Этапы развития слоговой структуры
методическая разработка по логопедии
В таблице представлены основные этапы работы над слоговой структурой слова, направления, по которым проводится работа, а также виды заданий на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы развития слоговой структуры слова | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап работы над слоговой структурой слова | Направления, по которым проводится работа | Виды заданий на данном этапе |
Подготовитель ный этап (проводится на невербальном материале) | Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки |
Игра «Вот какие мы» - ребёнку предлагается показать свой животик, свою спинку: живот-впереди, спинка- сзади. Где животик? Где спинка? Игра «Наводим порядок» - перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии» Игра «Ладошки и следы» - ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов. 2. Ориентировка в трехмерном пространстве Игра «Поезд» Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?» Игра «Собери сказку» Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой». Игра «Найди клад» (ориентировка по схемам). Игра «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука). |
Развитие временно-пространственной ориентировки | Игра «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?) Игра «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий). Игра «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности): «Руки в стороны, в кулачок, разжимай – и на бочок» | |
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений:
| Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, …
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: «Лягушка» — «Хоботок «Лопаточка» — «Иголочка». Развитие чувства темпа Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе: Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Формирование чувства ритма Цели: различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
+=+=+=+=……….. | |
Коррекционный этап (проводится на вербальном материале) |
|
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
|
| • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными») • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку. • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). | |
| • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след). • Слоговые линейки. • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога). • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.). • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза). | |
| • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)). • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.). • Составление последовательного рассказа сказки по серии картинок - например: сказка «Репка» с картинками иллюстрациями.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...
Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.
Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...
Звуки П-Т. Развитие слоговой структуры слов.
Повторение слоговых слогов развивает четкость речи, слуховое внимание, подготавливает детей к проговариванию сложных слов.Начинаем с двух слогов, далее постепенно переходим к проговаривани...
Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...
"Развитие слоговой структуры слова посредством игровой деятельности"
В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного ...
«Возрастные этапы формирования слоговой структуры слов»
Проблема становления слоговой и звуковой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом отражена в работах А.Н. Гвоздева, К. Зика, Е.И. Исениной, Г.М. Ляминой, А.К. Марковой и др. В многочис...
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...