Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта
картотека по коррекционной педагогике
В данном пособии я хотела бы поделиться апробированной системой работы учителя- логопеда по использованию нейроподхода в коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 55.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта
Автор: учитель- логопед Васильева Ирина Николаевна
В данном пособии я хотела бы поделиться апробированной системой работы учителя- логопеда по использованию нейроподхода в коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта. Такой подход включает в себя три блока:
- Нейрогимнастика
- «Умные мячики»
- Сенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика
1. Нейрогимнастика
Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на стимуляцию мозговой активности, улучшение когнитивных функций и развитие умственных способностей.
У детей дошкольного возраста процессы формирования и укрепления нейронных связей происходят наиболее быстро, так как их мозг находится в стадии интенсивного развития. Поэтому использование нейрогимнастики на логопедических занятиях целесообразно и крайне эффективно.
Мы создали и апробировали целую систему использования нейромеханизмов в процессе коррекции речи старших дошкольников в условиях логопункта.
Нейросказки, нейрогимнастики, нейроупражнения стали не только эффективными инструментами развития, но и захватывающими приключениями для малышей.
Почему лично я считаю, что нейрогимнастика очень полезна? Потому что вижу позитивные изменения в своих детях.
- Во-первых, после нейрогимнастики дети легче включаются в занятие и выполнение заданий, они более собранные, сконцентрированные, с более высоким уровнем энергии. Логопедические занятия становятся более продуктивными.
- Во-вторых, такие упражнения стимулируют рост новых нейронных связей, повышается обучаемость. Это подтверждают и родители. Дети лучше усваивают знания, проще осваивают навыки, успевают выполнять больше задач.
- В процессе выполнения упражнений развиваются концентрация внимания, память, координация и другие способности, дефицит которых у детей сейчас хорошо виден. Нейрогимнастикой мы помогаем их восполнить.
- А также такие упражнения повышают настроение, снимают стресс.
Правила проведения нейрогимнастики с дошкольниками:
- От простого к сложному
- Систематичность и комплексность
- Состояние успеха у ребенка
- Разнообразие упражнений
- Обязательно в форме игры
На самом деле, мне уже немного надоели популярные упражнения нейрогимнастики, о которых рассказывает буквально каждый. Такие упражнения как «Ухо-нос» и «Кулак, ребро, ладонь». Почему?
- Во-первых, потому что они надоели педагогам и самим ученикам.
- Во-вторых, потому что такие упражнения чаще всего знакомы ученикам и не приносят пользы при выполнении. Нейронные цепочки уже образовались и укрепились, при выполнении таких хорошо знакомых упражнений развитие уже не идёт и они становятся бесполезны.
- Ну, и в третьих, эти упражнения без игровой легенды.
Изучив множество материалов о нейропсихологическом подходе в логопедической практике, посетив несколько вебинаров Евгении Бекетовой по нейрогимнастике, я узнала много новых авторских упражнений, и по аналогии научилась модернизировать старые упражнения, создавать свои новые и даже целые нейрогимнастические комплексы и сказки.
Не стоит отбрасывать упражнения, если они знакомы ученику. Можно его модернизировать.
Что делаю в таких случаях я?
- Добавляю в знакомое упражнение игровое название или придумываю целую игровую историю. Это вносит новизну, интерес, упражнение начинает играть другими красками.
- Добавляю в упражнение подходящую скороговорку, стишок на автоматизируемый звук или параллельное выполнение другого усложнения (например, счет в обратном порядке, продолжение цепочек последовательностей или называние слов на определённый звук).
- Немного изменяю само упражнение, добавляю жесты, меняю последовательность и т.д.
Нейрогимнастика — это полезная зарядка для мозга, в которой используются асимметричные движения двумя руками. И такие асимметричные движения могут быть абсолютно разными.
Такие комплексы разнонаправленных упражнений я очень люблю проводить на своих занятиях. Так дети включаются в игру, а не просто выполняют упражнение по типу «Палец вверх и палец вниз». Кроме этого, такое разнообразие упражнений помогает сохранить интерес у детей. Ведь каждый раз упражнения меняются.
Владея разными упражнениями, педагог может подобрать тот вид упражнения нейрогимнастики, который понравится ребёнку и не отказываться от нейрогимнастики, если ребёнок не хочет делать какое-то определённое упражнение.
Мы разработали комплексное планирование на год от простого к сложному и спешим им с вами поделиться
Система работы / Перспективное планирование на учебный год
месяц | Нейрогимнастика/ нейроигры/ кинезиологические упражнения |
сентябрь | - «Колечки» Поочередно с большим пальчиком здороваются указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала на одной руке. Затем две руки одновременно. Соединяем с автоматизацией поставленного звука изолированно -«Кулак- ладонь» Вот ладошка, вот кулак. Все быстрее делай так - «Оладушки» Мы лепили ладушки, жарили оладушки Усложнение: с хлопком - «Червячки» На одной руке большой палец спрятан в кулачок, на другой выставлен наверх / Лайк «Яблочко- кулачок, В кулачке- червячок» (авт.) - «Капитан» Одна рука прямая вытянута вперед, кисть- лайк. Другая ребром ко лбу. Меняем положения рук под стихотворение. «Наш отважный капитан- покоритель многий стран!» (авт.) |
октябрь | Соединяем упражнения с АГ и глазодвигательными упражнениями -«Кулак- ладонь» + «Часики» + Глазодвигательные упражнения в одну сторону, в разные стороны -«Оладушки» + «Качели» + Глазодвигательные упражнения в одну сторону, в разные стороны, усложняем на счет три- заворачиваем блинчик -«Утюг- молоток» Одна рука гладит колено вперед- назад, другая стучит кулачком по другому колену/ меняем руки. «Маме гладить помогаем, папе гвозди забиваем» (авт.) - «Голова- живот» Одна рука легонько постукивает по голове, другая гладит живот по часовой стрелке. Меняем руки. «Наелись бегемотики- полные животики» (авт.) - «Указательный – мизинец» На одной руке отгибаем указательный пальчик, на другой- мизинец. Меняем руки Можно автоматизировать поставленный звук в слогах- ЛА ЛА ЛА ЛА; РА РА РА РА и др. |
ноябрь | - Кнопки мозга Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации. Исходное положение: Выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре. А теперь поменяйте положение рук. - «Окей – лайк» Одна рука показывает лайк- большой палец вверх, другая окей- большой и указательный пальцы соединены, другие пальцы вверх. Меняем руки - «Ухо- нос» Одна рука держит за носик, другая- за противоположное ухо. Меняем руки. Можно потом усложнять- с хлопком - «Один- два» + автоматизация звука в слогах Один пальчик указательный правой руки кладем на два пальца (указательный и средний) левой руки. Меняем руки - «Мы делили апельсин» (см. ниже) |
Декабрь | 1. Приветствие Хлопок- правая рука- хлопок – левая рука- хлопок- обе руки- коснулись правым ухом- левым ухом- носиком- правой ногой – левой ногой- повернулись- спинкой- повернулись друг к другу- обнялись! - «Кулак- ребро- ладонь хлопок» Автоматизируем поставленные звуки в чистоговорках. «Ехал грека через реку» «Белые бараны били в барабаны» «Теплый халат Маланье маловат» и др. - «Любят зайчишки почитать книжки» Кисть правой руки образует «Зайца» (указательный и средний вверх), левая рука развернута ладонью к себе/меняем руки) - «Красавица и чудовище» Одна рука открытой ладонью на себя (пальцы собраны), другая от себя- пальцы согнуты. Автоматизация изолированного звука Р |
Январь | - логоритмическая нейроигра на внимание «Колпак мой треугольный» - «Коза- корова» На одной руке выпрямлены указательный и средний пальчик. На другой-указательный и мизинец. Меняем руки. «Вот коза, а вот корова. Поиграть с тобой готовы» (авт.) - «Снежки – сосульки»- Пальцы одной руки собраны в кулак, другой- большой палец смотрит вниз «Со снежками я дружу, а сосульки обхожу» Музыкальная- ритмическая нейро игра с ускорением: «Соку, Бачи, Вира» Используем цветные кинезиомешочки или цветные плоскостные геометрические фигуры разных цветов. Под эту бразильскую песенку сначала хлопаем двумя руками по мешочкам: • СОКУ – красные мешочки, • БАЧИ – жёлтые мешочки, • ВИРА – синие мешочки. Затем меняем кинезиологические позы • СОКУ- кулак • БАЧИ- ребро • ВИРА- ладонь Слова песни: СОКУ СОКУ БАЧИ БАЧИ СОКУ СОКУ ВИРА ВИРА СОКУ БАЧИ СОКУ ВИРА СОКУ БАЧИ ВИРА. |
Февраль | - «Моталочки» Большой и указательный пальцы вращаются вокруг друг друга, одновременно меняем положение пальцев «Кручу- верчу, во что хочешь, превращу!» (авт,) Можно автоматизировать поставленные звуки изолированно - Нейроигра «Ромашка» - прыжки по инструкции. Ведущий: «Право- лево», «Право-право- лево», «Право- лево-право- лево» - НЕЙРОФИТНЕС С ПОП ИТ. Музыкально-ритмическая игра -«Летка Енька» На счет 1-2 нажимаем пупырки обеими руками в заданных направлениях, 3-4-5 три хлопка следующие варианты игр: • Хлопать пупырки двумя руками слева-направо, справа-налево, сверху-вниз, снизу-вверх. • Хлопать пупырки двумя руками от центра в стороны и наоборот. • Разноимённые движения: левая рука движется с первой строки к центру, правая рука - с нижней строки к центру и наоборот. • Разноимённые движения: левая рука движется сверху вниз, а правая снизу вверх. Движения могут начинаться как с первых столбцов, так и от центра к периферии и наоборот. • Двигательные диктанты. Хлопнуть 2 пупырку в 3 строке, 5 пупырку в 4 строке... и т.д. Аналогично выполнять со столбцами. • Чередование пальцев. Например, одну строку/столбец хлопать обним пальцем, другую строку/столбец другим пальцем. Также чередовать количество пальцев. • Ориентировка в пространстве: хлопни пупырку в правом верхнем углу, в левом нижнем... (если у Вас квадратная "Pop it"). • Хлопать пупырки, произнося чётко слоги. Например, первая строка - слог "ла", вторая - "ло", третья - "лу"... • Закрепление прямого и обратного счёта. Слева направо - прямой счёт, справа налево - обратный счёт. Аналогично со столбцами |
Март | -«Сдаюсь- добро пожаловать» Одна рука, согнутая в локте, смотрит вверх, другая вытягивается вперед. Меняем руки. «В плен нас не берите, в гости приходите!» (авт.) -«Толстяки-снеговики» Похудели от тоски. Тают Прямо на глазах, Причитают: — Ох и ах! Рисуем в воздухе одной рукой восьмёрку (снеговика), а второй рукой показываем, как растёт температура на градуснике (1, 2, 3, 4, 5 на пальцах). - «Сминание бумаги обеими руками одновременно» - Упражнения с обручами- или массажными ковриками. Один вариант «Найди свое место» Ведущий дает установку «Ты идешь с закрытыми глазами. Если я положу руку тебе на голову- делаешь шаг вперед. Если на спину- шаг назад. Если на левое плечо- шаг вправо, если на правое плечо- шаг влево» Когда все заняли свои места- можно поиграть в игру - Музыкально – ритмическая игра -китайская песня "Кукушка"! Хороший ритм и темп для выполнения различных нейроупражнений! Используем массажный мячик и плоскостные геометрические фигуры: Круг- КУЛАЧОК Овал- РЕБРО Квадрат- ЛАДОШКА Главная задача - научить ребёнка выполнять разные движения двумя руками одновременно! Одной рукой делаем массаж, другой рукой отбиваем ритм, затем руки поменять. |
Апрель | Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими элементами Крылья носа разотри –раз, два, три(поочерёдно указательными пальцами) И под носом себе утри –раз, два, три (ребром ладони) Брови нужно расчесать –раз, два, три, четыре, пять(одновременно двумя руками, поочерёдно каждым пальцем руки) Вытри пот теперь со лба –раз, два(ладошками поочерёдно) Серьги на уши повесь, если есть.(перекрёстно руками) Заколкой волосы скрепи –раз, два, три(массаж головы подушечками пальцев рук) Сзади пуговку найди и застегни (указательным пальцем от основания черепа, продвигаясь до 7 шейного позвонка помассировать его круговым движением) Бусы надо примерять, примеряй и надевай(поглаживая поочерёдно ладонями шею) А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку(точки мозга, ямки под ключицами) А сюда браслетики, красивые манжетики (массаж запястий) Девочки и мальчики, приготовьте пальчики(любое кинезиологическое упражнение («Колечки», «Кулак ребро, ладонь», «Ладошки») Вот как славно потрудились и красиво нарядились(«Сова») Осталось ноги растереть и не будем мы болеть(круговые поглаживания ног) • Новая нейроигра в кругу «щелк, щелк, хлоп, стук 5,2……2,7…..7,10….10,4….и тд», новая интерпритация- щелк, щелк, хлоп, стук лошадь, лодка…..лодка, лыжи….лыжи, лавка…и т.д» то же на звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ
Одной рукой рисуем круг в воздухе, другой- знак бесконечности. «Солнце светит горячей, по полям бежит ручей»
Пальцы одной руки собраны в птичку (указательный и большой соединены- клювик, другие растопырены), пальцы другой руки разведены- солнышко. «Летит скворец- весне конец!»
Одной рукой стучим карандашом по столу, другой машем. Как крылышком |
Апрель |
Одной рукой красим яйцо, другоц стучим яйцо по столу»
Одну руку переворачиваем ладонью вверх- вниз, другой машем вправо- влево
Одна рука- все пальцы собраны- листок, на другой выставлены вверх указательный и средний пальцы- усики жука. «Жучок- дружок жует листок» Нейроигра «Болгария» -Давайте представим, что мы очутились в Болгарии. Там другие жесты. На утвердительный ответ ДА- мы качаем головой. Если НЕТ- наоборот киваем головой. Готовы? - Сегодня четверг? - А месяц апрель? - Вам понравилось сегодня играть? - Дома будете повторять? - Вы скоро пойдете в школу? - Будете получать там двойки? - Конечно, все вы будете хорошо учиться? |
Май |
Пальцы одной руки собраны в щепотку, другой- растопырены. Меняем руки. «Разноцветный салют празднично засверкал»
«Три козы среди лозы схоронились от грозы»- автоматизация звука З Пальцы одной руки показывают 3, другой изображают козу Упражнение «Аплодисменты по кругу». Цель: символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, невыраженных чувств и эмоций. Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Логопед начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа. |
Можно создавать целые нейрогимнастические комплексы.
- Это может быть и кистевая нейрогимнастика, когда мы показываем жесты, а потом меняем их на руках местами. Например, как в упражнении «Солнышко и травка».
- Это могут быть манипуляции с разными предметами одновременно двумя руками. Как в упражнении «Снежок и сосулька».
- Это может быть рисование фигур, букв и цифр в воздухе двумя руками. Как в упражнении «Апрель».
- Это могут быть движения всем телом, а не только руками, как в упражнении «Субботник».
- А может быть нейрогимнастика в формате рисования двумя руками на бумаге.Как в упражнении «Веточки для дерева».
Все эти упражнения можно объединить для детей одной историей.
И получится целый нейрогимнастический комплекс.
- такой комплекс упражнений. Он занимает всего 8-10 минут, но зато в разы повышает эффективность любого урока.
Нейрогимнастический комплекс «Весна»
- «Солнышко- травка»
Одной рукой показывает три пальца- травка, другой – пять пальцев- солнышко. Меняем руки.
- «Снежки – сосульки»
Иногда весной случается похолодание. Одной рукой подбрасываем и ловим нейромячик, другой крутим карандаш между пальцами
- «Апрель- второй месяц весны»
Одной рукой рисуем в воздухе букву А, другой – цифру 2
- «Субботник»
Весной люди выходят на субботник. Одной рукой будем мести метлой вправо- влево, другой- грабить граблями вперед- назад.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. одной рукой -рубим, другой рисуем круг в воздухе/меняем
Много нас, а он один. показываем на одной руке пять пальцев, на другой один/меняем
Эта долька для ежа. одна рука сжата в кулак, другая с раскрытыми пальцами/меняем
Эта долька для чижа. одна рука в кулак, другая соединяет указательный палец с большим
Эта долька для утят. одна рука в кулаке, другая соединяет большой палец с остальными
Эта долька для котят. одна рука в кулаке, на другой оттопырены указательный и мизинец
А для волка- кожура одна руки- фига, другая-большой палец отведен, четыре соединены
2. «Умные мячики»
Использование различных мячей ( нейромячи, теннисные мячи, мячи- спинеры, мячи- мякиши, массажные мячи) в работе учителя логопеда тоже очень эффективная и интересная технология.
Упражнения с нейромячиками- это уникальная коррекционно-развивающая методика.
Дети получают большое удовольствие, осваивая и выполняя двигательные игровые упражнения с кинезиологическими мячиками. Особый материал придает им высокую прыгучесть и значительную легкость, благодаря чему возможно усовершенствовать многочисленные вариации различных упражнений. Существует более 300 упражнений различной сложности, которые способствуют эффективности обучения и повышению успеваемости в школе, оптимизируя мозговую деятельность..
