Консультация "Зачем учиться правильно дышать?"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Речевое дыхание - основа правильной, красивой речи. Особенно это актуально для детей с дизартрией. Существуют правила, как освоить речевое дыхание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем учиться правильно дышать?
Составила Богачева В.Г.
учитель-логопед высшей категории
В жизненном процессе мы дышим совершенно инстинктивно. Что можно сказать о важности этого процесса? Некоторое время можно обойтись без пищи, воды, но без воздуха человек не проживет и десяти минут.
Существует мнение, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме основной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает такую функцию, как речевое дыхание.
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В клинической картине детей с дизартри неизменно присутствуют расстройства
дыхания. Речевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как
правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается
при эмоциональном напряжении. Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически.
Речевое дыхание - это высококоординированный акт, во
время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе
речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается
даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков
делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного
произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко
дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе
полного выдоха.
Источником образования звуков речи является воздушная струя,
выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох
замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем
пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный
выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное
звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей
громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и
интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленные вдох и выдох,
как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз.
При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается
плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.
Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят
их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены
говорить на вдохе, от этого речь становится нечеткой, с захлебыванием.
Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без
соблюдения логических пауз. Во время тренировочных упражнений поза ребенка должна занимать такое положение, при котором мышцы органов артикуляционного аппарата будут максимально расслаблены.
Для детей со спастической формой дизартрии
этот момент является наиболее важным, так как у них преобладает
ключичное поверхностное дыхание. Наиболее удобное положение
приобретается, если ребенок сидит с опущенными плечами, опершись на
невысокий край стола локтями, и всем весом опирается подбородком на тыльные стороны ладоней. При такой позе снижается возможность
спастичности мышечного тонуса в области лица и шеи, облегчается
организация правильной работы дыхательных мышц.
Речевое дыхание может корректироваться в результате различных дыхательных игр и упражнений. Существуют определенные правила выполнения упражнений по развитию речевого дыхания:
- Выполняйте упражнения для развития дыхания только в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе.
- Выполняйте упражнения на голодный желудок или спустя 1,5 часа после еды.
- Выполняйте упражнения только в свободной и удобной одежде.
- Время выполнения упражнений не должно превышать 10 – 15 мин. Без фанатизма!
- При выполнении упражнений делайте вдох обязательно через нос.
- Выполняйте упражнения всегда в хорошем эмоциональном состоянии.
Давайте развивать наше дыхание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учите правильно держать ребенка карандаш.
Старайтесь сразу же приучать малыша правильно держать карандаш или ручку — не кулаком, а пальцами....
Учимся правильно произносить звук Ш
Материал можно использовать в качестве консультативного материала для ширмочки-передвижки или в "Уголке для родителей"...
Учимся правильно дышать
В этой статье отображены практические рекомендации того, как научиться владеть своим голосом....
Учимся правильно держать ручку (правши и левши).
С трудностями в обучении детей правильно держать ручку при письме сталкиваются родители и педагоги не только дошкольников, но и первоклассников. Сколько тратится усилий и времени для обуче...
Учите правильно с детьми стихи
Всегда встает вопрос как быстро и правильно научить детей запомнить стихи. Эти методы помогут Вам и вашим детям справится с этими проблемами....
Звук и буква «Л» с использованием компьютерной игры «Учимся правильно говорить»
Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить правильно произносить звук [л], дифференцировать его на слух и в произношении.2. Учить правильно понимать логико-грамматические констр...
Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.
Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...