взаимодействие воспитателя и логопеда
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Переяславец Светлана Викторовна

Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть  от их тесного взаимодействия, их согласованной работы.

Эта работа не должна быть заключена в рамки логопункта. Ее эффективность возможна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях, воспитателями как в совместной деятельности, так и вне занятий. Тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Язык – это важнейший фактор социального общения людей, он является основой, объединяющей в себе все проявления человеческой жизни в одно целое. Решающее значение для развития языка ребенка имеют первые годы его жизни. Формы человеческой речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно.

При создании благоприятных условий для развития речи, к трем годам процесс ее формирования в основном завершается: ребенок понимает разговорную и  повествовательную речь, владеет навыками активной речи, способен рассказать о чем-либо, запомнить и прочесть на память стишок и т.п. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.

К сожалению, большинство современных детей имеют проблемы речевого развития. Родители замечают, что их ребенок плохо говорит  в 3, в 4 года и даже в 5 лет, но за помощью к специалисту обращаются после 6 лет. Это связано с тем, что родители озабочены подготовкой ребенка к школьному обучению.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть полностью сформирована звуковая сторона речи: он должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, владеть элементарными способами звукобуквенного анализа, знать разные способы словообразования и грамматического строя речи. Наличие у первоклассника даже некоторых проблем в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в обучении, особенно при освоении письмом и чтением.

 Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть  от их тесного взаимодействия, их согласованной работы.

Эта работа не должна быть заключена в рамки логопункта. Ее эффективность возможна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях, воспитателями как в  совместной деятельности, так и вне занятий. Тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач.

Правильным будет такой план работы, который составлен в соответствии с этапом обучения, с уровнем психического, и в частности речевого, развития детей, а также с учётом выявленных при обследовании индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Данные о группе в целом и о каждом ребёнке позволяют наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи.

 Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Все остальное время логопедическую работу проводит воспитатель.

Направления работы воспитателя.

Задачи развития моторных функций и общих речевых навыков решаются при проведении физкультминуток и пальчиковых гимнастик, различных фонетических упражнений. Развитие грамматического строя речи и развитие связной речи – в дидактических играх и упражнениях. Индивидуальная работа состоит в проговаривании слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; в повторении скороговорок, коротких рассказов, стихов; в упражнениях в звуко-слоговом анализе и синтезе; в повторении лексико-грамматических упражнений; в упражнениях на развитие внимания, памяти, мышления. При проведении фронтальных занятий воспитателем должны быть решены не только образовательные и воспитательные задачи, но и коррекционные. Здесь помогает чтение художественной литературы, составление описательных рассказов, разгадывание и придумывание загадок. Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. При помощи нее педагог закрепляет речевые навыки в повседневной жизни и деятельности детей.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими задачами: 
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда и воспитателей;
- применение полученных результатов по оптимизации организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности педагогов при взаимодействии как со всей группой, так и с каждым ребёнком.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ФУНКЦИЙ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ

 В  ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ  ПО  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ

Логопед

Воспитатель

- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;

- руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.  

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Описание взаимодействия логопеда и воспитателя поэтапно над лексико-грамматической темой «Овощи»                 

Работа над темой «Овощи»

Логопед

Воспитатель

I. Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков.

Экскурсии, практическая деятельность.

Знакомство с понятием «Овощи», словарь предметов:  огурец, помидор, капуста, лук и т.д. Словарь действий:  расти, поливать, пахнуть, резать, готовить. Словарь признаков:  вкусные, полезные, хрустящий, круглый, овальный, зеленый, красный

Обогащение словаря названиями овощей.

Наблюдения за огородом.

Посадка лука.

II. Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, упражнения для словоизменения, словообразования, описание предметов, сравнения, беседы.

Подробное рассматривание овощей, выделение их основных частей, признаков, сравнение моркови и лука.  Беседа о пользе овощей.

Д/Игра: «Большой - маленький», «Назови цвет, форму», «Образуй признаки».

Рассматривание картинок – иллюстраций по теме «Овощи».

Д/и «Один - много», беседа «Такие полезные овощи».

Игра «Посчитай овощи на грядке от 1 до 10.

III. Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения.

Д/и «Закончи предложение». Упражнять  в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец – огурчик. Преобразование предложений по сложенным картинкам.

Упражнять в составлении предложений. Опиши овощ по плану (название, строение, цвет, форма, где растет, чем полезен).

IV. Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме.

Составление короткого  рассказа  об овоще. Пересказ короткого рассказа «Мой любимый овощ».

Составление рассказов из личного опыта. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Проведение вечера загадок.

Своевременное выявление нарушений в фонетико-фонематическом развитии ребенка и проведение эффективной коррекционно-развивающей  работы воспитателей и логопеда позволяет повысить уровень речевого развития ребенка и избежать в дальнейшем трудностей при усвоении школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР

В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...

«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...

Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда

Журнал позволяет отслеживать усвоение  лексического материала детьми...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

Консультация для воспитателей. Взаимодействие воспитателя и логопеда.

В консультации раскрыты основные формы взаимодействия воспитателя и логопеда....