Практико-ориентированный проект «БУКВОГРАД»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект «Буквоград» необходим детям старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-образовательной деятельности на логопункте для подготовки к школе в рамках изучения грамоты. Создание дидактического пособия «Буквоград» поможет детям обобщить и расширить полученные знания о буквах и звуках русского алфавита, закрепить графический образ букв, акустические свойства звука. Проект реализуется в течении десяти дней.
Ресурсы, использованные в проекте – дидактические игры, раздаточный, наглядный материал, пособие Воскобовича, интернет-ресурсы.
Актуальность проекта: для современной общеобразовательной школы характерна большая неуспеваемость многих учащихся по изучению русского языка. Основные причины это - несформированность фонематических процессов; слухоречевой памяти и трудность звукопроизношения. Несформированность основных предпосылок грамотного звуко-буквенного анализа слов влекут за собой дискграфии и дислексии. Для освоения звуко-буквенного анализа необходимо развивать фонематические процессы: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления. Проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же снизить степень их выраженности. Вот почему, в дошкольном возрасте, необходимо вводить в образовательную деятельность ребенка звуковую систему языка, а в дальнейшем продолжать её совершенствовать.Создание «Буквограда» это не только развитие всех вышеперечисленных процессов, это продукт, который создадут дети, для помощи логопеду в своей работе.
Цель проекта: обобщение и закрепление звуко-буквенных представлений в процессе создания дидактического пособия «Буквоград».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt_bukvograd.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 34 «Морячок»
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьсая, д 67 «В», тел 4-21-85,
сайт: http://dou34-poronaysk.ru, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru
Практико-ориентированный проект «БУКВОГРАД»
Сроки реализации: 12.04. по 20.04.2021 г.
Автор проекта: Викторова Мария Витальевна
Должность: учитель-логопед
г. Поронайск
2021 г.
Аннотация: проект «Буквоград», был создан детьми подготовительной к школе группы (Саша П., Камилла К., Даша П., Тимофей Т., Алена Л.) под руководством учителя-логопеда Викторовой М.В. Проект необходим детям старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-образовательной деятельности на логопункте для подготовки к школе в рамках изучения грамоты. Создание дидактического пособия «Буквоград» поможет детям обобщить и расширить полученные знания о буквах и звуках русского алфавита, закрепить графический образ букв, акустические свойства звука. Проект реализуется в течении десяти дней. Сроки реализации: 12.04. по 20.04.2021 г. Ресурсы, использованные в проекте – дидактические игры, раздаточный, наглядный материал, пособие Воскобовича, интернет-ресурсы.
Актуальность проекта: для современной общеобразовательной школы характерна большая неуспеваемость многих учащихся по изучению русского языка. Основные причины это - несформированность фонематических процессов; слухоречевой памяти и трудность звукопроизношения. Несформированность основных предпосылок грамотного звуко-буквенного анализа слов влекут за собой дискграфии и дислексии. Для освоения звуко-буквенного анализа необходимо развивать фонематические процессы: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления. Проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же снизить степень их выраженности. Вот почему, в дошкольном возрасте, необходимо вводить в образовательную деятельность ребенка звуковую систему языка, а в дальнейшем продолжать её совершенствовать. Создание «Буквограда» это не только развитие всех вышеперечисленных процессов, это продукт, который создадут дети, для помощи логопеду в своей работе.
Цель проекта: обобщение и закрепление звуко-буквенных представлений в процессе создания дидактического пособия «Буквоград».
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление понятий: кириллица, современный алфавит;
- закрепление зрительного узнавания графических изображений букв;
- закрепление знаний о понятиях: гласные, согласные, звонкие, глухие, всегда твердые, всегда мягкие, беззвучные звуки;
- закрепление понятий: звук и буква;
Коррекционно-развивающие:
- развитие интереса и способностей к чтению;
- развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
Ожидаемые результаты:
Дети подготовительной группы обобщат и закрепят знания о понятиях звук-буква, гласные-согласные, звонкие-глухие; мягкие-твердые, образ буквы. Сформируют фонематические процессы: определение места звука в слове, выделение звука в слове, дифференциация звуков. Узнают историю возникновения кириллицы и современного алфавита. У детей создастся положительная мотивация к обучению в школе.
Дидактическое пособие будет использоваться на логопункте как элемент обучения грамоты с детьми в образовательной области речевое развитие. В логопедическую деятельность будут включены:
- понятия буква-звук;
- понятия глухой-звонкий;
- закрепление образа буквы;
- обучение чтению слогов.
Рабочий план проекта:
I этап: подготовительный
Область интеграции | Форма работы с детьми | Тема, содержание |
Социально –коммуникативное развитие | Беседа | Беседа о «Буквограде». Мотивировоть детей о необходимости изучения букв и звуков. Важность значения на получение новых важных знаний, без которых нельзя стать грамотным человеком. |
Познавательное развитие | Беседа | «Как появилась письменность на Руси» |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание | Стихи, загадки, потешки про звуки и буквы русского алфавита |
II этап: основной
Область интеграции | Форма работы с детьми | Тема, содержание |
Речевое развитие | НОД | «Спасение Буквограда» |
Речевое развитие | Дидактические игры и упражнения. Изготовление пособия. | Закрепление понятий: звук-буква. |
Речевое развитие | Дидактические игры и упражнения. Изготовление пособия. | Закрепление понятий: гласные- согласные, звонкие-глухие; мягкие-твердые. |
Речевое развитие | Дидактические игры и упражнения. Изготовление пособия. | Развитие фонематических процессов: определение места звука в слове, выделение звука в слове, дифференциация звуков. |
Художественно-эстетическое развитие | НОД. | «Новоселье в Буквограде» |
Работа с родителями | Содержание |
Домашнее задание | Выполнение заданий «Найди букву на картинке», «Фантазер» (придумать на что похожи определенные буквы) |
Домашнее задание | Выучить четверостишье с детьми для защиты проекта |
III этап: итоговый
Область интеграции | Форма работы с детьми | Тема, содержание |
Художественно-эстетическое развитие | НОД - презентация | «Кто в Буквограде живёт» |
Список исползанных источников:
- Захарова С.В. Логопедическое пособие «Буквоград» Интернет ресурс: https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/
- История русской письменности https://ru.wikipedia.org/
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил. Интернет ресурс: http://pedlib.ru/
- Маравина, Н.С. Азбука в стихах и загадках. Интернет ресурс: https://nsportal.ru/
- Петрова, И. Ю. Творческий проект «Мастерская Буквограда» / И. Ю. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 67-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4575/ (дата обращения: 20.04.2021).
Приложение 1
Беседы
Беседа «Как появилась письменность на Руси»
Цель: Дать детям первоначальное представление о святых братьях Кирилле и Мефодии, создателях славянской азбуки;
Ход НОД
Логопед:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Логопед: известно ли вам, ребята, что было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать? У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Тех, кто придумал азбуку для славян, называют учителями славян.
Логопед: Почему их называют учителями?
Дети: отвечают.
Логопед: (показывает портреты) Явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Придумали братья азбуку, а из них составили книгу главную, всем народам понятную. Кирилл и Мефодий старались сделать буквы азбуки красивыми, удобными для письма. Этими буквами были записаны слова многих мудрых книг. Каждая буква в книге этой была особенной – она имела имя.
Логопед обращает внимание на свиток с буквами славянской азбуки.
Посмотрите, какие красивые эти буквы. Каждая буква в азбуке особенная. Глубокий смысл наложен в названии каждой буквы
Сначала логопед показывает букву, рассказывает ее значение. Затем ребенок подходит к доске, закрепляет букву и повторяет информацию.
Буква «А» (ребенок) Я буква Аз. Я азбуке начало. По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начало любого дела) называлось «азами».
Буква «Буки» В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».
Буква «Веди» Мое имя буква- Веди. Я все знаю, все ведаю.
Логопед: Ребята назовите добрые слова.
Дети (называют добрые слова) Объясняют смысл данных слов.
Логопед: Вы сумели назвать добрые слова и объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова, - стремиться жить просто с любовью.
Логопед: Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили нам славянскую азбуку.
В современной русской азбуке- 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы - сестрицы. Посмотрите на доску, есть отличия и есть сходства. Назовите.
Дети: отвечают.
