статья "Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Виктория Борисовна Смертина

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Дети подготовительной группы должны уметь:

Составлять по образцу рассказы  о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи.      Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

   Методы развития связной речи: совместная деятельность, пересказ, рассказывание по картине -по серии сюжетных картинок -из личного опыта; творческое рассказывание по заданной теме -по стихотворению -по сказке -по скороговорке ;составление описательного рассказа, заучивание стихотворений ,беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, интеграция видов деятельности, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

     Расскажу немного о видах работы по развитию связной речи.

Первый вид работ. Составление предложения.

1.Подобрать к существительному глагол.

Взрослый предлагает назвать картинку или нарисовать задуманный предмет ребенку, назвать нарисованный предмет.

2. Назвать, что он (предмет) может делать.

Взрослый должен придерживаться определенной последовательности по сложности картинок: люди, животные, неодушевленные предметы.

Например:

Кошка мяукает, умывается, мурлычет, ловит мышей.

Солнце светит, греет, печет, радует, и др.

 Составлять предложения без опоры на картинку.

1.Предложить ребенку придумать предложение по заданному слову.

Взрослый предлагает ребенку придумать предложение про любой предмет, животное и т.д.

2.Составлять предложения, используя «красивые» слова (прилагательные), задавая дополнительный вопрос.

Например:

Какая бабушка?

Какой кот?

Какое солнце?

3.Составлять предложения, используя наречия, задавая вопрос.

Например:

Как прыгает?

Как мяукает?

Как светит? и др.

Второй вид работ. Составление рассказа по серии картинок.

1.Составить предложение по каждой картинке.

2. Разложить в правильной последовательности.

3.Ребенок может использовать вопросы – подсказки взрослого.

4.Составить рассказ без помощи вопросов взрослого.

Третий вид работ-пересказ коротких текстов!

Четвертый вид работ. Завершение начатого рассказа.

1.Прочитать начало рассказа (сказки).

2.Рассмотреть картинку к прочитанному тексту.

3.Предложить ребенку нарисовать картинку к прочитанному тексту.

4.Завершить рассказ (сказку) по прослушанному началу с опорой на картинку и вопросы взрослого.

Пятый вид работ.

1. Составление рассказа (сказки) по теме предложенной взрослым.

1.Взрослый выбирает тему рассказа (сказки) ориентируясь на тему, которая обозначена на неделе.

Например: «Осень», «Овощи. Огород», «Лес. Деревья» и др.

2.Взрослый побуждает ребенка придумать рассказ (сказку) на выбранную тему, предлагая сначала нарисовать картинку или серию картинок.

3.Придумывание названия рассказа, сказки.

4.Обсуждение характеристики персонажей: внешний облик, деятельность героев , их поступков; времени года; характере самого рассказа (сказки).

5.Взрослый дает образец начала рассказа (сказки). При затруднении задает наводящие вопросы.

Дети любят сочинять, но часто не могут правильно оформить задуманное

высказывание, родители должны помочь им в этом:

▪обучать правильному построению предложения;

▪обучать правильному интонационному оформлению;

▪обучать разным видам пересказа;

▪ обучать самостоятельному рассказыванию.

Такие творческие задания радуют детей, развивают воображение, повышают интерес к художественной литературе, развивают навыки связной речи.

Регулярное чтение дошкольникам стихов, рассказов, сказок помогает лучше познать окружающий мир.

Проводится беседа по прочитанному произведению, взрослый объясняет смысл прочитанного, настроение, совместно определяется жанр, характер, мораль.

Читая новый рассказ или сказку, повторяйте названия ранее прочитанных произведений, проговаривайте названия их героев, основные события. Проигрывайте рассказы и сказки с помощью вырезанных силуэтов и других игрушек.

Очень хочется верить, что благодаря рекомендуемым заданиям, ваш ребенок будет гармонично развиваться и к моменту поступления в школу его связная речь будет достаточно хорошо развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическая тропа". Экологическое воспитание детей является одной, из основных задач дошкольного учреждения.

Наши  дети под присмотром воспитателей трудились и ухаживали  за растениями....

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из о...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»

Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное  поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении  сдерживают становление произвольности – ...

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...

«Ознакомление старших дошкольников с профессиями взрослых, как одна из важных задач социализации ребенка»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известны...

Проектная деятельность "Эти прелестные сказки" АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использоват

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо ...