Взаимодействие воспитателя и логопеда
материал по логопедии (старшая группа)
Взаимодействие воспитателя и логопеда в компенсирующей группе.
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании. Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).
При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых я, как воспитатель и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Задачи:
- Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
- Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
- Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
- Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.
Наше совместное взаимодействие с учителем – логопедом осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Традиционные формы работы, которые нам всем хорошо знакомы это подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательностии творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Особое внимание уделяю индивидуальной работе с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Такие индивидуальные занятия, прежде всего направлены на автоматизации и дифференциации звуков.
Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя логоритмческие упражнения, игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Так же у каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь для домашних заданий.
Сейчас хочу подробно рассказать на использовании речевых игр, и пособий которые разработаны нами по рекомендации учителя – логопеда
- Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
-обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
-при обучении составлению рассказов;
-при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
-при отгадывании и загадывании загадок;
- Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения, речевому развитию
«Лего»– конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому мы пришли к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» - технологий сделает наш процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.
- Постоянное применение игр со стаканчиками значительно способствует развитию ориентации в пространстве относительно «от себя», «на себе», «других объектов», «по основным пространственным направлениям».
В процессе игры со стаканчиками у детей развивается :
-Сообразительность, находчивость, любознательность;
• Навыки самостоятельной работы;
• Моторная ловкость и координация движений;
• Необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку;
• Речевая деятельность (выполнение упражнений под речетатив);
• Музыкальные способности: чувства ритма и темпа; согласование движений с характером музыкального произведения;
Каждый раз игру усложняем и разбавляем стишками и потешками, тем самым развиваем память, речь ребенка, активизируем и расширяем его словарный запас.
- Одним из нетрадиционных методов работы с детьми, имеющими нарушения речи, которые мы используем в своей работе является Су-Джок терапия. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
- Логопедические игры с прищепками.
Данные игры направлены на активизацию словаря, развитию навыков языкового анализ и синтеза, а также автоматизацию и дифференциацию звуков.
«Тематическая цепочка» - Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Посуда – сковорода, стакан, блюдце, тарелка….
«Чья цепочка длиннее» - аналогичная командная игра. Командам даются разные лексические темы. (Фрукты и овощи, зимующие и перелетные птицы)
«Сколько слов?» - Упражнение на определение количества слов в предложении. Дети составляют предложение по сюжетной картинке, проговаривают его и прикрепляют к наборной полоске прищепки по количеству слов. Если закрепляется понятие «предлог», его обозначают прищепкой красного цвета.
«Посчитаем слоги» - По заданию логопеда дети делят слово на слоги и прикрепляют на полоску столько прищепок, сколько слогов. Далее задание выполняется по предметной картинке.
«Шифровальщики» - выкладывание звуковой схемы слова с помощью красных, синих, зеленых прищепок.
- Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии
Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Используемая литература:
- Большакова Т. Ю. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М.: ТЦ Сфера, 2006;
- Воробьева Л. В. «Развивающие игры для дошкольников» - СПб: Изд. Дом «Литера», 2006;
- Ивчатова Л. А. «Су – Джок терапия в коррекционно-логопедической работе с детьми» // Логопед – 2010;
- Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» СПб: Изд. Дом «Литера», 2007;
- 1. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И.
- Ф15 Игры с прищепками: творим и говорим. — М. : ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_i_vospitatel.doc | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя и логопеда в компенсирующей группе.
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании. Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).
При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых я, как воспитатель и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Задачи:
- Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
- Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
- Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
- Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.
Наше совместное взаимодействие с учителем – логопедом осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Традиционные формы работы, которые нам всем хорошо знакомы это подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательностии творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Особое внимание уделяю индивидуальной работе с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Такие индивидуальные занятия, прежде всего направлены на автоматизации и дифференциации звуков.
Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя логоритмческие упражнения, игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Так же у каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь для домашних заданий.
Сейчас хочу подробно рассказать на использовании речевых игр, и пособий которые разработаны нами по рекомендации учителя – логопеда
- Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
-обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
-при обучении составлению рассказов;
-при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
-при отгадывании и загадывании загадок;
- Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения, речевому развитию
«Лего»– конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому мы пришли к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» - технологий сделает наш процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.
- Постоянное применение игр со стаканчиками значительно способствует развитию ориентации в пространстве относительно «от себя», «на себе», «других объектов», «по основным пространственным направлениям».
В процессе игры со стаканчиками у детей развивается :
-Сообразительность, находчивость, любознательность;
• Навыки самостоятельной работы;
• Моторная ловкость и координация движений;
• Необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку;
• Речевая деятельность (выполнение упражнений под речетатив);
• Музыкальные способности: чувства ритма и темпа; согласование движений с характером музыкального произведения;
Каждый раз игру усложняем и разбавляем стишками и потешками, тем самым развиваем память, речь ребенка, активизируем и расширяем его словарный запас.
- Одним из нетрадиционных методов работы с детьми, имеющими нарушения речи, которые мы используем в своей работе является Су-Джок терапия. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
- Логопедические игры с прищепками.
Данные игры направлены на активизацию словаря, развитию навыков языкового анализ и синтеза, а также автоматизацию и дифференциацию звуков.
«Тематическая цепочка» - Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Посуда – сковорода, стакан, блюдце, тарелка….
«Чья цепочка длиннее» - аналогичная командная игра. Командам даются разные лексические темы. (Фрукты и овощи, зимующие и перелетные птицы)
«Сколько слов?» - Упражнение на определение количества слов в предложении. Дети составляют предложение по сюжетной картинке, проговаривают его и прикрепляют к наборной полоске прищепки по количеству слов. Если закрепляется понятие «предлог», его обозначают прищепкой красного цвета.
«Посчитаем слоги» - По заданию логопеда дети делят слово на слоги и прикрепляют на полоску столько прищепок, сколько слогов. Далее задание выполняется по предметной картинке.
«Шифровальщики» - выкладывание звуковой схемы слова с помощью красных, синих, зеленых прищепок.
- Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии
Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Используемая литература:
- Большакова Т. Ю. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М.: ТЦ Сфера, 2006;
- Воробьева Л. В. «Развивающие игры для дошкольников» - СПб: Изд. Дом «Литера», 2006;
- Ивчатова Л. А. «Су – Джок терапия в коррекционно-логопедической работе с детьми» // Логопед – 2010;
- Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» СПб: Изд. Дом «Литера», 2007;
- 1. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И.
- Ф15 Игры с прищепками: творим и говорим. — М. : ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР
В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...
«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...
Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...
Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...
взаимодействие воспитателя и логопеда
Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть от их тес...
Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда
Журнал позволяет отслеживать усвоение лексического материала детьми...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...