Мастер класс Тема: «Игровая мозаика логопедическая в коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Наталья Николаевна Сучкова

В своем мастер классе  я рассказываю об уникальном дидактическом пособии - игровой логопедической мозаике «Дары Фрёбеля», а также  показываю практическое применение игрового набора  в коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

Тема: «Игровая мозаика логопедическая в коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ»





Авторы: учителя-логопеды

Сучкова Н.Н.; Усольцева И.А.

МАДОУ Детский сад № 10

                                                                                                                           «Аленький цветочек»

                                                                                                                       




г. Прокопьевск, 2022

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего мастер – класса: «Игровая мозаика логопедическая в коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ»

2 слайд

 «Цель мастер - класса:

Познакомить учителей-логопедов с применением комплекта «Мозаика игровая логопедическая» в коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ.

Задачи:

- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ.

- Вызвать интерес к игровой технологии, развивать творческую активность.

  Дети с ОВЗ поступающие в ДОУ компенсирующего вида,  часто имеют не только недостатки произношения, но и сопуствующие вторичные отклонения в развитии эмоционально - волевой сферы. Эти нарушения проявляются наиболее ярко у детей с общим недоразвитием речи, дизартрией, моторной алалией.

Перед логопедом стоит нелегкая задача, чтобы рутинные упражнения выполняемые на каждом занятии, стали интересными и не утомляли ркбенка. Для этого на логопедических занятиях используются различные игровые методы и приемы.

3 слайд

Сегодня мы расскажем об уникальном дидактическом пособии - игровой логопедической мозаике «Дары Фрёбеля». Это один из первых, известных в мире дидактических материалов для детей, созданных в конце 18 века немецким педагогом Ф. Фрёбелем (1782-1852). 

Мозаика логопедическая игровая – это дидактическое пособие, которое полностью соответствует ФГОС ДО. Предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, а также в группах компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленности.

4 слайд

Мозаика выполнена из разноцветных деревянных геометрических фигур. Детали набора: геометрические фигуры, палочки, кольца, полукольца и т.д..        

Детали имеют универсальную форму и позволяют использовать один и тот же предмет для решения коррекционно - развивающих задач по разным направлениям логопедической работы.

 Например, круглые детали можно использовать и как элемент построения сюжетного изображения, и при выполнения ребенком заданий на развитие чувства ритма; палочки можно использовать для усвоения грамматического строя на уровне слова и предложения.

5 слайд

Вариантов использования пособия множество, и они подробно описаны в методичке, прилагаемой к пособию.

Игровая деятельность детей с предлагаемой мозаикой организуется с помощью дидактических игр и игровых упражнений, оформленных в виде технологических карт и рабочих полей по 10 лексическим темам в которых присутствует четыре уровня сложности.  

6 слайд

Используется принцип «от простого к сложному». Кроме этого, каждый педагог может вносить изменения в ход игры, руководствуясь возможностями и потребностями воспитанников.

7 слайд

 Использование мозаики в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять: коррекцию звукопроизношения, развитие языкового анализа и синтеза, формирование и развитие лексико-грамматического строя речи, развитие логического мышления и воображения, развитие связной речи, развитие и активацию словарного запаса, развитие мелкой моторики.

8 слайд

Далее приведу варианты игр, которые мы используем на занятиях.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Лексическая тема «Фруктовая корзина». Содержание совместной деятельности следующее: 1) Ребенок выкладывает на рабочем поле корзинку. 2) Ребенок выполняет упражнения, одновременно складывая в корзинку фрукты.  «Яблоки» - широко открыть рот. «Вишни» - открыть рот, округлить губы, закрыть рот. «Лимон» - сжать губы и наморщить нос. «Банан» - губы сомкнуты и растянуты в улыбке. «Сливы» - открыть рот, губы округлить как овал. «Корзинка» - открыть рот, поднять вверх боковые края языка «чашечка».

  1. Автоматизация изучаемого звука на уровне слогов. Упражнение «Солнышко». Повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка.
  2. Автоматизация изучаемого звука на уровне слов.  

Упражнение «Дорожки». Посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество кружочков. Назови первый звук во всех этих словах.

  1. Развитие фонематического слуха.

«Хлопни столько раз, сколько палочек» Развитие слухового и зрительного восприятия.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза. 

Упражнение «Бусы слов». Определение места звука в начале и конце слова. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.

6. Автоматизация звука «С» в предложениях. Лексическая тема «Домашние животные».

Упражнение «Миски для кисок» - ребенок выкладывает мозаичную картинку и составляет предложения:

- У серой киски серая миска, и т. д.

- У черной киски черная миска.

- У белой киски белая миска.

Упражнение «Накорми кисок» - логопед произносит инструкцию, а после выполнения ребенком соответствующих действий с мозаикой задает вопрос: «Что ест киска?».

- Налей белой киске молоко в миску.

- Белая киска пьет молоко из миски.

- Насыпь черной киске «Вискас» в миску.

- Черная киска ест «Вискас» из миски.

- Положи серой киске рыбку в миску.

- Серая киска ест рыбку из миски.

Ребенок произносит чистоговорку и на каждое слово кладет фишку в миску (достает из миски) указательным типом хватания.

- У киски есть «Вискас» в миске. Киска ест «Вискас».

  1. Развитие грамматического строя речи.

Лексическая тема «Домашние животные», упражнение «Что делает кошка?» - закончить предложения дополнением, выраженным существительным в форме Т.п. мн. ч.

- Кошка катает клубок …  лапками.

- Кошка кусает клубок …зубками.

  1. Развитие связной речи. 

Лексическая тема в «На горке». Выкладывание картинки к рассказу: «Ваня и Таня гуляют. У Вани санки. Ваня маленький, а санки большие. Ваня санки на горку возить не может. Таня большая. Таня Ване кататься с горки поможет».

9 слайд

Сегодня мы с Вами рассмотрим один из вариантов нетрадиционного использования логопедической мозаики. Сейчас с помощью элементов данного комплекта, мы с вами придумаем сказочный сюжет. А для того, чтобы узнать, о чем будет рассказываться в этом сюжете, нужно отгадать загадку.

Елку надо нарядить,

Всем подарки подарить,

Много радостных хлопот,

Это праздник (Новый год).

       Скоро наступит самый любимый взрослыми и детьми праздник Новый год. И сегодня мы с вами придумаем новогоднюю сказку.

У меня приготовлен фон – рабочее поле, на котором участники мастер класса будут выкладывать героев и сюжет сказки из элементов мозаики по своей фантазии.

10 слайд (герои появляются на экране по очереди, после того, как загадка отгадана)

Но чтобы узнать героев сказки надо угадать загадки.

Итак, послушайте мою загадку.

 Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это?...

(Дед Мороз)

Кто первый отгадал загадку, прошу выйти ко мне, и на этом листе выложить Деда Мороза так, как он его себе представляет. А пока наш участник выкладывает Деда мороза, послушайте следующую загадку про другого героя сказки.

Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка волшебного деда.

Это кто? … (Снегурочка)

Кто отгадал загадку, прошу выйти ко мне, и так же выложить Снегурочку на листе. (Играет Новогодняя музыка).

Мы знаем, что в каждой сказке есть начало. Давайте с вами вместе вспомним, как начинаются обычно сказки, зал помогает. (Перечисляются варианты.) все верно. У нас есть два главных героя сказки. Участники придумывают начало сказки. Послушаем их.

Пример сказки

Жили-были в лесу, в красивой сказочной избушке, Дедушка Мороз со своей внучкой, Снегурочкой.

Наступил Новый год. Дед Мороз со Снегурочкой отправились раздавать детям подарки. Поздравили всех детей, и пошли домой. Возле избушки увидели…. (Возле избушки увидели зайчиков, белочек, лисичку, волчонка). Выкладываем фигуры из мозаики.

Продолжаем придумывать сказку дальше. Например….

— Что вы здесь делаете? Почему все грустные? – спросил Дед Мороз.

— Дедушка Мороз, ты каждый год устраиваешь для ребят праздник и даришь подарки. «Мы хотим попросить тебя устроить и для нас праздник», – сказали зверята.

Но так, как наша в нашей сказке присутствует Дед Мороз и Снегурочка, я думаю, что в ней не хватает, а кого, угадайте.

Загадка участникам:

Я прихожу с подарками,

 Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

 На Новый год я главная! (Елочка)

Участник выкладывает елочку, а остальные участники придумывают сказку дальше. И третий пункт в нашей сказке — это преодоление трудностей, поиски выхода из ситуации.

Слушаем сказку дальше….

Ну и как мы все знаем, что в конце сказки происходит разрешение проблемы с хорошим концом.

Послушаем завершение сказки. (Педагоги предлагают свои варианты).

Спасибо, уважаемые участники за интересную сказку.

Сейчас мы представили Вам один из вариантов нетрадиционного применения логопедической мозаики.

Итоги

Новогоднюю сказку можно придумать совместно со своими воспитанниками. Таким образом, мы развиваем у них связную речь, мелкую моторику, воображение. Все это происходит в игровой форме, а игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

        Эффективность применения дидактического пособия в том, что логопедам не обязательно строго придерживаться методических рекомендаций. Педагог может сформулировать тему самостоятельно, с учетом конкретных условий работы, а также индивидуальных способностей детей. Мозаика может применяться в индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми. Работая с мозаикой, каждый ребенок включается в живой творческий процесс. Повышается интерес к логопедическим занятиям, что имеет огромное значение для детей с речевыми нарушениями.

Спасибо за внимание.

CПИСОК   ЛИТРАТУРЫ

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И.Н. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля» с технологическими картами: учебное пособие. Самара: Вектор, 2018.

2. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». Варсон, М., 2012.

3. Маркова В.А. Дидактическая система Фридриха Фёбеля. М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2020.

4. Фрёбель Ф. Будем жить для своих детей, М., 2001.

Спасибо за внимание.

Внедрение игровой логопедической мозаики Ф. Фрёбеля в коррекционно-логопедический процесс Многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения показывает, что кроме речевых патологий, у них отмечаются проблемы в развитии познавательных и психических процессов, различная степень недоразвития моторных и сенсорных функций. У многих дошкольников с ТНР снижен интерес к обучению. Отсюда не всегда высокая динамика коррекции недостатков развития произносительной стороны речи. Лев Семенович Выготский подчеркивая, что исход компенсации и коррекции зависит не только от тяжести дефекта, но и от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов. Для достижения устойчивых положительных результатов своей работы я постоянно ищу и применяю эффективные методы и средства коррекции речевого развития дошкольников с ТНР. Поэтому, когда мы приобрели игровую логопедическую мозаику «Дары Фрёбеля», появилась идея использовать этот комплекс в непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ТНР. Так появилось методическое пособие «Лого – Фребель». Кому актуален данный материал? Конечно, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с ТНР, не лишним будет и воспитателям групп общеразвивающей направленности. цель данного пособия - модернизация коррекционно-развивающего процесса у детей имеющих речевую патологию, посредством внедрения современного игрового оборудования в образовательный процесс. Задачи, решаемые данным пособием: - Повышать мотивацию и интерес детей с ОВЗ к коррекционным занятиям; - Развивать навыки звукового анализа и синтеза; - Развивать связную монологическую речь; - Способствовать успешной коррекции аграмматизмов; - Развивать творческое мышление и фантазию; - Способствовать повышению уровня профессиональной коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ Структура методического пособия «Лого – Фрёбель» состоит из основных разделов: пояснительной записки с описанием методического продукта, характеристики детей II – III уровня ОНР, и самое важное, конспектов НОД по лексическим темам. Выбор лексических тем обусловлен сезонностью. Своеобразие данных конспектов заключается в постановке мотивационной задачи и отсутствии, как такового, организационного момента. На каждом занятии дети являются активными участниками образовательного процесса, и решают проблемные ситуации, в которые их вовлекают логопед, герои и персонажи занятия. Так, например, в занятии по теме: «Посуда» детям предлагается помочь Федоре из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» вернуть ее посуду, сделать ее целой и невредимой. В занятии по теме: «Дикие животные» детям было предложено спроектировать жилища лесных животных, особенно зайца, который, как правило, остается без жилья. В занятии по теме «Игрушки» мотивационной задачей стало наполнение открывшегося магазина игрушек в нашем поселке Верхняя Подстепновка. А в занятии по теме «Времена года» ставилась задача помочь игрушке «Совушке – Сове» запомнить времена года. Использование мозаики актуально для выкладывания звуко-слоговых схем слов. При этом я использую не только круги и квадраты трех цветов, но и овалы. Интересно применение данного набора для выкладывания схем предложений, когда вместо бумажных полосок дети используют разноцветные палочки, желтые треугольники для предлогов, мелкие кружочки для точек. Каждый конспект включает задание по развитию связной речи. Дети выкладывают картинки из мозаики, составляя истории по ним, или после прослушивания сказки, стихотворения рассказа. Данное пособие реализую второй год. В первый год реализации отмечены следующие результаты: - Повысилась мотивация к занятиям. - Обогатился словарный запас. - Формируются предпосылки развития абстрактного мышления. - Формируются предпосылки инициативности и самостоятельности. - Развивается мелкая моторика. Пособие «Лого – Фрёбель» в структуре занятий с детьми с ТНР дает возможность учитывать не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. Использование пособия «Лого- Фребель» позволяет корректировать ход занятия под желания и возможности детей. Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое. Важно это старое использовать с умом и любовью на благо детей.

Пример сказки

Жили-были в лесу, в красивой сказочной избушке, Дедушка Мороз со своей внучкой, Снегурочкой.

Наступил Новый год. Дед Мороз со Снегурочкой отправились раздавать детям подарки. Поздравили всех детей, и пошли домой. Возле избушки увидели зайчиков, белочек, лисичку, волчонка.

       — Что вы здесь делаете? Почему все грустные? – спросил Дед Мороз.

— Дедушка Мороз, ты каждый год устраиваешь для ребят праздник и даришь подарки. «Мы хотим попросить тебя устроить и для нас праздник», – сказали зверята.

Дед Мороз и Снегурочка решили порадовать лесных жителей. На полянке росла красивая елочка. Дед Мороз взмахнул волшебным посохом, и елочка стала праздничная: красивая, нарядная. Снегурочка и Дед Мороз подарили всем подарки. Зверята вокруг елки водили хоровод, пели, плясали, да так, что даже Мишку и Ежика разбудили. Они тоже веселились и получили подарки.

https://needlewoman.ru/articles/skazku-pridumat-pro-novyy-god.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Обучение  детей в игровой форме различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и предложениях. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.Помогает создать ...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

laquo;Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»...

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".

Использование тренажёров в развитии речи детей ОВЗ старшего возраста....

Мастер-класс «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ .

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ "....