Конспект организованной образовательной деятельности «Урок грамматики для дошколят» для детей подготовительной к школе группы с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Обобщить у детей знания, полученные ранее.
Задачи:
- образовательные: актуализировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; закрепить навык соотношения звука и буквы; закрепить графический образ букв.
- развивающие: развивать фонематическое восприятие, умение разгадывать ребусы и загадки; развивать мышление и речь детей; развивать мелкую и крупную моторику.
- воспитательные: создать хорошее настроение, умение слушать воспитателя и других детей, желание и умение работать в коллективе.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, слово, звуковой анализ слова, слоговая схема, предложение, ребус.
Оборудование и материалы: картинки Обучайка и Нескучайка, два мольберта, предметные картинки (девочка вздыхает «ох», обруч, овощи, слон, кофта, рисунок, дно, пальто, колесо), таблица для дидактической игры «Заполни поле», карточки-задания для упражнения «Расшифруй слово» на каждого ребенка, листы с «пирамидой» на каждого ребенка, синие ручки на каждого ребенка.
Предварительная работа: дидактические упражнения «Найди место звука в слове», «Раздели на слоги», «Разгадай слово по первым звукам», «Заполни пирамиду», разучивание стихотворений с движениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Урок грамматики для дошколят»
для детей подготовительной к школе группы с ТНР
Учитель-логопед
Голубкина Ольга Николаевна
МБДОУ «Детский сад №48» г. Рязань
Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Обобщить у детей знания, полученные ранее.
Задачи:
- образовательные: актуализировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; закрепить навык соотношения звука и буквы; закрепить графический образ букв.
- развивающие: развивать фонематическое восприятие, умение разгадывать ребусы и загадки; развивать мышление и речь детей; развивать мелкую и крупную моторику.
- воспитательные: создать хорошее настроение, умение слушать воспитателя и других детей, желание и умение работать в коллективе.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, слово, звуковой анализ слова, слоговая схема, предложение, ребус.
Оборудование и материалы: картинки Обучайка и Нескучайка, два мольберта, предметные картинки (девочка вздыхает «ох», обруч, овощи, слон, кофта, рисунок, дно, пальто, колесо), таблица для дидактической игры «Заполни поле», карточки-задания для упражнения «Расшифруй слово» на каждого ребенка, листы с «пирамидой» на каждого ребенка, синие ручки на каждого ребенка.
Предварительная работа: дидактические упражнения «Найди место звука в слове», «Раздели на слоги», «Разгадай слово по первым звукам», «Заполни пирамиду», разучивание стихотворений с движениями.
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята! Подойдите ко мне, давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, с этой улыбки и начнем наше занятие. Ребята посмотрите на мольберт, к нам «пришли» наши друзья Обучайка и Нескучайка (картинки, два мольберта). Весь год они помогали нам готовиться к школе, познавать секреты букв и звуков, а сегодня они хотят «посмотреть», как вы подготовились к школе, что узнали и чему научились. Обучайка и Нескучайка подготовили вам разные задания-испытания, хотят посмотреть, как вы с ними справитесь! Ну что ребята, справимся?
Дети: Да!
2. Основная часть
(Первая часть занятия на стульчиках)
Логопед: Первое задание от Обучайки. Викторина «Грамотка» (мольберт №1). Ребята я буду кидать вам мячик, кому мячик в руки попадет, то и отвечает на вопрос. Готовы? Начинаем!
(Логопед кидает мячик и задает вопросы, а дети отвечают.)
Вопросы:
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Чем отличаются гласные звуки от согласных (гласные звуки не встречают преграду)
-Зачем нужны гласные звуки? (гласный звук образует слог)
-Какие бывают согласные звуки? (глухие и звонкие, мягкие и твердые)
-Какую преграду встречают согласные звуки? (губы, язык, зубы)
-Спой песенку гласных звуков? (АОУИЭЫ)
-Чем отличаются звуки от букв? (звуки слышим и произносим, буквы пишем и читаем)
-Из чего состоит слово? (из слогов)
-Что можно составить из слов? (предложение)
-Что можно сложить из слогов? (слово)
Логопед: Ребята, какие вы молодцы, как вы хорошо справились с викториной от Обучайки, а теперь задание от Нескучайки (мольберт №2) Отгадайте загадку и узнаете, с каким звуком будем играть:
В старом дереве дупло, ну совсем как буква ….(О)
Логопед: Верно! А какой звук «живет» в букве О?
Дети: Гласный звук О!
Логопед: В левом крайнем столбике расположены звуковые схемы, в верхней строке расположены слоговые схемы. Ваша задача расположить картинки так, чтобы название картинки подходило по всем параметрам, т.е. искомый звук [О] в нужном месте (начало, середина, конец слова) и нужное количество слогов (один слог, два слога, три слога).
Дидактическая игра «Заполни поле» (Приложение 2)
Логопед: Ребята, какое сложное задание придумал Нескучайка, но вы справились, я вами горжусь! Пришло время отдохнуть, выходите ко мне.
Динамическая пауза
Скажем дружно мы звук А – азбуку учить пора
Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)
Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли
(остановились, тянемся руками вверх)
Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (наклон,
достаем руками до колен)
Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (поднимаем прямые
ноги вперед)
Е и Ё сестрички вместе ходят, топают на месте (ходьба на месте)
Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (движение
на четвереньках)
З – комариком летим, как комарики звеним (руки разведены в
стороны, легкий бег)
И с Йкраткой – приседаем и коленочки сгибаем (остановились,
полные приседания)
К – коленкой достаем до локтей, мы все согнем (перекрестное
движение колено-локоть)
Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (легкий бег,
взмахи руками)
М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в
разные стороны)
Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носков ног
по очереди)
О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон, руки
опущены вниз, расслабленные движения руками)
П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (ходьба)
Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (ходьба с поднятыми
руками)
С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседания
поочередно с наклонами)
Т – мы тихонько потянулись, вправо, влево - оглянулись (повороты
тела)
У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)
Ф – фигура закрутилась, раз, два, три - остановилась (поворот
вокруг себя)
Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (прыжки
вперед)
Ц – как Цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоко
поднятыми коленями)
Ч – ползем мы червячком, на коленочках ползком (движение на
четвереньках)
Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)
Щ – щекочим мы друг-друга (щекотание соседа)
Э – берем за руку друга (беремся за руки)
Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)
Я – я снова начала
Произнесение алфавита происходит только в форме звуков
(например: не БЭ, а [Б] и т.д.)
(Вторая часть занятия за столами)
Логопед: Вот мы отдохнули, пройдемте за столы, Обучайка приготовил нам еще одно задание. Давайте посмотрим, что же это за задание! Ребята, тут, что то зашифровано, посмотрите у вас на столе лежат карточки – задания с картинками, нужно из названия картинки выделить первый звук, записать его буквой, а затем эти слова вписать в пирамиду. Посмотрите, у вас на столе есть всё для выполнения этого задания (на столе у детей лежат карточки с заданием, карточка с пирамидой, ручки). Дети разгадывают слова и вписывают их в пирамиду, каждое слово в свою строчку. Но сначала подготовим наши пальчики к письму. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
1,2,3,4,5, начинаем разминать
Каждый пальчик разотрем
И ладошки потрясем!
Логопед: Наши пальчики готовы, начинаем выполнять задание.
Логопед: Какие слова у вас получились?
Дети: Азбука, мудрость, ступенька.
Логопед: Так, сейчас мы проверим, что у Обучайки написано в папке. Да, верно, слова отгаданы правильно. Что-то мне знакомы эти слова, мне кажется, что это слова из пословицы про грамоту. Ребята вспоминайте, какие мы знаем пословицы про грамоту.
Дети: Азбука к мудрости ступенька!
Логопед: Верно! Какие вы молодцы!
3. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: Ребята, Обучайка и Нескучайка очень довольны вашими успехами. Давайте вспомним еще одну пословицу про грамоту, которой мы заканчиваем каждое занятие.
Дети: Грамоте учится-всегда пригодится!
Логопед: Верно! Посмотрите, какие вы молодцы, как справились с заданиями! Я думаю, в школе вы также хорошо будете учиться. Помните нашу пословицу, пусть она ведет вас к знаниям! Пришло время прощаться с Обучайкой и Нескучайкой, они будут мне помогать готовить к школе других дошколят!
Дети: Спасибо! До свидания!
Логопед: Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся. Ребята что понравилось сегодня на занятии? Какие задания показались вам трудными? (Ответы детей)
Список использованных источников:
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
- Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
- Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.
- https://gekkon-club.ru/emotions картинка Нескучайка
- https://www.donationalerts.com/r/obucharik_tv картинка Обучайка
- https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/presentacii/priezientatsiia-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnykh-v-udarnykh-i-biezudarnykh-sloghakh
Приложение 1
Приложение 2
слог звук | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»
Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...
Программа непосредственно образовательной деятельности по воспитанию читательского интереса у детей подготовительной к школе группе наглядными средствами
Представленная программа направлена на повышение читательского интереса на основе наглядных средств. В ней представлен полный перечень книжных иллюстраций для работы с детьми и методы работы с ними. О...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-293208-1697373212.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы
Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации, и применении полученных знаний на практик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-541295-1417868859.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-476392-1641900353.jpg)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной к школе группы с ЗПР на тему: «Праздничный салат»
Практическое обучение детей посильным трудовым действиям при приготовлении салата....