Логопед:
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Логопед: ребята, вот такая интересная с вами беседа у нас получилась. Давайте попробуем с вами с помощью камешек Марблс собрать буквы кириллицы
Дети: выполняют.
Логопед: как вы точно собрали буквы.
-Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
-Что вы узнали?
Дети: отвечают.
Логопед: наша беседа подошла к концу. Вы сегодня все молодцы. Я вас всех хвалю и вручу вот такие знаки отличия! До свидания.
Беседа, слушание:м«Стихи, загадки, потешки про звуки и буквы русского алфавита»
Цель: уточнить буквы и звуки русского алфавита.
Ход беседы:
Логопед: ребята, прежде чем отправиться в волшебный мир «Буквоград», нам надо вспомнить и узнать, что за буквы там живут. Согласны?
Дети: отвечают
Логопед: сейчас мы с вами будем слушать потешки и отгадывать загадки про буквы.
Слушайте внимательно.
- ЗАГАДКА
Врач умеет очень просто
Наше горло проверять -
Он всегда при этом просит
Эту букву называть…
Дети: А
Логопед: Буква А - первая буква русского алфавита. Буква А обозначает гласный звук [А].
СТИХОТВОРЕНИЕ
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Логопед: давайте пропишем эту букву в воздухе.
-молодцы. Слушаем дальше
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
Дети: буква О.
Логопед: Буква О - шестнадцатая буква русского алфавита. Буква О обозначает гласный звук [О].
СТИХОТВОРЕНИЯ
Ой, веселенький кружок,
Будто круглый пирожок.
Хорошо, что так легко
Нам запомнить букву О.
- давайте назовем слова, которое начинается на букву О.
Дети: называют.
Логопед: хорошо. Справились. Едем дальше по алфавиту.
ЗАГАДКА
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву
Дети: И
Логопед: Буква И - десятая буква русского алфавита. Буква И обозначает гласный звук [И]. Буква И смягчает стоящий перед ней согласный звук.
СТИХОТВОРЕНИЕ
Букву И твердит Ишак,
Добавляя букву Я.
Не успокоится никак –
Всё кричит: ИЯ! ИЯ!
- Давайте сделаем общую фотографию и покречим все вместе ИИИИИ.
Логопед: какие красавчики.
ЗАГАДКА
Кошка, миленькая кошка,
Поиграем с ней немножко,
С кошкой мы, наверняка,
Не забудем букву ...
Дети: К.
Логопед: Буква К - двенадцатая буква русского алфавита. Буква К обозначает согласный глухой звук: твердый [К] и мягкий [К']
СТИХОТВОРЕНИЕ
Буква «К» читает книжку
Про котенка и про мышку,
Про козу и про козлят
И про всех зверей подряд.
- Давайте сыграем в пантомимы. Встаньте как буква К.
Дети: выполняют.
Логопед: отлично.
- ЗАГАДКА
Рак - речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву...
Дети: Р.
Логопед: Буква Р - восемнадцатая буква русского алфавита.
Буква Р обозначает согласный звонкий звук: твердый [Р] и мягкий [Р'].
СТИХОТВОРЕНИЕ
Буква Р – Рычательная,
ПРосто замечательная.
С этой буквой тРели
Любят свиРистели.
-Попробуем завести моторчик и порычать все вместе.
Дети: выполняют.
Логопед:
ЗАГАДКА
Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе –
Преврати их в букву…
Дети: Б
Логопед: Буква Б - вторая буква русского алфавита. Буква Б обозначает согласный звонкий звук: твердый [Б] и мягкий [Б'].
В БараБан Бьёт Борька,-
Утренняя зорька!
Буква "Б" - согласная,
Буква первоклассная!
- Мы с вами уже узнали несколько гласных букв. Давайте попробуем их соотнести в слоги.
(Читают схему Б-а,Б-о, Б-и).
Дети: выполняют.
Логопед: вот мы немного познакомились с буквами русского алфавита. Теперь нам можно отправляться в гости в «Буквоград».
Приложение 2
Конспекты НОД
НОД: «Спасение Буквограда»
Цель: активировать и мотивировать познавательный интерес к изучению букв и звуков
Логопед: ребята, здравствуйте.
- сегодня на столе я нашла письмо. Давайте откроем его и узнает кто его нам прислал.
Логопед: «Здравствуйте, ребята! Наш город Буквоград очень веселый и дружный. Но недавно к нам прокралась злая волшебница Опечатка. Она устроила ужасный беспорядок. Буквы не могут найти свои домики и очень боятся злобной Опечатки. Без вашей помощи нам никогда не навести порядок в городе. Пожалуйста, помогите нам прогнать Опечатку. С уважением, Главный Грамотей».
- о-ой, что же нам делать! Давайте отправимся в Буквоград и поможем грамотею одолеть Злую Опечатку. Согласны?
Дети: отвечают
Логопед: ну что садитесь поудобнее. В путь!
Далее импровизируется полет в «Буквоград». Происходит плавный переход к дидактическим играм по порядку соответствующие основному этапу.
На каждом НОД дети изготавливают дом для «Буквограда» (вырезают, соотносят к буквам по цвету, вырезают дополнительные материалы и тд).
НОД: «Кто в Буквограде живет»
Цель: презентация «Буквограда», анализ результата своей деятельности.
Ход НОД:
Дети: читают стихи
Звуки бывают разные: гласные и согласные,
Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.
Гласные, согласные!!! Трудные, ужасные!!!
Что такое гласные? Ох, пока не ясно мне.
Чтоб запомнить всё подряд, приглашаем в Буквоград!
Ребенок 1: В Буквограде есть улица Певцов. Там, в театре, живут гласные буквыи звуки. Они носят костюмы красного цвета. Гласные умеют здорово петь! (поет ААААА, УУУУ, и тд)
Логопед: а теперь мы отправимся в большой район согласных букв и звуков.
Ребенок 2: На улице Звонарей живут звонкие согласные. Их домики с колокольчиками, потому что, когда звонкие согласные разговаривают, звенит колокольчик (прикладывает к горлышку ладонь тыльной стороной).
Ребенок 3: на параллельной стороне живут Глухие буквы и звуки. Но самое интересное место в Буквограде, немой тупик. Тут живут твердый и мягкий знак. Они используются в речи для указания правильного произношения слов. Сравните: подезд – подЪезд.
Ребенок 4: прошу пройти к озеру. Тут поселились всегда мягкие и всегда твердые буквы и звуки (перечисляет).
Ребенок 5:
Буквоград нам помогает звуки речи различать.
Всех гостей он приглашает,
Будем рады вас встречать!
Приложение 3
Дидактические игры
- «На помощь к Грамотею»
Цель: закрепить понятие буква-звук.
Оборудование: раздаточный материал: красный, синий, зеленый квадрат, картинка: ухо, буквы, карандаш, губы.
Ход игры: составить схему отличия – буква\звук.
- «Операция: SOS район гласных»
Цель: закрепление понятия – гласное буквы.
Оборудование: Развивающий комплект «МиниЛарчик». Воскобович.
Ход игры: каждому ребенку раздаются карточки с гласными буквами. Ребята называют отличия гласных букв. Ребята выкладывают гласные по алфавитному порядку. Узнают о том, что есть гласные, которые делают согласные звуки мягче. Выкладывают гласное в паре по типу: А-Я.
- «Спаси свою букву»
Цель: закрепить понятие буквы.
Оборудование: Воскобович. Геоконт
Ход игры: с помощью Геоконта, каждый ребенок складывает первую букву своего имени.
- Игра «Кубик».
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
- Игра «Помоги Грамотею перейти через болото».
Цель: упражнять детей в слуховом различении звука в ряду других звуков. Закрепить понятия всегда мягкие/твердые согласные.
Оборудование: поле с болотом, камешки марблс.
Ход игры. Логопед просит детей помочь Грамотею перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданные звуки. Если дети хлопают на заданный звук, появляется «кувшинка», если нет, то предыдущая «кувшинка» пропадает.
- «Определение места звука в слове».
Цель: развитие умения определять позицию звука в слове.
Оборудование: схемы
Ход игры: логопед выбирает звук. Называет слово, дети определяют его позицию. Под правильной схемой оставляют картинку.
- «Загадки»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости.
Оборудование: картинный материал
Ход игры: логопед загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"
Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...