Интерактивный образовательный модуль «Умное дерево»: варианты использования в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сайгина Анастасия Александровна

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить развивающую предметно-пространственную среду так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать речь у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saygina_kondrashova_1.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сайгина Анастасия Александровна

учитель-логопед,

МАОУ Д/С №80, Тольятти, Самарская область

Кондрашова Наталья Сергеевна

учитель-логопед,

МАОУ Д/С №80, Тольятти, Самарская область

Интерактивный образовательный модуль «Умное дерево»: варианты использования в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить развивающую предметно-пространственную среду так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать речь у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе практикуем изготовление своими руками различных игр и пособий. Одно из них Интерактивный модуль «Умное дерево». На практике мы сталкиваемся с разными детьми, с различными речевыми нарушениями и стараемся изготовить необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. 

Пособие изготовлено в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям:

- развивающее;

- трансформируемое;

- вариативное;

- доступное;

- безопасное;

- эстетически-привлекательное.

Целью данного пособия является формирование познавательных действий, становление сознания; развитие любознательности и познавательной мотивации.

Предназначено для детей от 5 до 7 лет. Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.

С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи: автоматизировать звуки, формировать грамматический строй речи и развивать связную речь у детей 5-7 лет;

  • формировать представление детей о геометрических фигурах; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами; формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров;
  • формировать количественный и порядковый счет от 1 до 10;
  • совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
  • классифицировать предметы по общему признаку, выделять обобщающее слово;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе;
  • способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти, познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации.

Предлагаем картотеку игровых заданий к пособию «Чудо-дерево», с помощью которых решаются задачи образовательной области «Познавательно-речевое развитие».

 «Птичий переполох»

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по величине; сформировать правильное употребление предлогов в речи.

Материал. Птицы разных размеров, два гнезда – большое и маленькое.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево в произвольном порядке птиц. Детям предлагается расселить птиц в гнезда: больших птиц в большое гнездо, маленьких – в маленькое гнездо.

 «Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Геометрические фигуры.

Инструкция: На дереве в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до трех и убирает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на дереве. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, воспитатель меняет количество фигур.

 «Что у нас какого цвета?»

Цель: Закрепить название основных цветов.

Материал. Карточки с изображением основного цвета, предметные картинки различной цветовой гаммы.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло карточки с изображением основного цвета, и предлагает детям найти предмет такого же цвета. Карточку ребенок вывешивает на дерево.

«Кто где находится?»

Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

Материал. Предметные картинки: птица, лист, яблоко, гусеница, бабочка.

Инструкция: Воспитатель показывает детям картинки. Предлагает детям назвать их, а потом предлагает расположить их на дереве в определенной последовательности. Например, в центре поместить яблоко, слева от яблока поместить птицу, справа от яблока поместить лист. Под деревом поместить гусеницу, над деревом - бабочку.  

 «Три поросенка»

Цель: Учить детей располагать предметы и их изображения в указанном месте, отражать в речи их пространственное расположение, а также формирование употребления относительных прилагательных.

Материал. Герои сказки «Три поросенка», три домика.

Инструкция: Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка». Затем дети располагают трех поросят в определенном порядке: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Последовательно вспоминая сюжет сказки, дети выстраивают его на дереве.

Воспитатель задает наводящие вопросы: Чей домик был первый? Кто спрятался во втором домике? Почему волк не смог сломать третий домик? Кто его построил?

 «Что изменилось в расположении предметов»

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Материал. Предметные картинки.

Инструкция: Дети рассматривают на наборном полотне расположение предметных картинок, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет картинки местами. Детям нужно восстановить порядок расположения картинок.

«Четвертый лишний»

Цель: Научить детей исключать лишнее.

Материал. Предметные картинки по любым темам.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дерево картинки. Просит детей назвать, что изображено на них, и исключить лишнее.

Список литературы

1. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. О.А. Воронкевич.

2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

3. «Сенсорное воспитание в детском саду» Н.Н. Подьяков, В.А. Аванесова.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. известно, что исполь...

Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.

В последнее годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.

В последнее годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Интерактивный образовательный модуль «Умное дерево»: варианты использования в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить...

Интерактивный образовательный модуль"Умное дерево" : варианты использования в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда.

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить...

"Использование "Умных дорожек", как нейропсихологический прием в практической деятельности учителя- логопеда

Применение "Умных дорожек" в работе учителя-логопеда для коррекционных занятий с детьми...