Некоторые аспекты работы учителя-логопеда дошкольного логопункта
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.
Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп. Общая продолжительность занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий, проводимых педагогами в группе.
Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.
Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).
Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представителями) посещающих его занятия.
Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).
На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.
В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.
1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
3. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
4. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.
6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
7. Технические средства обучения.
8. Настенная касса букв.
9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
12. Различные речевые игры.
13. Методическая литература.
14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.
Данный материал будет интересен молодым , начинающим логопедам ДОУ. Информация о том, что важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы ,которая направл...
Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....
План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ
План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...
Презентация "Содержание работы учителя-логопеда в условиях логопункта". Кружок " АБВГДейка"
Материал подготовлен для родителей ....
"Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ)"
Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ) Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Наше время научно- технического прогресса треб...
Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта как здоровьесберегающая технология
Система работы / Перспективное планирование на учебный год подготовила: учитель- логопед Васильева И.Н. 2023-2024 гг.месяцСенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика( Обяз...
Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта
В данном пособии я хотела бы поделиться апробированной системой работы учителя- логопеда по использованию нейроподхода в коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта...