Консультация для педагогов на тему: « Этапы логопедического воздействия»
консультация по логопедии
Консультация для педагогов на тему: « Этапы логопедического воздействия»
Подготовила: учитель логопед: Каримова Елена Абдрашитовна
Этапы логопедического воздействия.
В учебной литературе всю систему логопедической работы условно делят на следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
(постановка звука, автоматизация звука, формирование контроля за произношением.)
3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.
- Подготовительный этап.
Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука. Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение. Зрительная гимнастика является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений
Основная задача – развитие подвижности и точности движения языка.
Упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения.
Параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха и восприятия.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование умения правильно произносить звук на специально подобранном речевом материале.
Задачи:
- Постановка, вызывание звуков,
- Автоматизация. Закрепление навыков правильного использования звука в речи.
- Дифференциация. Формирование умения отбирать звуки, не смешивать их между собой.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Различные способы (приёмы).
-по подражанию (с использованием слухового и зрительного восприятия). «Посмотри, послушай»
- от опорных звуков с присоединением слухового и тактильно-вибрационного контроля,
-по аналогии с гласными плюс тактильно-вибрационный контроль.
- при помощи системы артикуляционных упражнений.
Артикуляционный уклад звука расчленяется на элементарные простые движения, которые отрабатываются до автоматизма, соединяются в единый артикуляционный уклад, произнесение звука .
- с механической помощью от опорного звука с присоединением слухового контроля.
использование логопедических зондов.
-смешанный способ.
Этап считается законченным при получении продолжительного, либо многократно повторяемого, чистого, устойчивого звука.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.
Требования к проведению занятий.
1.К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении.
2. Параллельно осуществляется развитие фонематического восприятия и слуха.
3.Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности с постепенным усложнением лексического материала.
4. Требования к подбору лексического материала:
насыщен закрепляемым звуком,
не должен содержать непроизносимых ребёнком звуков,
доступность речевого материала в соответствии с возрастными требованиями.
5. Постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
6. В автоматизацию включать один звук или два, но артикуляционно контрастных.
7. Соблюдать порядок коррекции звуков при сложной дислалии:
работу начинаем со звука с, с з.з,ц Л,р. Ш.ж,ч,щ. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Возможна параллельная работа над звуками, но с соблюдением определённых требований.
8.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
9.Строгая систематичность специальных занятий.
Этапы автоматизации звука.
1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ
( отражённая речь - это повторное произнесение слов или предложений вслед за кем-нибудь)
на данном этапе автоматизации необходимо утрированное (акцентированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком.
- изолированно:в звукоподражании, соотнесение с артикуляцией
(змея, жук, ветер, водичка)
-в слогах:
обратный слог, между гласными, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных,
проговаривание ряда слогов:
однотипные слоги , разуподобление слогов по гласным звукам,
с ударением,
разуподобление по согласным звукам – с чередованием артикуляционного уклада, на переключение,
эти же ряды, но с ударением.
-в словах:
звук в разных фонетических позициях, в 1,2,3,слоге
использование договорок: красивый красный гребешок имеет каждый…
отгадывание загадок, в отдельных предложениях
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАУЧЕННОЙ РЕЧИ:
Чистоговорках, рифмовках, стихах, рассказах.
Заученная речь подразумевает дословное повторение, без каких бы то ни было отклонений от образца.
На данном этапе автоматизации необходимо утрированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком, самостоятельное высказывание ребёнка.
Ребенку предлагается исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым, при употреблении вызванного звука в словах, словосочетаниях, предложениях.
Перед началом упражнений необходимо предупредить ребёнка о том, что взрослый будет говорить как правильно, так и неправильно. Без подобной установки ребёнку психологически трудно воспринимать и исправлять ошибки взрослого, особенно учителя (логопеда).
3.АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УСКОРЕННОЙ РЕЧИ:
В словосочетаниях, в рифмовках, в скороговорках.
Ускорение темпа упражнений служит важным средством скорейшей автоматизации правильного произношения вызванного звука. Кроме того, при ускоренном произнесении текстам вновь вызванный звук «обминается», то есть становится не утрированным, а привычным для слуха окружающих. В то же время его артикуляция делается наиболее естественной и удобной для ребёнка.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Требование: Только если звук поставлен и закреплён.
Основная задача: научить ребёнка контролировать своё произношение, сформировать определённый стереотип.
- Выделение смешиваемых звуков и слов,
сопоставление акустико-арикуляционного образа звука, нахождение общего и различного,
соотнесение артикуляции того и другого звука с движением руки.
Соотнесение звука с буквой,
Опознание звука в словах-паронимах (чем отличаются эти слова, их значение)
Опознание слов с заданным звуком в тексте,
Выделение из текста предложений с заданным звуком,
Устный анализ предложений, графическая запись.
3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.
Цель: Формирование у ребёнка умений и навыков употреблять звуки в различных видах самостоятельной речи, во всех ситуациях общения.
Использование различных текстов, применение различных форм и видов речи, использование творческих упражнений, а именно:
называние предметов, объектов, действий; составление предложений;
описание ситуаций; пересказ текстов;
составление рассказов; диалог на заданную тему и пр.
Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может считаться законченной.
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_korrektsii_rechi.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: « Этапы логопедического воздействия»
Подготовила: учитель логопед Каримова Елена Абдрашитовна
Этапы логопедического воздействия.
В учебной литературе всю систему логопедической работы условно делят на следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
(постановка звука, автоматизация звука, формирование контроля за произношением.)
