Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук. «Очень весело зимой».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением) являются первыми помощниками в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02_ochen_veselo_zimoy.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности
в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук. «Очень весело зимой».
Авторы: Колпащикова Татьяна Владимировна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан,
Гаффанова Гульнара Минимурдовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Коррекционно-образовательные задачи:
- актуализация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы» (скрипит снежок, по морозцу, по снежку, холодный снеговик, снежный заяц, голуби воркуют, чёрные вороны, крошки воробьям);
- автоматизация правильного произношения звуков (С) - (З);
- дифференциация звуков (С) - (Ш).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речевого слуха;
- различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом;
- развивать чувство ритма;
- употреблять прилагательные «длинный», «короткий», «выше», «ниже»;
- учить ходить по ограниченной плоскости;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать заботливое отношение к «пернатым друзьям».
Оборудование:
- белая бумага (калька);
- шнуры;
- следы птиц;
- изображения птиц на бумаге;
- крупа и хлебные крошки в кулёчках;
- звукозапись с голосами птиц.
Ход занятия
Воспитатель: Приглашаю вас сегодня на зимнюю прогулку. Давайте скорее одеваться (имитация движений).
1,2,3,4,5- собираемся гулять
Мы штанишки одеваем,
про носки не забываем,
свитерочки мы оденем,
шубку дружно застегнём.
Шапку, шарф завяжем,
варежки возьмём.
Валенки обуем и гулять пойдём.
Логопед: Какая чудесная погода для прогулки. Давайте вдохнём и выдохнем свежий воздух
Очень весело зимой
По тропе идём с тобой.
Ты с тропинки сойдёшь –
И в сугроб попадёшь.
(дети идут за воспитателем по ограниченной дорожке между двух шнуров «след в след» наступая на следы).
Воспитатель: Какие большие сугробы! И высокие, и низкие, вот такие! Покажите, какие сугробы на нашем пути.
Логопед: А к полянке не пройти, много снега намело – ночью была вьюга ( запись вьюги включить). Вьюга поёт – у-у-у-у (произносить с усилением звука). Как поёт вьюга?
Дети повторяют.
Логопед:
Застонал лес м-м-м (произносить тихо, постепенно меняя высоту голоса).
Зашумели ели ш-ш-ш (повторение детьми).
Стихла непогода, затихает вьюга у-у-у (произношение с затиханием голоса).
Воспитатель:: Чтобы выйти на полянку, нужно расчистить дорожку. Смотрите, вот дорожки. Какие они? (обратить внимание на дорогу, обозначенную верёвочными шнурами).
Дети: Широкая и узкая.
Логопед: Покажите руками, какие дорожки. Широкую дорожку мы будем чистить вот так: у-у-у-ух! А узкую вот так: ух-ух-ух!
(дети выполняют задание).
Воспитатель:: Вот мы и вышли на полянку. Хорошо, солнышко светит, птички поют. Давайте послушаем, как поют птички.
Игра «Что услышали».
(прослушивание звукозаписи с голосами птиц: вороны, воробья, воробьёв)
Воспитатель: А что мы взяли с собой в дорогу? Посмотрим (открыть кулёчки с крошками и зерном, потрогать руками зерно и крошки, проговаривание).
Кому мы дадим зерна? А кому крошки?
Дети: Зёрнышки дадим голубям, а крошки рассыплем воробьям.
Логопед:
Стало голодно зимой
Будем птиц кормить с тобой.
Упражнение-тренинг на развитие общей и мелкой моторики.
Голубям бросаем крошки, | имитация движений |
Логопед: распугала ворона всех птичек, разлетелись они, и где только не сидят!
Гимнастика для глаз.
(дети находят глазами силуэты птиц, расположенных в кормушке ,под ёлкой, на пенёчке,на ветке, в дупле).
Речевая гимнастика «Снежок».
(логопед в сопровождении художественного слова проводит речевую гимнастику-упражнение с детьми)
Скрип, скрип, – скрипит снежок, –
Погуляй, со мной, дружок,
По морозцу, по снежку,
И по бывшему лужку.
Воспитатель: А на снегу остались следы. Посмотрим – отгадаем.
(схемы – следы птиц (большие и маленькие); следы человека; следы зайца)
Воспитатель: Маленький, беленький,
длинные ушки!
По лесочку прыг- прыг!
По снежочку тык-тык!
Дети: Это зайчик.
Воспитатель: Правильно! Зайчик очень спешил, торопился и пришёл к нам не один, а со своими друзьями –зайчатами! Они рады, что пришли к нам в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, скажите им «здравствуйте». ( Помогают детям надеть перчатку на руки. Дети рассматривают зайчиков и говорят, что они белые, у них длинные ушки).
Зайчики хотят с нами поиграть!
Жил- был зайчик( хлопают в ладоши)-
Длинные ушки ( показывают ушки).
Отморозил зайчик ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
И поехал греться ( крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Воспитатель:У зайцев лапы замёрзли… Давайте наденем им на лапы валенки и попляшем, чтобы зайцы согрелись.( Помогают детям надеть на пальчики валенки. Зайцы пляшут под музыку на пенёчке)
- Наши зайчики согрелись. Давайте снимем валенки.
Какие ловкие, и проворные зайчики, так проворно и высоко прыгают! А кто это там прячется? Появляется лисичка и предлагает поиграть с зайчиками.
- Прыгают зайчишки- серы шалунишки.
Чутко ушками прядут….
Чтоб лисичка их не сьела! (Появляется лисичка.)
Прячемся под ели, чтобы нас не сьели! ( Быстро закрывают зайчика второй рукой)
Воспитатель: Вы молодцы, ловко помогали зайчиком спрятаться!
Не смогла лисичка поймать зайчиков!
песня зайчиков
Логопед: Смотрите, а вот след от снежного кома, здесь кто-то лепил снеговика.
(обыгрывание с имитацией движений: как надо лепить снеговика, какие комки нужны по размеру, как нужно катать снежный ком)
Физминутка « Снеговик»
- Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой снежок( идут по кругу, изображая будто катят перед собой снежный ком)
- Он превратится в снежный ком ( рисуют руками большой круг)
- И станет ком снеговиком (рисуют снеговика из трёх комков)
- Его улыбка так светла! ( Широко улыбаются)
-Два глаза, шляпа, нос, метла ( Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображающую метлу.)
- Но солнце припечёт слегка (медленно приседают)
-Увы!- и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами).
Логопед: Превратимся мы в снеговиков. Зимой снеговики радуются снегу и морозу.
Дети: Повторяют за логопедом: надуть щёки, придать лицу весёлое выражение глаз.
Логопед: А весной они грустят.
Дети: Повторяют за логопедом: опустить уголки губ вниз, придать печальный взгляд.
Воспитатель: А теперь пора возвращаться домой.
Очень весело зимой.
По тропе идём с тобой.
Ты с тропинки сойдёшь.
В детский сад попадёшь.
Логопед: А теперь давайте расскажем, какая интересная прогулка у нас получилась.
(дети выполняют движения с логопедом в сопровождении художественного слова).
Раз, два, три, четыре, пять – А за нами снежный ком, Нигде нам не найти такой, А внутри секрет большой. | - шаги на месте. |
Используемая литература:
- Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. - Ростов Н\Д: «Аркти», 2004.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. - СПб.: «Мастера», 2007.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб.: «Дельта», 1997.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.: КАРО, 2007.
- Рымчук Н.А. Пальчиковые игры и развитие детской моторики. - М.: «Рипол классик», 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию мелкой моторики "Умелые ручки"
Конспект открытого занятия в средней группе. В конспекте представлены пальчиковые игры, самомассаж, художествено-эстетическое развитие: рисование, лепка на пластилиновой основе....
Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию мелкой моторики рук "Прогулка в осенний лес"
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...
Конспект совместной деятельности в логопедической группе «Талепередача – «Моя мама лучше всех!»
Конспект совместной деятельности в логопедической группе «Талепередача – «Моя мама лучше всех!» могут использовать в работе воспитатели старших дошкольных групп....
Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....
Конспект открытого мероприятия в средней группе по развитию мелкой моторики и координации движений
Конспект открытого мероприятия на развитие мелкой моторики, с использованием нетрадиционного оборудования, по теме "Аквариум". В образовательной деятельности присутствует интеграция об...
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию мелкой моторики рук аппликация из ниток « Цыплята»
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию мелкой моторики рук...
Конспект занятия НОД для младшей группы по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем пальчиками»
Учить пальчиковым играм. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, воображение и снимать психоэмоциональное напряжение;Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног....