Практико-ориентированный проект «БУКВОГРАД»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Викторова Мария Витальевна

Проект «Буквоград»  необходим детям старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-образовательной деятельности на логопункте для подготовки к школе в рамках изучения грамоты. Создание дидактического пособия «Буквоград» поможет детям обобщить и расширить полученные знания о буквах и звуках русского алфавита, закрепить графический образ букв, акустические свойства звука. Проект реализуется в течении десяти дней. 

 Ресурсы, использованные в проекте – дидактические игры, раздаточный, наглядный материал, пособие Воскобовича,  интернет-ресурсы.

Актуальность проекта: для современной общеобразовательной школы характерна большая неуспеваемость многих учащихся по изучению русского языка. Основные причины это - несформированность фонематических процессов; слухоречевой памяти и трудность звукопроизношения. Несформированность основных предпосылок грамотного звуко-буквенного анализа слов влекут за собой дискграфии и дислексии. Для освоения звуко-буквенного анализа необходимо развивать фонематические процессы: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления. Проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же снизить степень их выраженности. Вот почему, в дошкольном возрасте, необходимо вводить в образовательную деятельность ребенка звуковую систему языка, а в дальнейшем продолжать её совершенствовать.Создание «Буквограда» это не только развитие всех вышеперечисленных процессов, это продукт, который создадут дети, для помощи логопеду в своей работе.

Цель проекта: обобщение и закрепление звуко-буквенных представлений в процессе создания дидактического пособия «Буквоград».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannyy_proekt_bukvograd.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 34 «Морячок»

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьсая, д 67 «В», тел 4-21-85,

сайт: http://dou34-poronaysk.ru, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru

Практико-ориентированный проект «БУКВОГРАД»

Сроки реализации: 12.04. по 20.04.2021 г.

Автор проекта: Викторова Мария Витальевна

Должность: учитель-логопед

г. Поронайск

2021 г.

Аннотация: проект «Буквоград», был создан детьми подготовительной к школе группы (Саша П., Камилла К., Даша П., Тимофей Т., Алена Л.) под руководством учителя-логопеда Викторовой М.В. Проект необходим детям старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-образовательной деятельности на логопункте для подготовки к школе в рамках изучения грамоты. Создание дидактического пособия «Буквоград» поможет детям обобщить и расширить полученные знания о буквах и звуках русского алфавита, закрепить графический образ букв, акустические свойства звука. Проект реализуется в течении десяти дней.  Сроки реализации: 12.04. по 20.04.2021 г. Ресурсы, использованные в проекте – дидактические игры, раздаточный, наглядный материал, пособие Воскобовича,  интернет-ресурсы.

Актуальность проекта: для современной общеобразовательной школы характерна большая неуспеваемость многих учащихся по изучению русского языка. Основные причины это - несформированность фонематических процессов; слухоречевой памяти и трудность звукопроизношения. Несформированность основных предпосылок грамотного звуко-буквенного анализа слов влекут за собой дискграфии и дислексии. Для освоения звуко-буквенного анализа необходимо развивать фонематические процессы: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления. Проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же снизить степень их выраженности. Вот почему, в дошкольном возрасте, необходимо вводить в образовательную деятельность ребенка звуковую систему языка, а в дальнейшем продолжать её совершенствовать. Создание «Буквограда» это не только развитие всех вышеперечисленных процессов, это продукт, который создадут дети, для помощи логопеду в своей работе.

Цель проекта: обобщение и закрепление звуко-буквенных представлений в процессе создания дидактического пособия «Буквоград».

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление понятий: кириллица, современный алфавит;
  • закрепление зрительного узнавания графических изображений букв;
  • закрепление знаний о понятиях: гласные, согласные, звонкие, глухие, всегда твердые, всегда мягкие, беззвучные звуки;
  • закрепление понятий: звук и буква;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие интереса и способностей к чтению;
  • развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
  • развитие мелкой моторики рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.

Ожидаемые результаты:

Дети подготовительной группы обобщат и закрепят знания о понятиях звук-буква, гласные-согласные, звонкие-глухие; мягкие-твердые, образ буквы. Сформируют фонематические процессы: определение места звука в слове, выделение звука в слове, дифференциация звуков. Узнают историю возникновения кириллицы и современного алфавита. У детей создастся положительная мотивация к обучению в школе.

Дидактическое пособие будет использоваться на логопункте как элемент обучения грамоты с детьми в образовательной области речевое развитие. В логопедическую деятельность будут включены:

- понятия буква-звук;

- понятия глухой-звонкий;

- закрепление образа буквы;

- обучение чтению слогов.

Рабочий план проекта:

I этап: подготовительный

Область интеграции

Форма работы с детьми

Тема, содержание

Социально –коммуникативное  развитие

Беседа

Беседа о «Буквограде». Мотивировоть детей о необходимости изучения букв и звуков. Важность значения на получение   новых важных знаний, без которых нельзя стать грамотным человеком.

Познавательное развитие

Беседа

«Как появилась письменность на Руси»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание

Стихи, загадки, потешки про звуки и буквы русского алфавита

II этап: основной

Область интеграции

Форма работы с детьми

Тема, содержание

Речевое  развитие

НОД

«Спасение Буквограда»

Речевое развитие

Дидактические игры и упражнения. Изготовление пособия.

Закрепление понятий: звук-буква.

Речевое развитие

Дидактические игры и упражнения.

Изготовление пособия.

Закрепление понятий: гласные- согласные, звонкие-глухие; мягкие-твердые.

Речевое развитие

Дидактические игры и упражнения. Изготовление пособия.

Развитие фонематических процессов: определение места звука в слове, выделение звука в слове, дифференциация звуков.

Художественно-эстетическое развитие

НОД.

«Новоселье в Буквограде»

Работа с родителями

Содержание

Домашнее задание

Выполнение заданий «Найди букву на картинке», «Фантазер» (придумать на что похожи определенные буквы)

Домашнее задание

Выучить четверостишье с детьми для защиты проекта

III этап: итоговый

Область интеграции

Форма работы с детьми

Тема, содержание

Художественно-эстетическое развитие

НОД - презентация

«Кто в Буквограде живёт»

Список исползанных источников:

  1. Захарова С.В. Логопедическое пособие «Буквоград» Интернет ресурс:  https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/
  2. История русской письменности https://ru.wikipedia.org/ 
  3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил. Интернет ресурс: http://pedlib.ru/
  4. Маравина, Н.С. Азбука в стихах и загадках. Интернет ресурс: https://nsportal.ru/
  5.         Петрова, И. Ю. Творческий проект «Мастерская Буквограда» / И. Ю. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 67-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4575/ (дата обращения: 20.04.2021).

Приложение 1

Беседы

Беседа «Как появилась письменность на Руси»

Цель: Дать детям первоначальное представление о святых братьях Кирилле и Мефодии, создателях славянской азбуки;

Ход НОД

Логопед:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Логопед: известно ли вам, ребята, что было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать? У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Тех, кто придумал азбуку для славян, называют учителями славян.

Логопед: Почему их называют учителями?

Дети: отвечают.

Логопед:  (показывает портреты) Явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Придумали братья азбуку, а из них составили книгу главную, всем народам понятную. Кирилл и Мефодий старались сделать буквы азбуки красивыми, удобными для письма. Этими буквами были записаны слова многих мудрых книг. Каждая буква в книге этой была особенной – она имела имя.

Логопед обращает внимание на свиток с буквами славянской азбуки.

Посмотрите, какие красивые эти буквы. Каждая буква в азбуке особенная. Глубокий смысл наложен в названии каждой буквы

Сначала логопед показывает букву, рассказывает ее значение. Затем ребенок подходит к доске, закрепляет букву и повторяет информацию.

Буква «А» (ребенок) Я буква Аз. Я азбуке начало. По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начало любого дела) называлось «азами».

Буква «Буки»  В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».

Буква «Веди» Мое имя буква- Веди. Я все знаю, все ведаю.

Логопед: Ребята назовите добрые слова.

Дети (называют добрые слова) Объясняют смысл данных слов.

Логопед: Вы сумели назвать добрые слова и объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова, - стремиться жить просто с любовью.

Логопед: Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили нам славянскую азбуку.

В современной русской азбуке- 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы - сестрицы. Посмотрите на доску, есть отличия и есть сходства. Назовите.

Дети: отвечают.

Логопед:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Логопед: ребята, вот такая интересная с вами беседа у нас получилась. Давайте попробуем с вами с помощью камешек Марблс собрать буквы кириллицы

Дети: выполняют.

Логопед: как вы точно собрали буквы.

-Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

-Что вы узнали?

Дети: отвечают.

Логопед: наша беседа подошла к концу. Вы сегодня все молодцы. Я вас всех хвалю и вручу вот такие знаки отличия! До свидания.

Беседа, слушание:м«Стихи, загадки, потешки про звуки и буквы русского алфавита»

Цель: уточнить буквы и звуки русского алфавита.

Ход беседы:

Логопед: ребята, прежде чем отправиться в волшебный мир «Буквоград», нам надо вспомнить и узнать, что за буквы там живут. Согласны?

Дети: отвечают

Логопед: сейчас мы с вами будем слушать потешки и отгадывать загадки про буквы.

Слушайте внимательно.

- ЗАГАДКА

  Врач умеет очень просто

Наше горло проверять -

Он всегда при этом просит

Эту букву называть…

Дети: А

Логопед: Буква А - первая буква русского алфавита. Буква А обозначает гласный звук [А].

СТИХОТВОРЕНИЕ

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Логопед: давайте пропишем эту букву в воздухе.

-молодцы. Слушаем дальше

В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась!

Дети: буква О.

Логопед: Буква О - шестнадцатая буква русского алфавита. Буква О обозначает гласный звук [О].

СТИХОТВОРЕНИЯ

Ой, веселенький кружок,

Будто круглый пирожок.

Хорошо, что так легко

Нам запомнить букву О.

- давайте назовем слова, которое начинается на букву О.

Дети: называют.

Логопед: хорошо. Справились. Едем дальше по алфавиту.

ЗАГАДКА

Индюки и индюшата

Интересные ребята.

На индюшек посмотри

И запомни букву

Дети: И

Логопед: Буква И - десятая буква русского   алфавита. Буква И обозначает гласный звук [И]. Буква И смягчает стоящий перед ней согласный звук.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Букву И твердит Ишак,

Добавляя букву Я.

Не успокоится никак –

Всё кричит: ИЯ! ИЯ!

- Давайте сделаем общую фотографию и покречим все вместе ИИИИИ.

Логопед: какие красавчики.

ЗАГАДКА

Кошка, миленькая кошка,

Поиграем с ней немножко,

С кошкой мы, наверняка,

Не забудем букву ...

Дети: К.

Логопед: Буква К - двенадцатая буква русского алфавита. Буква К обозначает согласный глухой звук: твердый [К] и мягкий [К']

СТИХОТВОРЕНИЕ

Буква «К» читает книжку

Про котенка и про мышку,

Про козу и про козлят

И про всех зверей подряд.

- Давайте сыграем в пантомимы. Встаньте как буква К.

Дети: выполняют.

Логопед: отлично.

- ЗАГАДКА

Рак - речной усатый рак.

Учится он кое-как.

Не бери с него пример,

А запомни букву...

Дети: Р.

Логопед: Буква Р - восемнадцатая буква русского алфавита.

Буква Р обозначает согласный звонкий звук: твердый [Р] и мягкий [Р'].

СТИХОТВОРЕНИЕ

Буква Р – Рычательная,

ПРосто замечательная.

С этой буквой тРели

Любят свиРистели.

-Попробуем завести моторчик и порычать все вместе.

Дети: выполняют.

Логопед:

ЗАГАДКА

Два барашка-братца

Вышли пободаться.

Положи конец борьбе –

Преврати их в букву…

Дети: Б

Логопед: Буква Б - вторая буква русского алфавита. Буква Б обозначает согласный звонкий звук: твердый [Б] и мягкий [Б'].

В БараБан Бьёт Борька,-

Утренняя зорька!

Буква "Б" - согласная,

Буква первоклассная!

- Мы с вами уже узнали несколько гласных букв. Давайте попробуем их соотнести в слоги.

(Читают схему Б-а,Б-о, Б-и).

Дети: выполняют.

Логопед: вот мы немного познакомились с буквами русского алфавита. Теперь нам можно отправляться в гости в «Буквоград».

Приложение 2

Конспекты НОД

НОД: «Спасение Буквограда»

Цель: активировать и мотивировать познавательный интерес к изучению букв и звуков

Логопед: ребята, здравствуйте.

- сегодня на столе я нашла письмо. Давайте откроем его и узнает кто его нам прислал.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Наш город Буквоград очень веселый и дружный. Но недавно к нам прокралась злая волшебница Опечатка. Она устроила ужасный беспорядок. Буквы не могут найти свои домики и очень боятся злобной Опечатки. Без вашей помощи нам никогда не навести порядок в городе. Пожалуйста, помогите нам прогнать Опечатку. С уважением, Главный Грамотей».

- о-ой, что же нам делать! Давайте отправимся в Буквоград и поможем грамотею одолеть Злую Опечатку. Согласны?

Дети: отвечают

Логопед: ну что садитесь поудобнее. В путь!

Далее импровизируется полет в «Буквоград». Происходит плавный переход к дидактическим играм по порядку соответствующие основному этапу.

 На каждом НОД дети изготавливают дом для «Буквограда» (вырезают, соотносят к буквам по цвету, вырезают дополнительные материалы и тд).

НОД: «Кто в Буквограде живет»

Цель: презентация «Буквограда», анализ результата своей деятельности.

Ход НОД:

Дети: читают стихи

Звуки бывают разные: гласные и согласные,

Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Гласные, согласные!!! Трудные, ужасные!!!

Что такое гласные? Ох, пока не ясно мне.

Чтоб запомнить всё подряд, приглашаем в Буквоград!

Ребенок 1: В Буквограде есть улица Певцов.  Там, в театре, живут гласные буквыи звуки. Они носят костюмы красного цвета. Гласные умеют здорово петь! (поет ААААА, УУУУ, и тд)

Логопед: а теперь мы отправимся в большой район согласных букв и звуков.

Ребенок 2: На улице Звонарей живут звонкие согласные. Их домики с колокольчиками, потому что, когда звонкие согласные разговаривают, звенит колокольчик (прикладывает к горлышку ладонь тыльной стороной). 

Ребенок 3: на параллельной стороне живут Глухие буквы и звуки. Но самое интересное место в Буквограде, немой тупик. Тут живут твердый и мягкий знак. Они используются в речи для указания правильного произношения слов. Сравните: подезд – подЪезд.

Ребенок 4: прошу пройти к озеру. Тут поселились всегда мягкие и всегда твердые буквы и звуки (перечисляет).

Ребенок 5:

Буквоград нам помогает звуки речи различать.

Всех гостей он приглашает,

Будем рады вас встречать!

Приложение 3

Дидактические игры

  1. «На помощь к Грамотею»

Цель: закрепить понятие буква-звук.

Оборудование: раздаточный материал: красный, синий, зеленый квадрат, картинка: ухо, буквы, карандаш, губы.

Ход игры: составить схему отличия – буква\звук.

  1. «Операция: SOS район гласных»

Цель: закрепление понятия – гласное буквы.

Оборудование: Развивающий комплект «МиниЛарчик». Воскобович.

Ход игры: каждому ребенку раздаются карточки с гласными буквами. Ребята называют отличия гласных букв. Ребята выкладывают гласные по алфавитному порядку. Узнают о том, что есть гласные, которые делают согласные звуки мягче. Выкладывают гласное в паре по типу: А-Я.

  1.  «Спаси свою букву»

Цель: закрепить понятие буквы.

Оборудование: Воскобович. Геоконт

Ход игры: с помощью Геоконта, каждый ребенок складывает первую букву своего имени.

  1. Игра «Кубик».

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

  1. Игра «Помоги Грамотею перейти через болото».

Цель: упражнять детей в слуховом различении звука в ряду других звуков. Закрепить понятия всегда мягкие/твердые согласные.

Оборудование: поле с болотом, камешки марблс.

Ход игры. Логопед просит детей помочь Грамотею перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданные звуки. Если дети хлопают на заданный звук, появляется «кувшинка», если нет, то предыдущая «кувшинка» пропадает.

  1. «Определение места звука в слове».

Цель: развитие умения определять позицию звука в слове.

Оборудование: схемы

Ход игры: логопед выбирает звук. Называет слово, дети определяют его позицию. Под правильной схемой оставляют картинку.

  1.  «Загадки»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости.

Оборудование: картинный материал

Ход игры: логопед загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»

Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Практико-ориентированный долгосрочный проект "Развитие внутренней мотивации педагогов дошкольного учрждения к эффективному способу овладения проектированием образовательной деятельности"

Данный проект направлен на выявление уровня сформированности внутренней мотивации педагогов, определение условий к эффективному овладению проектированием и разработке алгоритма и плана развития внутре...