3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.
- Подготовительный этап.
Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука. Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение. Зрительная гимнастика является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений
Основная задача – развитие подвижности и точности движения языка.
Упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения.
Параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха и восприятия.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование умения правильно произносить звук на специально подобранном речевом материале.
Задачи:
- Постановка, вызывание звуков,
- Автоматизация. Закрепление навыков правильного использования звука в речи.
- Дифференциация. Формирование умения отбирать звуки, не смешивать их между собой.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Различные способы (приёмы).
-по подражанию (с использованием слухового и зрительного восприятия). «Посмотри, послушай»
- от опорных звуков с присоединением слухового и тактильно-вибрационного контроля,
-по аналогии с гласными плюс тактильно-вибрационный контроль.
- при помощи системы артикуляционных упражнений.
Артикуляционный уклад звука расчленяется на элементарные простые движения, которые отрабатываются до автоматизма, соединяются в единый артикуляционный уклад, произнесение звука .
- с механической помощью от опорного звука с присоединением слухового контроля.
использование логопедических зондов.
-смешанный способ.
Этап считается законченным при получении продолжительного, либо многократно повторяемого, чистого, устойчивого звука.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.
Требования к проведению занятий.
1.К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении.
2. Параллельно осуществляется развитие фонематического восприятия и слуха.
3.Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности с постепенным усложнением лексического материала.
4. Требования к подбору лексического материала:
насыщен закрепляемым звуком,
не должен содержать непроизносимых ребёнком звуков,
доступность речевого материала в соответствии с возрастными требованиями.
5. Постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
6. В автоматизацию включать один звук или два, но артикуляционно контрастных.
7. Соблюдать порядок коррекции звуков при сложной дислалии:
работу начинаем со звука с, с з.з,ц Л,р. Ш.ж,ч,щ. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Возможна параллельная работа над звуками, но с соблюдением определённых требований.
8.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
9.Строгая систематичность специальных занятий.
Этапы автоматизации звука.
1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ
( отражённая речь - это повторное произнесение слов или предложений вслед за кем-нибудь)
на данном этапе автоматизации необходимо утрированное (акцентированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком.
- изолированно:в звукоподражании, соотнесение с артикуляцией
(змея, жук, ветер, водичка)
-в слогах:
обратный слог, между гласными, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных,
проговаривание ряда слогов:
однотипные слоги , разуподобление слогов по гласным звукам,
с ударением,
разуподобление по согласным звукам – с чередованием артикуляционного уклада, на переключение,
эти же ряды, но с ударением.
-в словах:
звук в разных фонетических позициях, в 1,2,3,слоге
использование договорок: красивый красный гребешок имеет каждый…
отгадывание загадок, в отдельных предложениях
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАУЧЕННОЙ РЕЧИ:
Чистоговорках, рифмовках, стихах, рассказах.
Заученная речь подразумевает дословное повторение, без каких бы то ни было отклонений от образца.
На данном этапе автоматизации необходимо утрированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком, самостоятельное высказывание ребёнка.
Ребенку предлагается исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым, при употреблении вызванного звука в словах, словосочетаниях, предложениях.
Перед началом упражнений необходимо предупредить ребёнка о том, что взрослый будет говорить как правильно, так и неправильно. Без подобной установки ребёнку психологически трудно воспринимать и исправлять ошибки взрослого, особенно учителя (логопеда).
3.АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УСКОРЕННОЙ РЕЧИ:
В словосочетаниях, в рифмовках, в скороговорках.
Ускорение темпа упражнений служит важным средством скорейшей автоматизации правильного произношения вызванного звука. Кроме того, при ускоренном произнесении текстам вновь вызванный звук «обминается», то есть становится не утрированным, а привычным для слуха окружающих. В то же время его артикуляция делается наиболее естественной и удобной для ребёнка.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Требование: Только если звук поставлен и закреплён.
Основная задача: научить ребёнка контролировать своё произношение, сформировать определённый стереотип.
- Выделение смешиваемых звуков и слов,
сопоставление акустико-арикуляционного образа звука, нахождение общего и различного,
соотнесение артикуляции того и другого звука с движением руки.
Соотнесение звука с буквой,
Опознание звука в словах-паронимах (чем отличаются эти слова, их значение)
Опознание слов с заданным звуком в тексте,
Выделение из текста предложений с заданным звуком,
Устный анализ предложений, графическая запись.
3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.
Цель: Формирование у ребёнка умений и навыков употреблять звуки в различных видах самостоятельной речи, во всех ситуациях общения.
Использование различных текстов, применение различных форм и видов речи, использование творческих упражнений, а именно:
называние предметов, объектов, действий; составление предложений;
описание ситуаций; пересказ текстов;
составление рассказов; диалог на заданную тему и пр.
Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может считаться законченной.
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Этапы речевого развития"
Каковы этапы речевого развития ребенка?...
Консультация для педагогов на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста на современном этапе"
Здоровьесберегающая педагогическая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностно...
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Система логопедического воздействия при дизартрии у детей дошкольного возраста"
Фотоотчет ГМО "Логопед" 2016-2017 гг....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».
Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов на тему: «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе».
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...
Консультация для педагогов на тему: "Звуковая культура речи и этапы её формирования"
В данной консультации дана цель ,понятие "звуковая культура речи" и расписаны этапы её формирования....
Статья на тему: "Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии"
Коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению дефектов звукопроизношения при дислалии...
- Мне нравится (1)