Проект
проект по логопедии
1.Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»
ПРОЕКТ
«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».
Выполнила: учитель-логопед
Л.С.Латыпова
г.Мегион, 2020
Пояснительная записка
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Основная часть проекта
Тема проекта: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».
Автор проекта: учитель-логопед Л.С. Латыпова.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Сроки реализации проекта: с 14.09.2020 по 21.05.2021.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста коррекционной группы-10 человек;
-учитель-логопед-1;
-воспитатель-2;
-родители.
Цель проекта:
Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи проектной деятельности:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
- Обогащение словарного запаса.
Содержание проекта:
Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ.
3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта)
Перспективный план работы педагога по проекту
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
-Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. -Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы: -сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники. | С 14.09.2020 по 12.10.2020 | Список использованной литературы |
Подготовить консультации для родителей по данной теме | Октябрь 2020 | Консультации |
Создание картотеки мнемотаблиц | Май 2020 | Наличие картотеки с мнемотаблицами |
Перспективный план работы с детьми по проекту
Предполагаемый результат:
- Сформированные коммуникативные навыки общения;
- Повышения уровня мотивации к занятиям;
- Развитость графо-моторных функций.
Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.
В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:
1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей с использованием современных образовательных технологий;
2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;
3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.
Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:
Открыта личная страничка педагога в Интернете ;
Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Проект размещен в Интернете на сайте;
Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;
Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.
В перспективе планируется:
Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.
Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».
Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...