Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Вдовиченко Оксана Георгиевна

АННОТАЦИЯ: мозг каждого из нас состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенное действие. Правое полушарие отвечает за творческие способности личности, левое-за способность к логическому мышлению. Научные исследования доказали, что у каждого человека одно полушарие функционирует больше, чем другое, в зависимости от особенностей и индивидуальных характеристик человека. Очевидно, что для успешного выполнения всех работ и обеспечения жизнедеятельности, необходима работа обоих полушарий, именно поэтому достаточно важным является развитие межполушарных связей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тематика научной статьи: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда».

АННОТАЦИЯ: мозг каждого из нас состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенное действие. Правое полушарие отвечает за творческие способности личности, левое-за способность к логическому мышлению. Научные исследования доказали, что у каждого человека одно полушарие функционирует больше, чем другое, в зависимости от особенностей и индивидуальных характеристик человека. Очевидно, что для успешного выполнения всех работ и обеспечения жизнедеятельности, необходима работа обоих полушарий, именно поэтому достаточно важным является развитие межполушарных связей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межполушарное взаимодействие, развитие межполушарного взаимодействия, дети дошкольного возраста

ABSTRACT: the brain of each of us consists of two hemispheres, each of which is responsible for a certain action. The right hemisphere is responsible for the creative abilities of the individual, the left-for the ability to think logically. Scientific research has proved that each person has one hemisphere functioning more than the other, depending on the characteristics and individual characteristics of the person. It is obvious that for the successful performance of all work and life support, the work of both hemispheres is necessary, which is why the development of interhemispheric connections is quite important. The better the interhemispheric connections are developed, the higher the child's intellectual development, memory, attention, speech, imagination, thinking and perception will be.

KEYWORDS: interhemispheric interaction, development of interhemispheric interaction, preschool children

Статистические данные за прошедшие несколько лет неутешительные воспитатели детских садов, учителя начальной школы жалуются на трудности при взаимодействии с детьми. Важным аспектом успешного обучения в школе является речь ребенка. Поэтому пристальное внимание учителей и родителей к этой проблеме естественно: ведь колоссальный прирост детей с недостатками речевого развития на сегодняшний день превысил все показатели предыдущих лет. Стало неоспоримым фактом, что богатая и правильная речь ребенка способствует непринужденному выражению мыслей, расширяет возможности в познании мира, облегчает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляет его умственное развитие[1]. И наоборот, дефекты речи вызывают у детей ряд комплексов: повышенную утомляемость, низкую работоспособность, несформированность психических процессов, частые заболевания. Много детей невнимательных, неспособных сосредоточится и правильно выполнить заданную работу, неорганизованных. В дальнейшем эти дети плохо учатся в школе, медленно читают и пишут, делая большое количество ошибок. Есть дети, которые испытывают сложности при счете или при выполнении математических задач. Чаще всего это не связано с тем, что ребенок не хочет быть успешным или не старается.  Причины этих проблем с учебной деятельностью связаны с особенностями анатомического строения головного мозга (наличия левого и правого полушария) и его деятельностью. В связи с этим работа учителей-логопедов становится актуальной и востребованной, поскольку в процессе коррекции речевых нарушений формируются не только речевые навыки, но и совершенствуются интеллектуальные задатки будущих школьников.

В современных условиях проявление инициативы свободного выбора оптимальных технологий комплексного ухода за детьми с тяжелыми нарушениями речи становится особенно актуальным.

Под "оптимальными технологиями" подразумевают внедрение нестандартных методов, техник и инструментов, которые обладают повышенной эффективностью и являются своеобразным плодом интеллектуальной деятельности логопеда и психолога.

Головной мозг начинает развиваться еще в утробе матери и активно продолжает после рождения. При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры головного мозга и запускают работу межполушарных связей. Этот период от рождения до 2–3 лет очень важен для формирования взаимодействия рук и ног, а также скоординированных движений и сближения глаз (сведение в одну точку).

Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является дисгармоничная работа полушарий головного мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушариями. Каждое полушарие воспринимает и анализирует полученную информацию по-своему, тем самым обеспечивая полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее принимает основную нагрузку на себя, а другое блокируется.

Нарушения взаимодействия могут вызваны разными причинами, как органического, так и функционального характера. К органическим можно отнести- болезни матери, прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации и многое др. Функциональные причины – это неврозы, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т. д.

Целостность мозга состоит из функционирования двух полушарий, которые связаны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно не заменимо при передаче информации из одного полушария в другое. При разрозненности межполушарного взаимодействия не наблюдается целостного обмена информацией между полушариями. Совершенно очевидно, что человеку нужно и то, и другое. Поэтому с детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Современные педагоги постоянно находятся в поиске методик, позволяющих наиболее интенсивно оказывать влияние на головной мозг, тем самым формируя межполушарные связи, вследствие чего дети смогут в будущем показывать отличные результаты при освоении школьных программ любой сложности.

Усовершенствование мыслительных процессов требуется начинать с развития движения тела и пальцев. Кинезиологические упражнения могут быть рекомендованы для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Наука о развитии головного мозга при помощи движений называется- кинезиология. Кинезиологические методы значительно влияют на умственные и физические способности детей. Так же они способствуют активизации больших полушарий коры головного мозга, что приводит к развитию способностей детей и помогает корректировать проблемы в разных областях психики. Традиционные методы, применяемые в логопедических практиках, не приносят устойчивых положительных результатов. В противоположность этому, кинезиологический метод коррекции направлен конкретно на возникновение психологических отклонений в становлении ребенка, при помощи него не только снимается отдельный симптом, но и совершенствуется жизнедеятельность и улучшается продуктивность прохождения психических процессов.

Используя упражнения, учителя замечают: улучшение почерка, повышается работоспособность ребенка, изменяются к лучшему интеллектуальные и познавательные процессы.

Данные упражнения можно разделить на 4 группы, применяют их для развития трех видов сенсомоторных навыков и трех основных движений, которым учится человек: движение, равновесие и сенсомоторная координация.

К первой группе относятся энергетические упражнения: поддержания равновесия в статистическом состоянии и в движении (примером может служить, удержание в определенном положении головы, в процессе ходьбы).

Следующий вид- углубление положения, эти упражнения направлены на развитие и поддержания равновесия в социуме. Они помогают возвратить спокойствие и связь с окружающей действительностью.

Третья группа- растягивающие движения: вырабатываются навыки управления движением, можно использовать бег, ползанье, перепрыгивание и др. Эти движения служат подготовкой к высокоорганизованной познавательной деятельности: например, удерживание внимания длительное время. Так же они помогают самовыражаться или без напряжения воспринимать информацию и выделять главное[2].

И последняя группа-срединные движения, включают в себя навыки общения (смотрение, слушание). Эти упражнения помогают изучить сенсомоторную координацию. Их используют для развития координации между движениями глаз и рук.

Желательно выполнять все упражнения с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает у детей определенное настроение. Это успокаивает, настраивает на ритм упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Несколько правил по применению упражнений:

- четкое выполнение движений;

- в начале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;

- все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время[3];

- заниматься ежедневно;

- занятия должны быть оформлены в виде игры;

- продолжительность занятий от 5 до 20 минут;

- одно упражнение не должно занимать более 2 минут;

- внутри комплекса упражнения можно, как угодно, менять местами[4].

Использование данных упражнений в практике учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми.  Эти упражнения не требуют особых усилий, они оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На занятиях учителя-логопеды часто используют кинезиологические приемы, особенно на этапе автоматизации и дифференциации звуков. К кинезиологическим приемам можно отнести дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, релаксации, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами, сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов), упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики[5].

Применяются кинезиологические таблицы, они помогают не только включить поставленные звуки в речь, но помочь развить координацию движения рук, сфокусировать внимание, глазомер. Примером служит упражнение: ребенок называет любую букву из таблицы и одновременно поднимает руку или две.

Так же в структуру логопедических занятий входят игры на работу двумя руками, музыкальные инструменты, мячи различной фактуры, различные предметы для отработки ритмов, с помощью которых параллельно закрепляются заданные звуки.

Почувствовав ритм, ребенку легче запоминать и автоматизировать звуки. Соблюдение ритмического рисунка развивает внимание, память и формирует слоговую структуру, если к движению добавляется звук или слог.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что систематическая реализация комплексов кинезиологических упражнений помогает активизации межполушарного взаимодействия, так же способствует синхронизировать работу полушарий головного мозга. Осуществляет без сомнения позитивное воздействие на коррекцию обучения, бесспорно содействует развитию интеллекта и повышает физическое здоровье, оказывают помощь в социальной адаптации, уменьшает астеничность, повышает работоспособность, легко нормализуются речевые нарушения, память и концентрация внимания.

Согласованная работа обоих полушарий головного мозга является основополагающей интеллектуального развития человека, что гарантирует дальнейшее успешное обучение в школе. И они также являются профилактикой дислексии и дисграфии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. М Литера, 2019
  2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,2006
  3. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.
  4. Сиротюк А.Л. «Кинезилолгические упражнения» М. 2017 г.
  5. Сиротюк А.Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М. 2015 г.


[1] Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. М Литера, 2019

[2] Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,2006

[3] Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

[4] Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

[5] Сиротюк А.Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М. 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в работе учителя - логопеда

Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких м...

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»

мастер - класс,  цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...

"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся  примеры игр и упражнений...

Мастер-класс для родителей Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в логопедической работе с помощью камешков Марблс.

Цель: рассмотрение  современной  методики применения  коррекционной  технологии  в  образовательной деятельности   с детьми.Задачи:- познакомить родителей с нет...