Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с помощью логопедической ритмики
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Логопедическая ритмика помогает автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать речь детей. Использование скороговорок, чистоговорок и стихов с выполнением определённых целями и задачами занятия действий помогает развивать эмоционально-волевую сферу, внимание, память, пространственные представления дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с помощью логопедической ритмики»

Учитель-логопед Махалик И.К.

       Логопедическая ритмика – один из способов коррекции нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста, который способствует развитию музыкально-ритмического чувства, пространственных и слуховых функций, эмоционально-волевой сферы, физических качеств. Речевое сопровождение определённых движений на разных этапах логопедического занятия должно вызывать у детей речевую и двигательную активность. Логоритмика помогает совершенствовать общую и мелкую моторику, точность движений, развивать артикуляционный аппарат, помогает формировать у детей правильное физиологическое и речевое дыхание, фонематическое восприятие, развивает голосовые возможности, темп речи умение выражать свои эмоции в мимике и пантомимике, закреплять умения ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словом и музыкой (если предполагается музыкальное сопровождение), воспитывать привычку самостоятельно выполнять необходимые правила. В логоритмических играх часто используют распевки, скороговорки, чистоговорки, которые состоят из звуков, требующих автоматизации и дифференциации. Коррекция звуков с помощью логоритмики эффективна, так как у детей в процессе выполнения заданий возникают положительные эмоции за счёт запоминания стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

       Речевое сопровождение может использоваться при проведении логопедического массажа язычной мускулатуры, который необходим, например, при стёртой форме дизартрии для нормализации речевой моторики. Логопедический массаж проводят с помощью ватной палочки, медицинского шпателя, а также просто пальцами рук в напальчниках или обёрнутых в носовой платок. При прочтении потешки, скороговорки или стихотворения движения пальцев имитируют соответствующие действия, что отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений.

Как пример можно привести упражнение «Дождик идёт», при выполнении которого выполняются точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Дождик, не переставай,

Дождик, землю поливай,

Поливай луга, поля,

Пусть попьёт воды земля.

       Также логопедическую ритмику можно использовать в процессе логопедического занятия по лексической теме. Например, при изучении темы «Зимние забавы» в процессе проговаривания стихотворения дети выполняют соответствующие движения: имитируют полёт снежинок, ходьбу на лыжах.

Снежинки летали, снежинки кружились,

На землю легко и красиво ложились.

Мы утром кататься на лыжах пошли,

Весь парк городской мы на лыжах прошли.

При изучении темы «Овощи» дети имитируют действия при сборе урожая.

В огороде урожай собираем,

Мы морковку из земли натаскаем,

Мы картошку лопатой капаем,

Мы капусты качаны срубаем,

Мы помидоры с огурцами соберём

И с урожаем мы домой пойдём.

       Логопедическая ритмика также используется для развития речевого дыхания, силы и тембра голоса, для правильной артикуляции звуков, для автоматизации и дифференциации звуков в речи. Например, для артикуляции гласных звуков [а], [и], [э], [о], [у], [ы] логопед пропевает звук, затем по жесту педагога в распевку включается ребёнок, слова логопед и ребёнок пропевают вместе. Движения к распевке можно придумывать произвольно.

А-а-а-а,

Мы верные друзья.

И-и-и-и,

На нас ты посмотри.

Э-э-э-э,

Вы пойте с нами все.

О-о-о-о,

Всем вместе петь легко.

У-у-у-у,

Поём мы все в саду.

Ы-ы-ы-ы,

Поём красиво мы.

       Для автоматизации, например,  звука [л] в речи можно использовать при прочтении стихотворения и выполнения соответствующих движений маски волка и зайца, а в игровое упражнение включать несколько детей.

Волк по лесу пробегал,

Волк зайчишку увидал.

Серый зайка задрожал

И от волка убежал.

        Для дифференциации, например, звуков [с]-[ш], можно использовать следующий речевой материал, который желательно проговорить, выполняя движения, не менее 2 раз – по часовой стрелке на первые две строчки и против неё на две последние строчки. Дети идут по кругу и проговаривают слова.

Саша, Миша, Соня, Маша

Пили сок и ели кашу,

Ели вкусные ватрушки,

И ванильные сушки.

       Логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом занятии в детском саду. По возможности при выполнении игр и упражнений на занятиях в группе для детей с общим недоразвитием речи желательно использовать музыкальное сопровождение. Музыка помогает более полно прочувствовать ритмический рисунок, вызывает нужные положительные эмоции.  Использование логоритмических игр и упражнений повышает качество коррекционного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями, предоставляет возможность многократного повторения речевого материала, способствует увеличению темпов автоматизации звуков в речи и активному обогащению словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью фетровой книги

Фетровый конструктор помогает детям как самостоятельно, так и под руководством взрослого активизировать знани по пройденному материалу, закрепить и систематизировать представления ол профессии "п...

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности"

Авторская технология по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР в интегрированной деятельности педагогов....

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегративной художественной деятельности»

В основу интеграции положены разные виды художественной деятельности на фоне разнообразной речевой активности дошкольников....

НИР Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии

В НИР представлено теоретическое обоснование высокого потенциала использования сказкотерапии как инструмента коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены материалы констат...

Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

КОНСПЕКТ НОД  ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной ГРУППЫ. Тема:Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».Цель:способствовать развитию речи детей старшего дошкольного в...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...