Проект
проект по логопедии

Латыпова Лилия Салаватбатыровна

1.Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».

                             Выполнила: учитель-логопед

 Л.С.Латыпова

г.Мегион, 2020

Пояснительная записка

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения                          и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.                              С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются                                     с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов,                      а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены                        к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Основная часть проекта

Тема проекта: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда                   по развитию связной речи».

Автор проекта: учитель-логопед Л.С. Латыпова.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Сроки реализации проекта: с 14.09.2020 по 21.05.2021.

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста коррекционной группы-10 человек;

-учитель-логопед-1;

-воспитатель-2;

-родители.

         Цель проекта:

Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи проектной деятельности:

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
  • Обогащение словарного запаса.

Содержание проекта:

Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц                    к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта)

Перспективный план работы педагога по проекту

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

-Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

-Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

-сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.

С 14.09.2020 по 12.10.2020

Список использованной литературы
Перспективный план работы с детьми по данной теме

Подготовить консультации для родителей по данной теме

Октябрь  2020

Консультации

Создание картотеки мнемотаблиц

Май  2020

Наличие картотеки с мнемотаблицами

Перспективный план работы с детьми по проекту

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Сентябрь-май

Составление:
описательных рассказов по лексическим темам с опорой на мнемотаблицу;
заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц;

пересказ рассказов  с опорой на мнемотаблицу.

Предполагаемый результат:

  • Сформированные коммуникативные навыки общения;
  • Повышения уровня мотивации к занятиям;
  • Развитость графо-моторных функций.

Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.

В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:

1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей                     с использованием современных образовательных технологий;

2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;

3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.

Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:

Открыта личная страничка педагога в Интернете ;

Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Проект размещен в Интернете на сайте;

Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;

Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.

В перспективе планируется:

Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.

Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».

Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...