взаимодействие воспитателя и логопеда
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть от их тесного взаимодействия, их согласованной работы.
Эта работа не должна быть заключена в рамки логопункта. Ее эффективность возможна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях, воспитателями как в совместной деятельности, так и вне занятий. Тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык – это важнейший фактор социального общения людей, он является основой, объединяющей в себе все проявления человеческой жизни в одно целое. Решающее значение для развития языка ребенка имеют первые годы его жизни. Формы человеческой речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно.
При создании благоприятных условий для развития речи, к трем годам процесс ее формирования в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, владеет навыками активной речи, способен рассказать о чем-либо, запомнить и прочесть на память стишок и т.п. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.
К сожалению, большинство современных детей имеют проблемы речевого развития. Родители замечают, что их ребенок плохо говорит в 3, в 4 года и даже в 5 лет, но за помощью к специалисту обращаются после 6 лет. Это связано с тем, что родители озабочены подготовкой ребенка к школьному обучению.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть полностью сформирована звуковая сторона речи: он должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, владеть элементарными способами звукобуквенного анализа, знать разные способы словообразования и грамматического строя речи. Наличие у первоклассника даже некоторых проблем в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в обучении, особенно при освоении письмом и чтением.
Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть от их тесного взаимодействия, их согласованной работы.
Эта работа не должна быть заключена в рамки логопункта. Ее эффективность возможна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях, воспитателями как в совместной деятельности, так и вне занятий. Тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач.
Правильным будет такой план работы, который составлен в соответствии с этапом обучения, с уровнем психического, и в частности речевого, развития детей, а также с учётом выявленных при обследовании индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Данные о группе в целом и о каждом ребёнке позволяют наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Все остальное время логопедическую работу проводит воспитатель.
Направления работы воспитателя.
Задачи развития моторных функций и общих речевых навыков решаются при проведении физкультминуток и пальчиковых гимнастик, различных фонетических упражнений. Развитие грамматического строя речи и развитие связной речи – в дидактических играх и упражнениях. Индивидуальная работа состоит в проговаривании слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; в повторении скороговорок, коротких рассказов, стихов; в упражнениях в звуко-слоговом анализе и синтезе; в повторении лексико-грамматических упражнений; в упражнениях на развитие внимания, памяти, мышления. При проведении фронтальных занятий воспитателем должны быть решены не только образовательные и воспитательные задачи, но и коррекционные. Здесь помогает чтение художественной литературы, составление описательных рассказов, разгадывание и придумывание загадок. Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. При помощи нее педагог закрепляет речевые навыки в повседневной жизни и деятельности детей.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими задачами:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда и воспитателей;
- применение полученных результатов по оптимизации организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности педагогов при взаимодействии как со всей группой, так и с каждым ребёнком.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
Описание взаимодействия логопеда и воспитателя поэтапно над лексико-грамматической темой «Овощи»
Работа над темой «Овощи» | Логопед | Воспитатель |
I. Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков. Экскурсии, практическая деятельность. | Знакомство с понятием «Овощи», словарь предметов: огурец, помидор, капуста, лук и т.д. Словарь действий: расти, поливать, пахнуть, резать, готовить. Словарь признаков: вкусные, полезные, хрустящий, круглый, овальный, зеленый, красный | Обогащение словаря названиями овощей. Наблюдения за огородом. Посадка лука. |
II. Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, упражнения для словоизменения, словообразования, описание предметов, сравнения, беседы. | Подробное рассматривание овощей, выделение их основных частей, признаков, сравнение моркови и лука. Беседа о пользе овощей. Д/Игра: «Большой - маленький», «Назови цвет, форму», «Образуй признаки». | Рассматривание картинок – иллюстраций по теме «Овощи». Д/и «Один - много», беседа «Такие полезные овощи». Игра «Посчитай овощи на грядке от 1 до 10. |
III. Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения. | Д/и «Закончи предложение». Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец – огурчик. Преобразование предложений по сложенным картинкам. | Упражнять в составлении предложений. Опиши овощ по плану (название, строение, цвет, форма, где растет, чем полезен). |
IV. Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме. | Составление короткого рассказа об овоще. Пересказ короткого рассказа «Мой любимый овощ». | Составление рассказов из личного опыта. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Проведение вечера загадок. |
Своевременное выявление нарушений в фонетико-фонематическом развитии ребенка и проведение эффективной коррекционно-развивающей работы воспитателей и логопеда позволяет повысить уровень речевого развития ребенка и избежать в дальнейшем трудностей при усвоении школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР
В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...
«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...
Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...
Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...
Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда
Журнал позволяет отслеживать усвоение лексического материала детьми...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...
Консультация для воспитателей. Взаимодействие воспитателя и логопеда.
В консультации раскрыты основные формы взаимодействия воспитателя и логопеда....