. Обучение дошкольников правильному употреблению предлогов в речи.
Обучение старших дошкольников правильному употреблению и различению предлогов в речи с использованием схем - интересное и увлекательное занятие....