Например, выполнение серии различных движений с мячиками и удержание определенного ритма развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Ребенок может дольше удерживать внимание, не отвлекаясь.
Тренировка правильных захватов мячика развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребенку постепенно становится легче писать красивым, аккуратным подчерком. Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную активность, развивает координацию, укрепляет опорно-двигательный аппарат.
Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание: улучшается навык чтения за счет расширения зрительного поля, ребенку проще удерживать строчку и в процессе чтения, и при письме; проще ориентироваться в письменных работах в тетради. Проще отслеживать материал, который записывается на доске за счет стабильного зрительного переключения с доски на тетрадь.
Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют межполушарное взаимодействие, оптимизируют и улучшают мозговую деятельность в целом.
Нами получены уже первые положительные результаты методики:
- У всех детей: значительно повышается интерес к логопедическим занятиям, сокращаются сроки автоматизации звуков, развиваются когнитивные функции;
- У детей с трудностями обучения: улучшаются навыки чтения и письма, развиваются математические способности, а также речевые навыки;
- У детей с дефицитом внимания: повышается концентрация и устойчивость внимания, его объем и переключение;
- У детей с гиперактивностью: снижается импульсивность, поведение налаживается, дети становятся более собранными;
И что тоже очень значимо: у самого педагога отмечается повышение работоспособности и улучшение физической координации, уменьшение стресса, сокращение головных болей, замедление процессов старения мозга!
Следует отметить, что упражнения с нейромячиками используются как непосредственно на логопедических занятиях в рамках кабинета, так и в физкультурном зале 1 раз в неделю- НАШИ НЕЙРОПОНЕДЕЛЬНИКИ
Система работы / Перспективное планирование на учебный год
Месяц | «Умные мячики»/ нейромячи, теннисные мячи, мячи- спинеры, мячи- мякиши, массажные мячи |
Сентябрь | - мяч- ежик Я в лесу нашел шишку, шершавую малышку, Крепко ее сжимаю, в ручках ее катаю, По ладошке- бам, бам, бам! И соседу передам! ( все слова сопровождаются действиями с мячом) - Мяч по кругу «Летела корова, сказала слово, какое слово сказала корова?»/ ребенок, на котором остановился мяч, придумывает слово на заданный звук. Затем передают по кругу по слогам: ЛУ- НО- ХОД. Ребенок, на которого пришелся последний звук, не должен схватить мяч (спрятать руки за спиной) Знакомство с нейромячиками. Упражнения «Балансы» - Автоматизация поставленного звука изолировано - Прочти стихотворение и не урони! |
Октябрь | - мяч по кругу •«Я иду в поход и беру с собой..» (слово со звуком Л)- лопату. И передает мяч следующему. Тот в свою очередь должен назвать слово предыдущего игрока+ свое слово- лопату, ложку и т.д. Лопату. Лопату-ложку. Лопату- ложку-палатку. Лопату- ложку- палатку-молоток и т.д. - Артикуляционная гимнастика с нейромячиками под музыку 1. «Толстячки худышки»- хлопаем мячиками по щечкам 2. «Трубочка- заборчик»- соединяем 2 мяча вместе и разводим в стороны 3. «Окошко»- разводим мячи вверх и вниз 4. «Орешки»- стучим поочередно по орешку в правой и левой щеке» 5. «Лошадка»- поочередно стучим мячами по коленям 6. «Качели»- руки с мячами вверх и вниз 7. «Накажем непослушный язычок» - стучим мяч об мяч ПЯ ПЯ ПЯ.. 8. «Иголочка- блинчик»- руки с мячами вперед, затем к плечам |
Ноябрь | -мяч по кругу • «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку-Мяч не даст поставить точку.Первый ребенок придумывает любое слово с заданным звуком, следующий придумывает слово на последний звук предыдущего. Балкон- наволочка-акула- алфавит- туфли- иголка и т.д. - Нейроигра с нейромячами «Утюг- молоток»/ одной рукой катаем мяч по коленке вперед- назад, другой рукой- стучим по другой коленке ( меняем руки) |
Декабрь | - мяч- антистресс мякиш 1, 2, 3, 4 мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий! Раз- подбросим, два- поймаем, Три- уроним и сломаем! ( все слова сопровождаются действиями с мячом) - с нейромячами под музыку Мяч в одной руке дотрагивается до правого, левого плеча. В это время другая рука делает жестами «Окей- лайк». Меняем руки -- Спинер- мяч Автоматизация изолированных звуков Л и Ш. Раскручиваем мяч сначала большим пальцем, затем указательным, средним, безымянным,мезинцем одной руки, затем другая рука. |
Январь | Игры в парах 1. Дети сидят (стоят) напротив друг друга, у каждого мяч в правой руке. Ребенок передает мяч себе в левую руку- раз, правую руку возвращает назад- два. Затем из левой в правую таким же способом. Автоматизация звука в чистоговорках: ЛА ЛА ЛА ЛА – наша лодочка мала ЛО ЛО ЛО ЛО – потеряли мы весло 2.Мяч у каждого ребенка в правой руке. Передача в левую руку партнера-раз. Возвращаем правую руку в исходное положение- два. Автоматизация в стихотворениях: Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал 3.У одного игрока два мяча в обеих руках. На счет раз- передаем оба мяча партнеру, на счет два- обе руки в исходное положение. -Мячи для настольного тенниса - «Сколько раз стукнет мяч об стол- столько раз повторяем слоги ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЭ»- сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. |
Февраль | - мяч по кругу Мяч у каждого игрока в правой руке. Он перекладывает его в свою левую руку, затем передает в правую руку соседа слева. В это время в его правую руку сосед справа кладет свой мяч. Это по часовой стрелке. Можно поменять направление (и соответственно руки)- против часовой стрелки • Читаем стихи с соответствующим ритмом на автоматизацию звука Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Синий, красный, голубой, Не угнаться за тобой. |
Март | Игры в парах: -Мяч у каждого игрока в правой руке. На счет раз- перекладываем мяч в свою левую руку, на счет два- возвращаем правую руку в исходное положение, на счет три- из левой руки передаем мяч в правую руку партнера, на счет четыре-возвращаем левую руку в исходное положение. Автоматизация в стихотворениях: Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал! - Оба мяча в двух руках одного ребенка. На счет раз- передаем мячи партнеру- руки крест- накрест. На счет два- руки в исходное положение. Лось лосенку покупал Лодку, лыжи и пенал, А лосиха мама Ласты и панаму. - Оба мяча в руках одного игрока. На счет раз передаем прямо в руки партнера. На счет два – руки в исходное положение, на счет три- передаем крест- накрест, на счет четыре- в исходное положение. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. |
Апрель | Упражнения с мячом стоя Мяч в верхней плоскости. Подбрасывание и ловля. 1. Подбрасывание и ловля правой рукой 2. Подбрасывание и ловля левой рукой 3. Подбрасывание и ловля обеими руками 4. Подбрасывание правой рукой, ловля левой. И наоборот. 5. Перебрасывание с правой в левую руку, передача мяча за спиной в правую руку. И наоборот. 6. Одновременное подбрасывание и ловля – из правой руки в левую и из левой в правую. 7. Подбрасывание и ловля правой рукой из- под левой руки и наоборот. Отрабатываем предлоги. 8. Подбрасываем правой рукой и ловим в стаканчик левой рукой. И наоборот. ( «Поймай 5 слов, которые начинаются на звук Л») «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» «Я знаю 5 названий» (овощей, транспорта, одежды, мебели и др.). -Посчитай слоги: лак-1, ла-па, ло-па- та, ве-ло-си-пед, др. -Сосчитай-ка: одно полосатое полотенце, два полосатых полотенца….5. -Один- много: стол- столы, стул- стулья. -Назови ласково: лодка- лодочка, ложка- ложечка. -Жадина: лыжи- мои лыжи, ландыш- мой ландыш, лошадь- моя лошадь. |
Май |
Берем один мячик, кладем на тыльную сторону одной ладони, сверху кладем другую ладонь. Крутим мяч между ладонями от себя, затем к себе, не уронив Мяч в нижней плоскости.
Ловить мяч можно двумя способами: «чашечкой» и «дракончиком» 1. Отбивание об пол и ловля правой рукой. 2. Отбивание и ловля левой рукой. 3. Отбивание и ловля обеими руками. 4.Отбиваем правой рукой, ловим левой. И наоборот. 5. Отбиваем правой рукой, ловим левой, передаем снова в правую за спиной. И наоборот. 6. Одновременно отбиваем обеими руками, ловим наоборот: из правой руки в левую, из левой руки в правую. - «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»- подбросить или отбить мяч, когда услышишь звук Л. -«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» - «Мяч бросай и животных называй» (птиц, деревья и др.) - «Назови дни недели, месяцы» -Счет прямой и обратный в пределах 10, 20. -Счет десятками до 100 * сложное упражнение Отбиваем поочередно правой и левой рукой мячи и читаем по одной строчке из двух разных стихотворений: Например, уронили мишку на пол Идет бычок качается Оторвали мишке лапу Вздыхаем на полу Все равно его не брошу Ох доска кончается Потому что он хороший. Сейчас я упаду. |
- Сенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика
Упражнения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата и речевого дыхания в игровой форме на базовые виды чувствительности. Основной особенностью этой методики является использование природного материала:
кусочки ягод и фруктов;
орехи, семена;
зелень;
горох, гречка и другие крупы, а также макароны разного вида;
специи (горошины перца, палочки гвоздики, бадьян и т.д.);
кокосовая стружка и т.д.
Чтобы понять, почему сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика оказывается эффективной в работе с разными категориями детей, необходимо понимать, что упражнения всегда проводятся в игровой форме, при этом они оказываются крайне увлекательными.
Для понимания специфики этих упражнений можно привести произвольный пример. В качестве сенсорного материала возьмем дольку апельсина. Мы просим ребенка облизать ее, выполняя при этом движения языком по часовой и против часовой стрелки. Вкус апельсина приятен для большинства детей, поэтому они охотно выполняют это упражнение, испытывая при этом положительные эмоции. Помимо этого, происходит тренировка важных мышц языка, которые используются при произношении большинства звуков.
Необходимо отметить, что помимо вкусовых материалов (фруктов, меда и т.д.), используются тактильные (крупы, макароны) и обонятельные материалы (палочки гвоздики, корицы и т.д.). Естественно, все используемые материалы проходят санитарно-гигиеническую обработку.
Перед началом упражнения также необходимо выяснить у родителей, нет ли у ребенка каких-либо противопоказаний или аллергических реакций на тот или иной продукт!
Система работы / Перспективное планирование на учебный год
месяц | Сенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика ( Обязательно! Согласие родителей- отсутствие аллергии) |
сентябрь | Если в скобках указано (авт.) – это значит стихотворение авторское
- ритмические ряды + артикуляционная гимнастика А- большая баранка О- сушка челночок У- маленькая сушка И- хлебная палочка Артикуляционные упражнения: «Язычок по кругу»- большая баранка «Иголочка»/ просовываем узкий язык в дырку сушки «Усы»- удерживаем хлебную палочку между верхней губой и носом «Заборчик»- удерживаем палочку зубами/ губами «Часики»- передвигаем сушку на палочке вправо/ влево «Лифт»- поднимаем сушку на палочке вверх/ вниз «Язычок кручу- по баранке прокачу!» «Язычок мой, как иголка, в дырочку пролезет ловко!» «Вот такие вот усы- удивительной красы!» «Я заборчик покажу- палочку в зубах/ губах держу» «Сушку вправо, сушку влево, язычком вожу умело!» «Сушку вверх мы поднимаем, головой не помогаем!» (авт.) |
октябрь | Комплекс 1. Осень- «Фрукты- овощи»
|
ноябрь | Комплекс 1. Осень- «Фрукты- овощи» 1. «Чашечка с соком» (удерживание капелек сока в язычке- чашечке) 2. «Фрукты- овощи» (снятие зубами, губами, языком кусочков с зубочистки) 3. «Бобовые истории» (сплевывание с губ, языка фасоли, гороха) 4. «Узнай по запаху, вкусу» (угадывание фруктов и овощей) |
декабрь | Комплекс 2 «Продукты питания» 1. «Кокосовый снег» (сдувание кокосовой стружки, не надувая щек) 2. «Сушки- баранки» (просовывание узкого языка в дырочку, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке) 3. «Находим гриб» (прижать круглую конфетку к твердому небу, удерживать какое – то время) 4. «Крупинка к крупинке» (удерживать рисинку (греча, перловка) кончиком языка, придерживая ее внутри рта у нижних зубов) 5. «Бабушкины блины» (похлопать по широкому расслабленному языку на нижней губе ложкой или шпателем) |
январь | Комплекс 2 «Продукты питания» 6. «Усачи» (удерживать хлебную палочку между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке) 7. «Вкусный сок, кисель» (пить через коктейльную трубочку) 8. «Бабушкины сухарики» (перекатывать квадратный сухарик от щеки к щеке, удерживать в «чашечке» 9. «Кондитерские радости» (облизывать круглое ребристое печенье по кругу) |
февраль | Комплекс 3. «Сказочный мир» 1. «Дракон» (дуть на полоску из бумажной салфетки, приклеенной на кончик языка) 2. «Карлсон и варенье» (слизывание варенья с ложек разной величины, блюдечек) 3. «Колобок» (перекатывание виноградинки от щеки к щеке) 4. «Живая вода» (сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка) |
март | Комплекс 3 «Сказочный мир» 5. «Волшебные камешки» (перекатывание маленьких конфет- камушков от щеки к щеке, удержание их в «чашечке», прижатие языком к твердому небу, к нижним зубам- язык «горкой») 6. «Волшебная палочка феи» (удержание хлебной палочки на языке вдоль- поперек, между зубами, губы в улыбке) 7. «Острые зубы волка из Красной Шапочки»(покалывание языка пластиковой вилкой) 8. «Снежки Снежной королевы» (сдувание ватного шарика с кончика носа , язык «чашечкой») |
апрель | Комплекс 4 «Цветные сны» На занятии используется сенсорный поднос, включающий материалы, расположенные в соответствии с цветами радуги. Материал для упражнений забирается с подноса. -Красный цвет в радуге Перекатывание языком мелких помидоров черри от одной щеки к другой, не открывая рта -Оранжевый цвет в радуге Облизывание колец апельсина по кругу по часовой стрелке и против, не двигая головой (взрослый фиксирует голову ребенка сзади) Кислый лимон — сладкий апельсин Улыбнуться в момент демонстрации апельсина — наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации лимона -Желтый цвет в радуге Сплевывание с кончика языка зерен кукурузы -Зленый цвет в радуге Вдох носом (вдохнуть аромат), выдох ртом на листья мяты, базилика, шалфея -Голубой цвет в радуге Носом вдыхать аромат сезонных цветов голубого цвета, выдох ртом на их соцветия Цветы голубого цвета по сезону -Синий цвет в радуге Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на синих бабочек, вырезанных из бумаги -Фиолетовый цвет в радуге Слива и чернослив. Надуть щеки при демонстрации сливы, втянуть щеки внутрь рта при демонстрации чернослива |
май | Комплекс 5 «Морская прогулка» Во время занятия целесообразно включение аудиозаписи с моря, а в качестве поощрения можно использовать шоколадные конфеты в виде морских обитателей или ракушек. -Удержание русалки за хвост Губами удержать веточку укропа -Тризубец Тритона Покалывание языка вилкой. Одноразовые вилочки по количеству детей -Обстрел пиратского корабля Сплевывание с губ и/или кончика языка горошин душистого перца -Открытие бутылки с посланием Выплевывание бутылочной пробки, зажатой между губами -Качание корабля по волнам Поднятие языком бусины по нитке -Морская вода Глотание капелек соленой воды из пипетки на корень языка -Подзорная труба Поочередное закрывание глаз -Раздуваем паруса у кораблей Дуть на белые бумажные салфетки -Разгонять тучи над морем Сдувать голубые ватки с ладоней, не надувая щеки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.
Данный материал будет интересен молодым , начинающим логопедам ДОУ. Информация о том, что важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы ,которая направл...
Презентация "Содержание работы учителя-логопеда в условиях логопункта". Кружок " АБВГДейка"
Материал подготовлен для родителей ....
Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".
Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных технологий в организации образовательного процесса....
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации
В современных условиях мы ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
Научно - исследовательская работа по инновациооной технологии! Спешите воспользоваться! Замечательная технология по коррекции всех компонентов устной речи!...
Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта как здоровьесберегающая технология
Система работы / Перспективное планирование на учебный год подготовила: учитель- логопед Васильева И.Н. 2023-2024 гг.месяцСенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика( Обяз...
Использование игр и упражнений с нейромячиками в коррекционной работе учителя- логопеда в условиях логопункта
Упражнения с нейромячиками- это уникальная коррекционно-развивающая методика.Дети получают большое удовольствие, осваивая и выполняя двигательные игровые упражнения с кинезиологическими мячиками. Особ...