Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа)

Прокофьева Елена Валентиновна

 

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет

Методика проведения индивидуального занятия с ребенком 6-7 лет по развитию речи. Речь играет важную роль в развитии детей. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. К 6-7 годам дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Развитие детской речи – сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, звукопроизношением и слоговой структурой. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия. Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Направления коррекционной работы учителя-логопеда: 1. Развитие словаря. 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. 3. Развитие просодической стороны речи. 4. Коррекция произносительной стороны речи. 5. Работа над слоговой структурой слова. 6. Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза. 7. Обучение элементам грамоты. 8. Развитие связной речи и речевого общения. Коррекционная работа проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В нашей группе индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:  для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;  звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;  окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков). 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата). 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук). 4. Постановка звуков разными способами. 5. Автоматизация звуков в речи. 6. Дифференциация звуков в речи. На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Индивидуальная коррекционная работа по звукопроизношению. I. Подготовительный этап. Задачи: - вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них; - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и упражнениях; - формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; - в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики; - укрепление физического здоровья (консультирование врачей - узких специалистов, медикаментозное лечение, массаж) II. Формирование произносительных умений и навыков. Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе: 1) Постановка звуков. Последовательность: -свистящие С 3 Ц С’ 3' - сонор Р - шипящий Ш - шипящий Ж - сонор Л - соноры Рь Ль - шипящие Ч Щ При нарушении других звуков (переднеязычных, заднеязычных и т.п.) работа проводится параллельно. Способы постановки: по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный. Подготовительные упражнения для постановки звуков Кроме общей артикуляционной гимнастики проводятся специальные артикуляционные упражнения: - для свистящих: «Непослушный язычок», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки»; - для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок»; - для Р Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Пулемет», «Фокусник»; - для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Пароход гудит», «Самолёт летит». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2) Автоматизация каждого исправленного звука в слогах: По мере постановки проводиться индивидуально: а) С С' 3 3' Ш Ж Л' ( в прямых слогах, в обратных, затем - в слогах со стечением согласных); При дизартрии - в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; б) Ц Ч Щ Л - наоборот: в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) Р Р' автоматизируем в слогах на –тр/ -др и параллельно вырабатывать изолированное произнесение. 3) Автоматизация каждого исправленного звука в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. 4) Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным звуком. 5) Дифференциация звуков: С – З С – Ц С – Ш; Ж – З Ж – Ш; Ч – ТЬ Ч – СЬ Ч – Щ; Щ – С Щ – ТЬ Щ – Ч Щ – Ш; Р – Л Р – РЬ РЬ – ЛЬ РЬ – Й ЛЬ – Л 6) Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, экскурсиях, труде). III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения. IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале. V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. - Лексические и грамматические упражнения. - Нормализация просодической стороны речи. - Обучение рассказыванию. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст, к концу которого ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет...

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет...

"Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет"

quot;Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет"...

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития....

Консультация и рекомендации для родителей "Влияние гаджетов на развитие речи детей"

Основная функция речи – коммуникативная, социализирующая. Речь у детей появляется только в процессе активного взаимодействия с людьми и с внешним миром. Сначала малыш слышит комментарии родителе...