Этапы развития речи
материал по логопедии
Речь ребенка формируется постепенно и для каждого возраста существует своя норма.
Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление.
Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи. Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.
К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.
На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.
На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5-ти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение. Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков:
0-1 год | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 5-6 лет |
А, У, И, П, Б, М | О, Н, Т', Д', Т, Д, К, Г, Х, В, Ф | Й, Л', Э, С' | Ы, С, З, Ц | |
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р' |
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Начиная с 3-х лет, необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Но если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, то к логопеду лучше обратиться в любое время, не дожидаясь трех лет.
К логопеду нужно обратиться обязательно:
- Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет;
- Если ребенок к 1 году не может выполнить простейшие просьбы (покажи мишку, принеси зайку и т.д.);
- Если в 2-2,5 года малыш практически не имеет понятных слов, а говорит на «своем» языке, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы (принеси зайку из комнаты и дай папе);
- Если ребенок в 1,5–3 года все понимает, а говорить «не хочет», общается жестами;
- Если в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки и не может рассказать ни одного стихотворения;
- Если ребенок 4-5-ти лет смягчает все звуки – это может быть серьезное речевое нарушение;
- Если ребенок «картавит», «гнусавит», «шепелявит», искажает звуки – обращайтесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков (искажение звуков – это всегда речевое нарушение);
- Если ребенку больше 6-ти лет, а он не запоминает стихи и не может пересказать текст, а также нарушает структуру слов;
- Если ребенок заикается (повторяет первые звуки, слоги, слова; разрывает слова паузой на слоги, звуки);
- Если у ребенка возникли проблемы с письмом и чтением текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_rechi_.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь ребенка формируется постепенно и для каждого возраста существует своя норма.
Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление.
Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи. Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.
К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.
На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.
На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5-ти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение. Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков:
0-1 год | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 5-6 лет |
А, У, И, П, Б, М | О, Н, Т', Д', Т, Д, К, Г, Х, В, Ф | Й, Л', Э, С' | Ы, С, З, Ц | |
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р' |
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Начиная с 3-х лет, необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда. Но если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, то к логопеду лучше обратиться в любое время, не дожидаясь трех лет.
К логопеду нужно обратиться обязательно:
- Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет;
- Если ребенок к 1 году не может выполнить простейшие просьбы (покажи мишку, принеси зайку и т.д.);
- Если в 2-2,5 года малыш практически не имеет понятных слов, а говорит на «своем» языке, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы (принеси зайку из комнаты и дай папе);
- Если ребенок в 1,5–3 года все понимает, а говорить «не хочет», общается жестами;
- Если в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки и не может рассказать ни одного стихотворения;
- Если ребенок 4-5-ти лет смягчает все звуки – это может быть серьезное речевое нарушение;
- Если ребенок «картавит», «гнусавит», «шепелявит», искажает звуки – обращайтесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков (искажение звуков – это всегда речевое нарушение);
- Если ребенку больше 6-ти лет, а он не запоминает стихи и не может пересказать текст, а также нарушает структуру слов;
- Если ребенок заикается (повторяет первые звуки, слоги, слова; разрывает слова паузой на слоги, звуки);
- Если у ребенка возникли проблемы с письмом и чтением текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...
Этапы развития речи.
Речь ребенка - важная черта его личности. В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....
Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"
Помощь родителям в развитии речи у детей...
Этапы развития речи
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научили...
Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...